Слайд 1
Подготовка к переходу на обучение по общеразвивающим и предпрофессиональным программам в
учреждениях дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта
Н.Г. Богданович,
Заместитель директора по НИР Иркутский филиал ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», к.псх.н., доцент
Слайд 2Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации
на 2006 -2015 гг.
Подпрограмма «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва государственной программы»
(сроки реализации подпрограммы:
2013-2020 гг.)
Слайд 3«…В 2006-2010 годах более чем на 17 тыс. сократилось число юных
спортсменов, занимающихся в учебно-тренировочных группах на различных этапах спортивной подготовки, и на 54 тыс. сократилось их число в группах спортивного совершенствования».
«…По оценкам экспертов – в долгосрочной перспективе сохранится тенденция усиления конкуренции в спорте высших достижений, что диктует необходимость непрерывного совершенствования системы подготовки спортивных сборных команд России, включая подготовку спортивного резерва на основе принятия системных комплексных мер при обеспечении государственной поддержки развития спорта высших достижений».
Слайд 4Ожидаемые результаты подпрограммы:
- увеличение доли организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке
в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с 20% в 2014 году до 100% к 2020 году;
- увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет, с 24% в 2011 году до 50% в 2020 году;
- увеличение доли занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку и зачисленных на этап высшего спортивного мастерства, в общем количестве занимающихся, зачисленных на этап спортивного совершенствования, в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, с 20% в 2011 году до 25% в 2020 году.
Слайд 5До настоящего времени
Деятельность ДЮСШ муниципальных образований была направлена в основном на
развитие массового спорта путем привлечения максимально возможного количества детей и подростков для занятий физической культурой и спортом.
Слайд 6В соответствии с Положением о ДЮСШ, СДЮШОР
Основной показатель работы ДЮСШ –
количество учащихся, поступивших по конкурсу в школы-интернаты спортивного профиля (УОР), специализированные детско-юношеские школы
олимпийского резерва (СДЮШОР), центры спортивной подготовки (ЦСП).
Слайд 7Интеграция Федеральных Законов
N 329-ФЗ "О физической культуре
и спорте в РФ"
и
N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
в деятельности детско-юношеских спортивных школ
Слайд 8В соответствии со
статьей 108 ФЗ
от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об
образовании
в Российской Федерации»
Заканчивается реализация программ дополнительного образования детей и осуществляется переход на реализацию общеразвивающих программ и предпрофессиональных программ.
Слайд 9Организационно-правовые механизмы развития системы подготовки спортивного резерва
ФЗ РФ от 6 декабря
2011 года № 412-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в РФ»
ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в РФ»
Приказ Минспорта РФ от 24 октября 2012 г. № 325 «О Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в РФ»
Приказ Минспорттуризма России от «14» июня 2011г. № 571 «Об утверждении перечня базовых олимпийских и паралимпийских видов спорта, развиваемых в субъектах Российской Федерации для подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации»
Приказ Минспорттуризма РФ от 05.05.2010 N 420/1 "Об утверждении Порядка формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования "Олимпийский", "Паралимпийский", "Olympic", "Paralympic" и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
Слайд 10Федеральные стандарты спортивной подготовки
Основная задача стандартов – обеспечение единства основных требований
к спортивной подготовке и планомерности ее осуществления на всей территории Российской Федерации.
Опубликованы федеральные стандарты спортивной подготовки:
- по дзюдо;
- тяжелой атлетике;
- тхэквондо;
- фехтованию;
- плаванию;
- хоккею;
- футболу;
- боксу
Слайд 11Федеральные государственные требования разрабатываются по группам видов спорта:
Игровые.
Командно-игровые.
Спортивные единоборства.
Сложно-координационные.
Циклические, скоростно-силовые, многоборья.
С
использованием животных.
Адаптивные (спорт глухих, спорт слепых, спорт ПОДА, спорт ЛИН).
Национальные виды спорта.
Служебно-прикладные, военно-прикладные, спортивно-технические, стрелковые, а также виды спорта, осуществляемые в природной среде.
Слайд 12Подходы к организации работы спортивных школ для повышения их эффективности и
конкурентоспособности:
- дальнейшее структурирование системы спортивных школ и создание триады ДЮСШ-СДЮШОР-организация спортивной подготовки (ОСП);
формирование государственного (муниципального) задания на услуги по спортивной подготовке по подушно-нормативному методу расчета по каждому виду спорта и этапу спортивной подготовке на основе федеральных стандартов спортивной подготовки;
организация планирования и программирования деятельности спортивных школ на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, образовательных программ и программ спортивной подготовки.
Слайд 13Основные проблемы в деятельности спортивных школ
1. Организационно-правовые проблемы управления системой подготовки
спортивного резерва
2. Проблемы, связанные с обеспечением современных условий для подготовки спортивного резерва:
дефицит высококвалифицированных кадров, владеющих современными технологиями подготовки спортсменов;
слабая материально-техническая база учреждений, недостаточное количество современных спортивных сооружений;
устаревшие подходы в информационном, медико-биологическом, научно-методическом сопровождении спортивной подготовки.
Слайд 14
Пункт 6 статьи 33 ФЗ
«О физической культуре и спорте
в Российской
Федерации»
от 04.12.2007 № 329-ФЗ
Устанавливает следующее:
образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Слайд 15Федеральный закон
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании
в Российской Федерации»
Вступил в силу с 01 сентября 2013 года
Слайд 16
Основные статьи, касающиеся деятельности образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической
культуры и спорта:
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ.
Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.
Статья 23. Типы образовательных организаций.
Статья 25. Устав образовательной организации.
Статья 31. Организации, осуществляющие обучение.
Статья 49. Аттестация педагогических работников.
Слайд 17
Основные статьи, касающиеся деятельности образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической
культуры и спорта:
Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых.
Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.
Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Статья 108. Заключительные положения.
Слайд 18Пошаговое внедрение дополнительных предпрофессиональных программ
Алгоритм действий руководителя спортивной школы
Слайд 191. Проанализировать возможности спортивной школы в части реализации предпрофессиональных образовательных программ
и программ спортивной подготовки с учетом утвержденных Минспортом России особенностей реализации программ (на основании части 9 статьи 84 Закона «Об образовании в РФ»).
2. Разработать программу управления образовательным (тренировочным) процессом в переходный период, направленный на реализацию двух видов программ (до 1 января 2016 года).
3. Подготовить новые общеразвивающие и предпрофессиональные программы к лицензированию (бессрочные лицензии, выданные ранее, действуют до 1 января 2016 года).
Слайд 204. Разработать технологию индивидуального отбора детей для освоения образовательных программ и
их последующего перехода для освоения программ спортивной подготовки.
5. Обновить базу локальных документов спортивной школы:
- устав;
- порядок приема (положение о приеме на обучение);
- положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- правила внутреннего распорядка для обучающихся.
Слайд 216. Разработать новые локальные нормативные акты:
- положение о дополнительном приеме;
- порядок перевода обучающихся с одной образовательной программы на другую и в дальнейшем на программы спортивной подготовки;
- положение о сокращенной форме обучения;
порядок применения индивидуальных планов;
и другие.
Слайд 22Приняты и в ближайшее время будут приняты:
федеральные государственные требования к минимуму
содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам по группам избранных видов спорта, которые должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки (Приказ Минспорта России от 13.09.2013 № 730);
федеральная целевая программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы);
порядок приема на обучение по предпрофессиональным программам на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта (Приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 731);
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008);
Слайд 23- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
в области физической культуры и спорта;
- об установлении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта (ПРОЕКТ Приказа Минспорта России);
- положение о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966);
- об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией и показатели деятельности образовательной организации, подлежащей прохождению процедуры самообследования (в соответствии с п.3 2 части статьи 29 ФЗ об образовании в РФ) (Приказ Минобрнауки России от 14.07.2013 № 462).
- план мероприятий для образовательных и спортивных организаций подлежащих приведению в соответствие с федеральными законами до 1 января 2016 года.
Слайд 24Компетенция образовательной организации
Самостоятельно разрабатывает дополнительные предпрофессиональные программы на основе ФГТ и
с учетом федеральных стандартов спортивной подготовки.
Самостоятельно разрабатывает программу спортивной подготовки в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта.
Слайд 25Основные принципы и структура взаимодействия образовательных программ в сфере физической культуры
и спорта и программ спортивной подготовки
Слайд 26
Образовательные программы
в области физической культуры и спорта (ст. 84 ФЗ
№273 «Об образовании в РФ»):
Слайд 27Программы в сфере физической культуры и спорта:
Программы спортивной подготовки
Слайд 28
Отличительные особенности программ:
Слайд 29
Факторы успешности внедрения изменений в законодательстве:
Слайд 30Программы, реализуемые на различных этапах подготовки:
Слайд 31Этапы подготовки в учреждениях различного вида
Слайд 32Для реализации статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» Министерством спорта России предлагается:
Обеспечить перевод детей, ранее проходивших подготовку по программам дополнительного образования детей на предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта и программы спортивной подготовки в государственных спортивных школах с 1 января 2014 года, в муниципальных спортивных школах – не позднее 1 июля 2015 года.
Слайд 33- на обучение по общеобразовательным программам (общеразвивающим), разрабатываемым образовательными организациями самостоятельно
предлагается перевести детей, в настоящее время обучающихся в спортивных школах на спортивно-оздоровительном этапе;
- на обучение по предпрофессиональным программам, разрабатываемым образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными требованиями, предлагается перевести детей, обучающихся на этапах, начиная с начальной подготовки до совершенствования спортивного мастерства;
- на программы спортивной подготовки, в первую очередь, необходимо переводить обучающихся в спортивных школах на этапах высшего спортивного мастерства, совершенствования спортивного мастерства.
Слайд 34Для реализации вышеуказанных мероприятий государственным органам исполнительной власти в области физической
культуры и спорта муниципальных образований необходимо:
Усилить содействие и контроль за организацией спортивной подготовки в спортивных школах и повышение эффективности их деятельности независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
Обеспечить перевод детей, ранее проходивших подготовку по программам дополнительного образования детей на предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта и программы спортивной подготовки в государственных спортивных школах с 1 января 2014 года, в муниципальных спортивных школах – не позднее 1 июля 2015 года.
Предусмотреть и финансово обеспечить перевод детей на программы спортивной подготовки:
в государственных спортивных школах с 1 января 2015 года не менее 30% обучающихся;
в муниципальных спортивных школах – не позднее 1 сентября 2015 года не менее 10% обучающихся.
Письмо Минспорта России
от 22.07.2013 № ВМ-03-09/422