Руководитель проекта: Мурина Вера Николаевна
“Мой Дедушка – Юнга Северного Флота”
Департамент образования г.Москвы ГОУ ЦО №1479
“Мой Дедушка – Юнга Северного Флота”
Департамент образования г.Москвы ГОУ ЦО №1479
Содержание
К весне 1942 года на судах всех флотов ощущалась нехватка специалистов, и 25 мая нарком Военно-Морского флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов издал приказ № 108 о создании школы юнг при Учебном отряде Северного флота с дислокацией на Соловецких островах . Начальником Соловецкой школы юнг был назначен Николай Юрьевич Авраамов, капитан 1 ранга, кавалер 11 правительственных наград.
Учебный отряд Северного флота (УО СФ), возникший в 1940 г., теперь состоял из пяти школ: Электромеханической, Школы оружия, Школы связи, Объединенной школы и Школы юнг ВМФ. Последняя действовала по всем нормативам УО СФ, юнги принимали присягу. Сначала это подразделение именовалось «Школа юнг Военно-Морского флота», позже — «Школа юнг Северного флота».
Некоторым преимуществом пользовались дети военных и воспитанники детских домов. Кое-кто из мальчишек уже успел повоевать в партизанских отрядах, кто-то был «сыном полка».
Всего в Школе было три выпуска (наборы 1942, 1943 и 1944 гг.), и общее количество подготовленных специалистов флота составило 4111 человек. Обучение продолжалось около года. На юнг с момента зачисления в Школу полностью распространялся «Дисциплинарный устав ВМФ». Школа готовила боцманов, рулевых, радистов, артиллерийских электриков и мотористов.
В 1943 г. юнги, командиры и преподаватели собрали деньги на военный корабль. Ими была послана телеграмма на имя Сталина с просьбой построить катер, что и было сделано: торпедный катер «Юнга» участвовал в боях на Черном море.
Сталин ответил юнгам благодарственной телеграммой, которая сейчас находится в экспозиции Соловецкого музея, посвященной Школе юнг.
В конце учебы юнги сдавали выпускные экзамены и затем распределялись для дальнейшего прохождения службы на кораблях ВМФ.
Перед отъездом к местам службы мальчишки давали клятву: «Родина! Великая Советская держава! В день отправки на боевые корабли, приносим тебе свою клятву: мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянемся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины.
Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах мужественных и смелых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины!»
Дорога была длинная и тяжелая, питались всухомятку, ехали они так почти месяц. Вчерашние мальчишки были включены в военную машину и уже полностью подчинялись приказам. От Архангельска на тихоходном речном трамвайчике по Северной Двине они добрались до Красной пристани, которая находилась в Соломбале, где все напоминало о море.
Здесь в мае 1694 года Петр I лично подрубил подпоры у первого построенного русского корабля «Святой Павел» во время его спуска на воду, отсюда уходил «Георгий Седов» к Северному полюсу, отсюда в начале тридцатых годов уходил «Челюскин» и другие полярные экспедиции. Школа юнг располагалась в здании бывшего монастыря. Немногие знают, что нехитрые головные уборы юнг украшали банты. То есть те же ленточки, только собранные сбоку бескозырок в элегантный бутон. Одним словом экзотики было немало.
Однажды дедушке довелось участвовать в составе экипажей эсминцев «Разумного» и «Дерзкого» в интереснейшей и уникальной военно-морской операции, которая называлась свободным поиском вражеских подводных лодок. В ту памятную ночь дедушка находился на вахте и принял с соседнего эсминца «Дерзкий» по внутренней связи сообщение: "Вижу подлодку. Выхожу на таран". Как оказалось, лодка всплыла перед самым носом эсминца. И ему ничего не оставалось делать, как ее таранить.
А через некоторое время и второму эсминцу повезло. Запеленговали с его борта вражеский подводный корабль. Правда, он успел погрузиться. Но и эсминец успел сбросить несколько глубинных бомб. Вскоре убедились, что они достигли цели. Через некоторое время и разведка подтвердила потопление судна. А позже газета "Правда" сообщила, что "корабли Северного флота уничтожили две подводные лодки противника".
Под его руководством в 1967-1968 гг. было введено в эксплуатацию 99 нефтяных скважин, что позволило с введением в строй нефтепровода Усть-Балык – Омск приступить к круглогодичной добыче нефти. В 1969 – 1977 гг. – главный инженер, первый заместитель начальника "Главтюменнефтегаза". В 1977-1980 гг. – начальник "Главтюменнефтегаза". Участвовал в обустройстве ряда месторождений, в т.ч. крупнейшего Самотлорского. В 1980 – 1984 гг. дедушка проработал главным инженером НПО "Союзтермнефть" (г.Краснодар), это было первое в стране научно-производственное объединение, созданное на Кубани сразу после освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков.
Из воспоминаний руководителя крупнейшего в нефтяной промышленности СССР предприятия «Главтюменьнефтегаз», Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий Виктора Ивановича Муравленко : “ Это было в Отрадном, я заглянул в клуб, где танцевала молодежь. В центре зала лихо выбивал дробь флотской чечетки темноглазый смуглый парень, лицо которого показалась знакомым. Это наш Феликс. Семь лет отслужил на флоте. Плавал на тральщиках в Баренцевом море…- не без гордости пояснил сопровождавший инженер – Работает технологом на нефтестабилизационном заводе… Душа человек…”
Какие бы высокие посты не занимал дедушка, он всегда оставался очень добрым, отзывчивым и простым человеком, Среди коллег он пользовался непререкаемым авторитетом. Нефтяники запросто называли его “наш Феликс».
Источники Информации
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть