Особенности ведения предпринимательской деятельности в сети Интернет. Понятие электронной оферты и акцепта. Заключение договора презентация

Содержание

Заключение договора купли-продажи через Интернет возможно осуществлять 2 способами: Первый способ - заключение договоров через электронную почту (по e-mail); Второй способ - заключение договора с использованием web-страниц (сайтов), путем

Слайд 1Лекция 3. Особенности ведения предпринимательской деятельности в сети Интернет. Понятие электронной оферты

и акцепта. Заключение договора через электронную сеть

© д.э.н., профессор
О.А. Никитина
Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности»



Слайд 2Заключение договора купли-продажи через Интернет возможно осуществлять 2 способами:
Первый способ

- заключение договоров через электронную почту (по e-mail);

Второй способ - заключение договора с использованием web-страниц (сайтов), путем «щелчка по иконке».


Слайд 3Заключение договоров через электронную почту
(по e-mail)
Вопрос о форме договора, заключенного

по электронной почте имеет принципиальное значение в связи с тем, что действующее законодательство в определенных случаях устанавливает требования к форме сделки, несоблюдение которых может повлечь отрицательные последствия для одной или нескольких сторон.
Ст. 162 ГК РФ предусматривает при несоблюдении простой письменной формы сделки лишение сторон права в случае спора ссылаться на свидетельские показания.
В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.


Слайд 4Какие возможности есть в российском праве?
В п. 2 ст. 434 ГК

РФ прямо указано, что договор (двух-, многосторонняя сделка) может заключаться путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Слайд 5В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 г.

N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под документом (документированной информацией) понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее определить.
Электронное письмо полностью удовлетворяет этому определению и может считаться документом, так как оно зафиксировано на материальном носителе – записано в память компьютера, как отправителя, так и получателя; имеет реквизиты: дату вплоть до минуты, имена адресата и адресанта, может иметь тему.


Слайд 6Сложность в заключения договоров по e-mail состоит в персональной идентификации контрагента.


Традиционным способом идентификации служит собственноручная подпись.
В соответствии с п.2 ст.160 ГК «использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи, либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом иными правовыми актами или соглашением сторон».

Слайд 7Юридическая сила ЭЦП закреплена законодательно ФЗ-№1 от 10 января 2002 г.

и ФЗ-№63 от 06 апреля 2011, в редакции от 28 июня 2014 г.

ФЗ «Об электронной цифровой подписи» законодательно как раз и предусматривает такую возможность.
В п.1 ст.4 указывается, что при соблюдении необходимых условий электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.


Слайд 8Процедура получения «электронной цифровой подписи» (ЭЦП)
Сформировать пакет документов и отправить заявку

на получение ЭЦП в Лицензионный Удостоверяющий центр в соответствии с требованиями ФЗ «Об ЭЦП». Оплатить услуги получения ЭЦП (5-10 тыс. руб)
Подать заявку могут : юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица.


Слайд 9Процедура получения «электронной цифровой подписи» (ЭЦП)
3. Получение сертификата ключа ЭЦП, который

дает право использовать эту подпись при заключении договоров и при любых сделках. 
4. Сертификат ключа подписи служит для дополнительной защиты открытого ключа (подтверждения принадлежности открытого ключа конкретному пользователю), в случае компрометации закрытого ключа Сертификат отзывается.
5. Срок действия сертификата — 1 год, после чего Сертификат автоматически попадает в разряд недействительных и требуется получить новый.


Слайд 10Для юридических лиц в Лицензионный удостоверяющий центр необходимо подать:
нотариально заверенную копию

Свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
нотариально заверенную копию Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
оригинал или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за тридцать дней до ее представления;
заявление в Удостоверяющий центр о выпуске сертификата ключа ЭЦП;
если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя руководителя организации: копию документа о назначении руководителя, заверенную подписью руководителя и печатью организации;
если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя уполномоченного представителя организации: доверенность, подтверждающую полномочия владельца сертификата ключа ЭЦП, заверенную подписью руководителя и печатью организации;
паспорт гражданина Российской Федерации на чье имя изготавливается сертификат ключа ЭЦП (владелец сертификата), а также его копия (копия 2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства);
если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: доверенность на представителя юридического лица, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП, заверенную подписью руководителя и печатью организации;


Слайд 112. Для индивидуальных предпринимателей, имеющих печать
нотариально заверенную копию Свидетельства о государственной

регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
нотариально заверенную копию Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
оригинал или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее чем за тридцать дней до ее представления;
заявление в Удостоверяющий центр о выпуске сертификата ключа ЭЦП;
если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя — работника индивидуального предпринимателя: доверенность, подтверждающую полномочия владельца сертификата ключа ЭЦП, заверенную подписью и печатью индивидуального предпринимателя;
паспорт гражданина Российской Федерации, на чье имя изготавливается сертификат ключа ЭЦП (владелец сертификата), а также его копия (копия 2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства);
если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: доверенность на представителя индивидуального предпринимателя, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП, заверенную подписью и печатью индивидуального предпринимателя;


Слайд 123. Для физических лиц
нотариально заверенную копию Свидетельства о постановке на учет

в налоговом органе;
паспорт гражданина Российской Федерации, на чье имя изготавливается сертификат ключа ЭЦП (владелец сертификата), а также его копия (копия 2-ой и 3-ей страниц, а также страницы с регистрацией по последнему месту жительства);
заявление в Удостоверяющий центр о выпуске сертификата ключа ЭЦП;
если документы для изготовления сертификата ключа ЭЦП предоставляет и/или получает изготовленный сертификат ключа ЭЦП не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель: нотариально заверенная доверенность на представителя владельца сертификата, уполномоченного на предоставление документов для изготовления сертификата ключа ЭЦП и/или получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП;


Слайд 13Как используется ЭЦП
ЭЦП — это некая последовательность символов, которая получена при

помощи специального программного обеспечения, имеющегося в Лицензионных удостоверяющих центрах.
ЭЦП добавляется при пересылке к исходному документу. Любое изменение исходного документа делает ЭЦП недействительной.
На практике ЭЦП уникальна для каждого документа и не может быть перенесена на другой документ; невозможность подделки электронной цифровой подписи обеспечивается очень большим объёмом математических вычислений, необходимым для её подбора. Таким образом, при получении документа, подписанного ЭЦП, получатель может быть уверен в авторстве и неизменности текста данного документа.
ЭЦП на сегодняшний день является законодательно оформленной процедурой обмена защищенными данными через интернет.
В статье закона, регулирующей документирование информации (Закон 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), говорится, что электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью (ЭЦП), признается равнозначным документу, подписанному собственноручно, если иным нормативным актом не предусмотрена обязательность бумажного носителя.

Слайд 14СЕКРЕТНОСТЬ ЭЦП
Для обеспечения конфиденциальности (секретности) сообщения также применяется шифрование.
Для шифрования

и дешифрования сообщения используется пара открытого и закрытого ключей, тех же, что и для формирования ЭЦП.
Для шифрования сообщения (возможно, уже подписанного ЭЦП) используется открытый ключ адресата, а полученное зашифрованное сообщение может расшифровать только сам адресат с использованием своего закрытого ключа.
Даже отправитель, только что зашифровавший сообщение, не может его расшифровать. Таким образом, для подписания сообщения используется закрытый ключ отправителя, а для шифрования — открытый ключ получателя.
Соответственно, получатель применяет свой закрытый ключ для дешифрования и открытый ключ отправителя для проверки подлинности ЭЦП.

Слайд 15Механизм визирования документов, сделок заключается в добавлении через специальное программное обеспечение

(средство ЭЦП) к уже готовому документу электронной подписи.
В случае несанкционированного изменения документа, подпись автоматически становится недействительной.


Слайд 16Понятие оферты и акцепта в электронной коммуникации
Использование электронной коммуникации, путем отправления

и получения сообщения, относится к понятиям оферты и акцепта.

Слайд 17ОФЕРТА
Понятие «оферта» - это предложение юридического или физического лица заключить договор

гражданско-правового характера с указанием конкретных условий, например, цены, описанием характеристик, срока поставки товара или оказания услуги.
Договор оферты – это предложение к осуществлению сделки.

Слайд 18Электронная Оферта:
публичная оферта – размещена открыто в электронных средствах информации (на

сайте и др.) и содержит все существенные условия договора, конкретные и достаточные условия для заключения договора.
непубличная оферта – предложение конкретному лицу либо ограниченному кругу лиц. В качестве примера непубличной оферты может быть размещение договоров оферты на повышенную агентскую комиссию на сайте туроператора (на закрытых торгах и т.п.) в разделе специального доступа для уполномоченных агентств, определенного круга участников.

Слайд 19Принятие оферты - акцепт
В договоре оферты выражается волеизъявление только одной стороны,

направившей проект договора, счет или коммерческое предложение, а для заключения договора, согласно статье 432 Гражданского Кодекса (гл.28), требуется волеизъявление обеих сторон.
Именно поэтому решающее значение для заключения сделки имеет ответ лица, получившего оферту, о согласии заключить договор, которое в юридической практике называется акцептом.

Слайд 20ГК РФ ст.433 п.1: Договор считается заключенным с момента получения лицом,

направившим оферту, ее акцепта.
Это правило является универсальным и применяется во всех случаях, когда заключение договора происходит путем обмена офертой и акцептом в системе электронного документооборота.


Слайд 21Выдержки из Гражданского кодекса РФ Глава 28. Заключение договора
Статья 435. Оферта
1. Офертой

признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. 2. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.


Слайд 22Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
1. Реклама и иные предложения,

адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются, как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. 2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).


Слайд 23Статья 438. Акцепт
1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о

ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. 2. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. 3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.


Слайд 24«Публичная оферта» = «реклама»?
Следует различать понятия «публичная оферта» и «реклама».


Реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом и юридическом лице, товаре, услугах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, услугам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (абз. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе»).
Обычно реклама не содержит существенных условий договора, следовательно, не является офертой и должна рассматриваться как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ).
Как правило, реклама предшествует оферте (предложению заключить договор). Она может распространяться через средства массовой информации, путем рассылки проспектов, каталогов, с помощью рекламных щитов и т. п.


Слайд 25Правоприменительная практика
С того момента как почтовая программа после доставки сообщений уведомила

пользователя, что в папке «исходящие» данных нет, сообщение считается отправленным.
Сообщение считается полученным с момента, когда почтовая программа после доставки почты отразила сообщение в папке «входящие».
Процедуры отправления и получения сообщения, направленного по электронной почте – это относится как к оферте, так и к акцепту.
Акцепт должен быть полным и безоговорочным, а также определенным. Из него должно четко явствовать намерение стороны заключить договор на предложенных ей условиях.
Сторона, получившая оферту и согласная заключить договор на условиях, отличных от изложенных в оферте, должна сообщить об имеющихся разногласиях. В частности, если ей был прислан проект договора, то она возвращает его с изложением разногласий.
Составленный адресатом предложения протокол разногласий фактически и является встречным предложением (контрофертой), которое для заключения договора должно быть безоговорочно принято. Если же сторона, направившая оферту, не сообщит о своем согласии с изменением предложенных ею условий, договор считается незаключенным.
Переговоры по электронной почте по существенным условиям договора необходимо сохранять и дублировать на бумажном носителе.


Слайд 26В случае принятия договора оферты компания может акцептовать этот договор путем

подписания его с использованием ЭЦП
и направить договор на электронный адрес компании (оферента).

Слайд 27Заключение договоров с использованием web-страниц
1)Правовая основа - заключение договоров с использованием

публичной оферты (основа ГК РФ гл. 28).
2) Размещение на страницах интернет-сайтов компаний, интернет-магазинов, в социальных сетях предложений публичной оферты.
3) Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом (основа ст. 497 ГК РФ «Продажа товаров по образцам»)

Слайд 28Практика
web-страница компании содержит предложение оферты (заполнить и отправить договор, заполнить и

отправить бланк заказа и др.)
Если предложение на web-странице содержит все существенные условия договора, то для заключения договора требуется, лишь направление акцепта, которое осуществляется нажатием кнопки-иконки, подтверждающей согласие со стороны лица, получившего оферту и получение акцепта, которое презюмируется мгновенно (фактически, договор можно считать заключенным в момент нажатия кнопки «Согласен» или аналогичной).

Слайд 29Бывает, что Интернет предложения содержат не все существенные условия и являются

приглашением делать оферты.
В этом случае пользователь заполняет форму, определяя в ней недостающие условия, а затем отправляет ее, нажимая, как правило, ту же кнопку-иконку «Согласен».
Эта заполненная форма – контроферта. Чтобы договор считался заключенным необходимо получение пользователем подтверждения лица, распространяющего товары и услуги через этот сайт, о согласии заключить договор на данных условиях, то есть акцепта.
Моментом заключения договора следует считать, когда акцептовавший получает сообщение, уведомление о принятии его акцепта (например, сообщение «ваша заявка принята»).


Слайд 30Происходит ли обмен документами при нажатии иконки на web-странице?
Необходимо наличие следующих

документов (одного или нескольких):
1)Договор купли-продажи, заключенный на основании дистанционного способа продажи товара, услуги, продукта (применяются нормы ст. 497 ГК РФ «Продажа товаров по образцам»);
2) Оформленный бланк заказ (на основании оферты)
3) Ответ на заявку-заказ (на эл. почту указанную в заявке)
4) Документ, подтверждающий оплату (согласно ст. 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным "с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара").

Слайд 31ГК РФ Статья 497. Продажа товаров по образцам
1)Договор розничной купли-продажи может

быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом. 2)Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцу считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если место передачи товара договором не определено, с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица. 3)Покупатель до передачи товара вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора.

Слайд 32Важно учитывать при заключении сделок в сети Интернет
Доказательством заключения договора в

сети Интернет могут рассматриваться совершенные акцептантом конклюдентные действия (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Конклюде́нтные действия (от лат. concludo — заключаю, делаю вывод) — действия лица, выражающие его волю установить правоотношение (например, совершить сделку), но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.
Например, уплата соответствующей суммы по публичной оферте (оплатили купон на экскурсию, на тур и т.д.).


Слайд 33ФЗ «Закон о защите прав потребителей» ФЗ № 2300-1от 07.02.1992 с изменениями

от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 18 июля 2011 г.)


Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара

(введена Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.


Слайд 34(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
2. Продавцом до заключения

договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (оферты).
3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.

Слайд 354. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его

передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.


Слайд 36Электронная коммерция (продажа товаров и услуг через Интернет: Правовое обеспечение):
ГК РФ

ст. 160, 433, 434, 435, 437
ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
ФЗ « Об электронной цифровой подписи»
ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товара»)


Слайд 37Вопросы для самоконтроля
Понятие оферты и акцепта в предпринимательской деятельности. Приведите примеры

(см. след. Слайд)
Особенности заключения договоров в сети интернет?
Что такое электронная цифровая подпись. Процедура получения, сфера применения, как работает?
Особенности заключения договора с потребителями товаров и услуг с использованием web-страниц (Интернет-магазин), правовые основы этой деятельности?


Слайд 38Самостоятельный практикум по лекции 3
Задание 1. Зайти на сайт Центра импортозамещения

Правительства Санкт-Петербурга http://importnet.ru/. Изучить информацию для участников и резидентов, выделить документы, являющиеся офертой.
Задание 2. Зайти на сайт Интурмаркет-2016 - http://www.itmexpo.ru/ Изучить информацию для участников и посетителей выставки, выделить документы, являющиеся офертой.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика