Слайд 1Особенности российской цивилизации
Урок обществознания в 10 классе.
Преподаватель: Каплевская С.В.
Слайд 2ПРОБЛЕМА!
Устойчивые черты российской цивилизационной общности формировались длительное время.
В 15-17 веках вера
и культура приобрели национальный характер, что позволяет говорить о «русском культурно-национальном своеобразии».
Слайд 31. «Культура взрыва»
«И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и
пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль… (А.Блок).
Слайд 4В основе русской ментальности лежат, с одной стороны, традиционная культура, православная
традиция, с другой – ориентация на «взрыв».
Иначе говоря, долготерпение сочетается со взрывной реакцией.
«Сдвигать» Россию с места опасно. Любая реформа или революция грозит анархией.
«О, бурь заснувших не буди-
Под ними хаос шевелится!-
предупреждал поэт Ф.Тютчев.
Слайд 52. Отношение к власти
«Русский народ всегда относился к власти иначе, чем
европейские народы. Он никогда не участвовал в ней. Русский человек всегда смотрел на власть как на зло…» (Л.Н.Толстой)
В то же время русский человек тоскует по сильной руке, если её нет, по мощному государству, если оно слабое, ждёт от политики не силы, а суровости.
«Русский, какого бы звания он ни был, обходит закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство» (Н.А.Бердяев)
Слайд 63. Общинность
Одна из главных характеристик русско-православной цивилизации оказала двойственное влияние на
менталитет русского человека: коллективизм, с одной стороны, и приглушение всякой индивидуальности, с другой, формировала установку «быть как все».
Общинное сознание и общинное поведение сливают труд и отдых. И по сей день нередко работа и дом у нас перемешаны: дома мы продолжаем трудиться, на работе часто устраиваем «перекуры», чаепития и т.п.
Слайд 7Задание учащимся
Обдумай смысл пословиц: «Не то забота, что много работы, а
то забота, как её нет». «От работы не будешь богат, а будешь горбат». «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла».
О каком отношении к труду они говорят?
Слайд 84. Аскетический идеал
Богатство рассматривается как бесспорное зло. В обществе ослаблены «достижительные»
установки.
Слайд 9Задание учащимся
Обдумайте смысл пословиц: «Умом туп, да кошелёк туг». «Пусти душу
в ад – будешь богат». «Голый что святой: беды не боится».
Слайд 10« В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или
кого-нибудь «обобрал». Труда у собственности очень мало. И от этого она крепка и не уважается» (В.Розанов – русский философ).
Меняется ли отношение к собственности в современной России?
Слайд 11Согласны ли вы с оценками русского характера, данными философом Ильиным: «Ищет
лёгкости и не любит напряжения; развлечётся и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять. И земля у него «Божия», и лес у него «Божий», а «Божие» - значит «ничьё»; и потому чужое ему не запретно».
Слайд 125. Экстенсивный характер развития общества и государства
Природно-климатические , культурно-исторические и прочие
особенности Руси – России требовали привлечения больших ресурсов (территориальных, человеческих) для достижение результата.
«Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этого пространства». (Н.Бердяев)
Слайд 136. Эсхатологическое восприятие мира
Отношение к настоящему как к «удобрению» для будущего
царства справедливости и процветания.
Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Слайд 147. Отношение к Западу
Двойственность по отношению к западным ценностям: с одной
стороны – противостояние, с другой – преклонение, слепое копирование.
Слайд 15Задание учащимся
Подумайте, в чём, на ваш взгляд, причины этой двойственности ?
Изменилось
ли сейчас отношение к Западу?
Слайд 16Таким образом , мы ещё раз доказали факт об уникальности российской
цивилизации, её неповторимости и непохожести ни на одну другую локальную цивилизацию.