ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕНикитина Ю.И.ГБОУ ВПО Казанский государственный медицинский университет презентация

Вопрос, в каком объеме и в какой форме необходима физика врачу, становится все более актуальным в связи с широким внедрением в учебный процесс компетентностного подхода (ФГОС ВПО). Переосмысление и

Слайд 1 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Никитина Ю.И. ГБОУ ВПО

Казанский государственный медицинский университет

Слайд 2 Вопрос, в каком объеме и в какой форме необходима

физика врачу, становится все более актуальным в связи с широким внедрением в учебный процесс компетентностного подхода (ФГОС ВПО). Переосмысление и оптимизация затрагивают и содержание дисциплины «Физика, математика» и методы ее преподавания.

Слайд 3 Медицина, несомненно, одна из древнейших наук и профессий. Курсы

медицинских наук были обязательной частью университетского образования со средних веков. Но немало практикующих врачей трудились и сделали великие открытия в точных науках. Достаточно впомнить, что 450 лет назад одним из самых известных врачей Италии был Д.Кардано, известный физикам как автор решения кубических уравнений и изобретатель карданной передачи. Другому практикующему врачу Ж.Пуазейлю мы обязаны решением известной задачи о течении вязкой жидкости (в оригинале крови) по цилиндрическому каналу, т.е. артерии или капилляру. Эти и многие другие факты говорят о том, что физические и медицинские знания являются взаимодополняющими.

Слайд 4 Не смотря на вышеизложенное, существует множество дискуссионных тематик, начиная

от глобальных - необходимость физико-математической подготовки будущим врачам, до мелких организационных вопросов. В 1996 году вышел сборник статей «Вопросы преподавания медицинской и биологической физики, математики и информатики в медицинских вузах» под редакцией профессора А.Н.Ремизова, где основной темой стала «проблемы и пути реализации фундаментальной подготовки врача». Вопросом взаимодействия физики медицины задаются и сами физики, понимая, что прогресс невозможен без синтеза наук.

Слайд 5 На наш взгляд необходимость физико-математической подготовки врачей неоспорима.

Понимание общей картины мира, формирование навыков к структурному рациональному мышлению, владение азами техники, которая в медицине развивается ускоренными темпами, да и получение на выходе из вуза гармоничной личности, профессионала с творческим потенциалом, а не ремесленника – все это обеспечивает физическая подготовка.
Мы задались другим, жизненным, но не менее емким вопросом: чем отличается физическая подготовка студентов медиков от традиционной подготовки физиков на сегодняшний день и правомерны ли эти различия.

Слайд 6 Классическая физическая подготовка делится на несколько курсов: механика,

молекулярная физика, электричество и магнетизм, оптика, атомная физика, ядерная физика и т.д. Каждый из курсов идет один семестр. Изучая каждый цикл, кажется, что времени не достаточно, чтобы получить исчерпывающие знания по данной дисциплине.

В медицинском вузе курс физики сокращен до оптики, электроники и биофизики, где все темы ориентированы на медицинское применение и рассмотрены на примерах различных болезней и клинических ситуаций. При этом весь курс дается за один семестр. В связи с этим встает очень острый вопрос, как же организовать педагогический процесс, не увеличивая часов, но чтобы студенты получали полноценные знания.

Слайд 7 Электронные учебные пособия в применении к физической подготовке

в медицинском вузе могут сильно улучшить ситуацию с организацией самостоятельной работы. Это особенно актуально для преподавания физики, так как множество явлений и процессов достаточно сложно объяснить без наглядных демонстраций, а осуществить это в жестких рамках одной лекции в пределах аудитории оказывается проблематично. Демонстрация многих опытов и экспериментов в этом случае становится возможной лишь с использованием компьютерных программ. Применение информационных технологий в преподавании физики и математики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Слайд 8 На сегодня круг компьютерных программ очень широк и

способен выполнять и интенсифицировать множество задач. Различные компьютерные программы могут использоваться в физической и математической подготовке для:
Интенсификации и организации учебного процесса в целом (MOODLE, Sakai, Blackboard и др. )
Увеличения наглядности физических демонстрационных экспериментов (как пример, можно привести разработанный на физическом факультете Казанского федерального университета видеозадачник по физике, авторы - А.И. Фишман, А.И. Скворцов, Р.В. Даминов)
Проведения виртуальных лабораторных работ(CourseLab)
Использования мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте
Более полной визуализации объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения (например, «Физика в анимациях» - physics.nad.ru)
Использования возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения
Автоматизации процесса контроля уровня знаний и умений учащихся
Решения и анализа интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения с использованием манипуляционно-графического интерфейса
Тестирования и коррекции результатов учебной деятельности (MiniTest-SL, ExeTest-SL, RegTest-SL)
Использования программных сред, виртуальных лабораторий для организации творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся (например, Phun).


Слайд 9 Очень важен тот факт, что обучающийся имеет возможность и

на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемой дисциплины «Физика, математика».

Слайд 10Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика