Слайд 1
"ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,
МЕТОДЫ".
(по результатам экспериментальных исследований и практическому опыту работы)
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Задачи развития общества
(невозможно развиваться без развития
интеллектуально – творческого потенциала страны )
Задачи развития образования
( нужны разные типы образования в рамках одной школы
Задачи развития личности и способностей каждого ребенка
( трагедия одаренных детей)
Слайд 3ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Главная проблема:
проблемы самореализации одаренного человека в творческой
профессионально деятельности
Рабочие проблемы:
Проблемы саморегуляции (70%)
Проблемы общения (личностного и делового) (50%)
Проблемы профориентации (60 %)
Проблемы креативности (40 %)
Слайд 4ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1. Поиск и выявление одаренных детей и подростков
2. Организация развивающей среды для развития интеллектуальных, творческих и личностных возможностей детей и подростков
3. Психологическая, правовая и организационная поддержка одаренной молодежи (в том числе и организация соответствующих рабочих мест)
Слайд 5ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Цель – создание организационных и
психолого- педагогических условий для будущей самоактуализации в творческой профессиональной деятельности
Задачи :
Выявление одаренных детей
Организация образовательной работы, включающая создание условий для работы с этим контингентом детей.
Психолого- педагогическое сопровождение
Социальная поддержка одаренных детей
Слайд 6ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Выявление одаренных детей –сложная и до конца неразрешимая
задача
Причины:
неравномерность развития способностей – непредсказуемое гормональное развитие
неполная предсказуемость личностных изменений ( «встреча» или «невстреча» с Учителем )
непредсказуемые изменения «ближней» и «дальней» развивающей среды
Именно потому необходимо включение высокомотивированных детей
Слайд 7ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
3 уровня одаренности -
Особая одаренность
Высокая норма»,
-
Хорошая норма
Типы развития
Ускоренный
Нормальный
Замедленный
Проблемы семьи
Наличие или отсутствие проблем в семье
Характер отношений в семье (ограниченный контроль или симбиоз)
Связь со школой
Слайд 8ДИАГНОСТИКА ( ВЫЯВЛЕНИЕ) ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Для диагностики одаренности
в настоящее время имеются :
методики диагностики интеллектуального способностей – (почти все достаточно высокого качества)
методики диагностики творческих способностей (среднего качества)
методики диагностики особенностей личностного развития ( Я- концепция , уровень произвольной саморегуляции, временная перспектива и т.д. ( разного качества)
анкеты для детей, учителей, родителей и специалистов дополнительного образования (разного качества)
методы экспертного анализа результатов деятельности ( разного качества)
методы экспертного наблюдения за процессом деятельности (разного качества)
Слайд 9ТИПЫ ОДАРЕННОСТИ
Интеллектуальная одаренность
Академическая одаренность
Социальная одаренность
Художественная одаренность
Практическая одаренность
Психомоторная
(спортивная ) одаренность
Творческая одаренность может проявляться ( или не проявляться ) в любом из видов одаренности
Слайд 10ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ
использование неапробированных или устаревших методик диагностики
академическая одаренность смешивается с интеллектуальной ( умственной ) одаренностью
старательность, трудолюбие ребенка принимается за его умственные способности
за способности принимается только внешний интерес ребенка к той или иной деятельности
творческая одаренность не принимается во внимание или рассматривается как нарушение требований социума
Слайд 11ОТБОР В ШКОЛУ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ
Отбор
в школу – интернат « Интеллектуал
Ошибка А и ошибка Б
1-ый этап: выявление общего уровня предметных ЗУНов с элементами творческой деятельности. Обязательная математика и два предмета по выбору
2-ой этап: подготовка творческой работы (активность, глубина понимания работы )
3-ий этап: пробные занятия (не менее недели интенсивных занятий по основным предметам)
Работа психологов с детьми – определение мотивации и элементов творческих способностей
Работа психологов с родителями – определение отношения родителей к системе обучения, системы ценностей относительно воспитания
Результаты за 8 лет – единичные случаи несоответствия ребенка требованиям школы.
Слайд 12ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Прогноз развития одаренности необходим:
Для создания общей и индивидуальной
развивающей среды, ориентированной на период всего школьного детства одаренного ребенка
Для анализа возможной готовности личности и интеллектуально- творческого развития к требованиям будущей сложной творческой деятельности
Для разработки долговременной индивидуальной стратегии психолого – педагогической работы с одаренным ребенком и поддержки на ее основе одаренного ребенка или подростка
Слайд 13МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
В настоящее время апробированных
методик для прогноза развития одаренности для практического применения не существует. Именно потому в настоящее время диагноз и прогноз развития одаренности совпадают не чаще, чем в 30 % случаев ( П. Редфорд, В.С.Юркевич)
Без прогноза развития одаренности, понимания возможной динамики развития личности и способностей одаренного ребенка или подростка выстроить долговременную программу работы с одаренным ребенком невозможно..
Слайд 14ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Уровневое обучение (
не менее 3 уровней)
Авторские методики обучения
Предоставление выбора в основном и дополнительном образовании
Подготовленная психологическая служба
Регулярная работа с родителями
Слайд 15СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Потребностно – инструментальный подход к сопровождению одаренных
детьми
Потребности – «мотор» развития способностей и личности любого ребенка.
«Сформировать» у ребенка ничего нельзя, если у него самого нет соответствующих потребностей
Есть потребности ведущие и частные
Основная потребность :
Потребность в самоактуализации (самовозрастании). Доминантный жизненный проект
Частные потребности
Познавательная потребность
Потребность в интеллектуальной сложности ( потребность в повышенной трудности умственной деятельности )
Потребность в творчестве
Слайд 16ДОМИНАНТНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЕКТ
скошенность в сторону будущего и сглаженность по
отношению к настоящему временной перспективой
повышенная напряженность и негармоничная конкретизация целей, относящихся к творческой деятельности в будущем
субъектное отношение к собственному обучению и развитию
стремление к познанию себя с позиций высоких творческих достижений в будущем
Слайд 17РАБОТА С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТНО – ДОМИНАНТНОГО ПОДХОДА
Эта
работа строится в противовес идее гармоничного развития личности, на идее приоритетного развития достоинств ребенка и необходимости работы с недостатками в соответствии с разумной "санитарной нормой
Работа с одаренным ребенком строится на обсуждении, таких характеристик Доминантного проекта :
реалистичность
конкретность(особенно для «дальних» целей)соотношения «ближних» и «дальних» целей ( соответствие будущей и « сегодняшней» деятельности
соответствия доминантного проекта творческой и личностной индивидуальности подростка
.
Слайд 18АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ДОМИНАНТНОГО ЖИЗНЕННОГО ПРОЕКТА
уровень произвольной саморегуляции,
в том числе целей и задач деятельности
навыки делового и личностного общения
развитие творческих возможностей
выбор пути профессионального становления
Слайд 19РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Особенности родительского влияния родителей на одаренных детей
Позиция благодетелей
для школы
Повышенная включенность в жизнь школы
Повышенная требовательность по отношению к педагогическому коллективу
Конфликтность
Основные направления работы с родителями
Подлинное сотрудничество на основе реальных дел( кроме ремонта и финансовой помощи)
Просветительская работа ( встречи с психологами, библиотечка для родителей на сайте)
Доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом
Слайд 20СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Навыки понимания социальных взаимодействий
Навыки работы в
команде
Выход деятельности одаренных детей за пределы школы ( волонтерство, помощь другим детям и т.д.)
Слайд 21ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Национальный Центр одаренности
Региональные Центры одаренности
Подготовка
специалистов по работе с одаренными детьми ( администраторов, педагогов, психологов, родителей)
Набор методов работы с одаренными детьми
Включение в работу высокомотивированных детей
Создание базы одаренных и высокомотивированных детей