Слайд 1«Духовно-нравственная культура в современной школе: состояние и перспективы развития»
Руководитель РМО ОРКСЭ
Совина Л.П.
Слайд 2«…нужна система защиты добра, которая обеспечила бы не только свободу выбора,
но и свободу от зла».
Святейший Патриарх Кирилл
Слайд 3Цель работы МО:
объединение и координация деятельности педагогов ОРКСЭ в области
разработки и совершенствования образовательных технологий, направленных на формирование духовно- нравственных ценностей учащихся.
Задачи:
Создание в Республике сети переговорных площадок по обмену педагогическим опытом и совершенствованию методики преподавания курса ОРКСЭ
Выстраивание открытого образовательного пространства для развития и поддержки инновационных процессов в преподавании ОРКСЭ
Интеграция деятельности образовательных учреждений и ИПКиПРО УР в совершенствовании педагогического мастерства педагогов данного курса.
Слайд 4Проблемы компетентности педагогов:
в работе учителей начальной школы- наличие определённых профессиональных дефицитов:
необходимых базовых знаний по культурологии и религиозным культурам;
в работе учителей – предметников, работавших до этого в старших классах - сложность работы с детьми данной возрастной категории;
в деятельности - недостаточность владения методиками и современными образовательными технологиями духовно-нравственного воспитания.
Слайд 5Деятельность МО в 2010 году
сентябрь 2010 — создание Республиканского методического объединения
учителей-преподавателей ОРКСЭ;15 сентября - первое заседание.
Ноябрь 2010 – совещание руководителей районных МО по обсуждению плана работы.
Организация форума учителей ОРКСЭ на сайте ИПКиПРОУР
Декабрь2010- доклад о деятельности МО в Общественной палате
Слайд 6Деятельность МО в 2011 году
февраль 2011 — проведение и организация Республиканского
семинара-совещания «Использование педагогических технологий в преподавании курса ОРКСЭ» (г. Сарапул)
Март- июнь 2011- сбор лучших материалов учителей Республики к урокам ОРКСЭ
апрель 2011 — проведение обучающего семинара учителей ОРКСЭ по теме «Работа с пособием А. В. Кураева и учебными материалами по ОПК и ОМРК в курсе ОРКСЭ»
Май 2011- конспекты уроков учителей Васильевой Ю.Г.( МОУ гимназия 56) и Корепановой М. Г. (Каракулинская СОШ) отправлены в АПКиППРО для публикации на уровне РФ
Июнь 2011- проведение обучающего семинара учителей ОРКСЭ по теме «Формирование духовно-нравственной культуры школьников средствами курса ОРКСЭ:
технологический аспект»
Июнь 2011- участие в проведении Республиканского семинара-совещания «Вопросы апробации курса ОРКСЭ в Удмуртской Республике в 2011г.»
Слайд 7План деятельности на 2012 год
Включение мастер- классов педагогов ОРКСЭ в программу
курсов повышения квалификации.
Публикация лучших конспектов уроков учителей ОРКСЭ.
Организация республиканской летней конференции по проблемам преподавания ОРКСЭ.
Организация интернет- конференций в течении 2012-2013 учебного года.
Слайд 8Перспективы развития курса
2012 г.
Разработка методического обеспечения курса (решение МКС от 19
сентября 2011 г.), включающего:
6 учебно-методических пособий для учителей с поурочными методическими разработками, дополнительным учебным содержанием по каждому уроку, методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендациями по работе с родителями (законными представителями) обучающихся;
6 рабочих тетрадей для обучающихся;
6 комплектов мультимедийного сопровождения (документальные фильмы, художественные фильмы для просмотра на уроках и в семье, развивающие компьютерные игры и т.д., дополняющие содержание учебников и рабочих тетрадей).
Слайд 9Перспективы развития курса
Разработка новой концепции курса для начальной и основной школы
(Решение Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 4 октября 2011 г.)
Начальная школа – пропедевтический курс (4 кл., 1 час в неделю)
Основная школа – системное изучение модулей курса в течение ряда лет, интеграция содержания модулей с содержанием гуманитарных предметов, воссоздание культурно-исторического мира России
Слайд 10Мониторинг методических разработок и учебников
russkoe-slovo.ru
Слайд 11Мониторинг методических разработок и учебников
vgf.ru
Слайд 12Перспективы развития курса
2013 и последующие годы
Доработка программ и учебников ОРКСЭ
для начальной школы
Разработка программ и учебников ОРКСЭ для основной школы в контексте модернизации системы школьного гуманитарного образования
Слайд 14Международные Рождественские чтения
Слайд 16Международные Рождественские чтения
Патриарх Кирилл:
Неправильное воспитание и обучение приводит к кризису государства
До
тех пор пока не будет сформировано нравственное поколение- общество не застраховано от потрясений.
Произошло взаимопонимание госуд ицеркви в области образования.
Православная культура по выбору в основной части учебного плана, не только в 4-5 кл., но и в остальных классах.
Преподавание ОРКСЭ с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
-Необходимо найти правовую защиту православных образовательных учреждений.
Слайд 17Международные Рождественские чтения
Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор:
Начальная школа-«Мои первые шаги
к церкви»- учитель
Основная школа – активизация даров Святого духа в повседневной жизни: Дух Святой и церковь, Иисус Христос- путь, истина и жизнь- учитель- специалист, священник.
Старшая школа- формирование применения знаний о вере в жизнь, главное – Образ и Подобие Божие.
Профессиональный рост учителя в тесном сотрудничестве церкви и университетов, по специальным программам.
Слайд 18Международные Рождественские чтения
В.И.Матвиенко :
В Вузах новая специальности- теология.
Общая задача- включить этот
ресурс в оздоровление нации.
Слайд 19Международные Рождественские чтения
М.В. Дулинов, зам. Министра образования и науки РФ:
Законопроект-статья ,
регулирующая преподавание ОРКСЭ и религиозного образования.
В рамках:
интеграции в другие гуманитарные предметы;
программы формирования духовно- нравственной культуры (ФГОС ООП);
внешкольной работы.
Слайд 24Работа секции:
«Преподавание православной культуры и духовно- нравственное воспитание в общем
образовании»
В.И.Слободчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института педагогических инноваций РАО, член Координационного совета по взаимодействию МОиНРФи Московской патриархии РПЦ:
Главное - изменение профессионального сознания педагога и наполнение образовательного процесса духовно-нравственным укладом в событийном детско-взрослом пространстве.
В этой ситуации информационная функция педагога становится бессмысленной, а необходима подлинная встреча религиозной культуры с педагогикой.
В мире, где главным просветителем становится Интернет, образование и просвещение должно стать областью, формирующей антропологические смыслы, которые должны стать атрибутом бытия человека в мире, способом жизни человека, способность становления у учеников собственной человечности.
Межрегиональная общественная группа- разработка УМК курса с 1по11 класс.
Слайд 25Работа секции: «Преподавание православной культуры и духовно- нравственное воспитание в общем
образовании»
Диакон о. Андрей Кураев:
Рекомендации по результатам изучения методичек учителей:
Не «забегать вперед»- использование текстов и терминологии на уроках, с которыми дети будут знакомиться в последующих разделах .
Не педалировать мрачную готику –трагические сюжеты, страдания.
Не стоит углубляться в сакроментальное: таинства умышленно в учебнике даются вскользь, т.к. учитываются возрастные особенности 4 кл.
Не стремиться давать многое, пусть не все, но с любовью.
Слайд 26Андрей Кураев:
Рекомендации по результатам изучения методичек учителей:
Не должно происходить отождествление учителя
и вероучения, а значит и ученика с вероучением.
Вопросы , задаваемые учителем, имеют пафосный характер, где ответ ясен и однозначен, а необходимы проблемные вопросы.
Не завышать нравственные требования к учащимся.
Удачи: практикоориентированные задания: «посмотреть вокруг себя и совершить поступок милосердия прямо в классе».
Слайд 27Опыт регионов
Управление образования Тамбовской области - Астафьева Н.Г.
Создан областная межведомственная программа
по вопросам нравственного образования «Духовно- нравственное возрождение»:
Переговорные площадки- органов исполнительной власти и Епархии:
-Попечительский совет по возрождению духовно- нравственного наследия;
-областное родительское собрание;
-региональные СМИ- родительская академия, выпуск дисков для родителей.
Слайд 28
Апробация курса ОРКСЭ:
-непрерывное повышение квалификация учителей- работа с опережением на 4
года;
- введение должности в школу зам. директора по духовно- нравственному воспитанию
Воскресная школа, как учреждение дополнительного образования, особенно на селе с получением лицензии.
«Народный проект»- активное включение родителей по распространению опыта работы школ .
Слайд 29Встреча В.В. Путина с Патриархом Кириллом 08.02.2012.
Создание условий для совместной
эффективной работы по возрождению и укреплению нашей страны, прежде всего, конечно, в духовно-нравственной сфере, в деле воспитания молодых людей, в помощи тем людям, которые в этой поддержке нуждаются.
Слайд 30Встреча В.В. Путина с Патриархом Кириллом 08.02.2012.
Между государством и религиозными
организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений — режим партнёрства, взаимной помощи и поддержки.
Слайд 31О преподавании курса ОРКСЭ
Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился
в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники. (?)
И в этой связи здесь тоже необходима будет помощь государства, я это прекрасно понимаю, и Министерству образования будет сформулировано соответствующее поручение: оказать всю необходимую помощь и поддержку религиозным организациям на этом направлении работ.
В свою очередь и самому Минобразования следует сделать ряд встречных шагов, прежде всего обеспечить подготовку профильных специалистов.
Слайд 32Встреча В.В. Путина с Патриархом Кириллом 08.02.2012.
Уравнять вузы и школы,
созданные при участии религиозных организаций, с государственными - и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательный стандарт.