Слайд 1 Организация библиотечного пространства в центральной детской библиотеке муниципального учреждения культуры «Централизованная
библиотечная система» г. Балтийска Калининградской области.
Уют библиотеки нас манит:
Здесь лампа так приветливо горит.
Диванчик ждёт… Сыграем в «Уголке» ?
Вот лист бумаги, карандаш в руке…
Слайд 2Наша библиотека – бесплатное и абсолютно доступное учреждение. Учитывая, что работая
в библиотеке, ребёнку хочется сменить обстановку после занятий в классе, мы вносим элементы комфортности в оформлении библиотечного пространства.
Мы постоянно совершенствуем свой образ, улучшаем условия, меняем интерьер. Наш девиз – «Все для читателя!».
Работаем мы с 11 до 19 часов. У нас открытый доступ к фондам, 2 читальных зала для делового чтения , 2 абонемента и Уголок рекреации для проведения досуга детей младшего школьного возраста. В библиотеке всегда уютно и комфортно. Наш фонд сформирован не стареющей по содержанию классикой, учебной и справочной литературой, поэтому он всегда востребован.
Привлекательный образ библиотеки в глазах читателей создан благодаря просторному помещению, где присутствует свободный доступ ко всем источникам информации.
Слайд 3Визуальная культура библиотеки
Можно продемонстрировать свои таланты или поучаствовать в интересных
и неповторимых конкурсах. На абонементах кому-то нравится просто «утонуть» у удобном кресле с любимой книгой.
Маленькие читатели с удовольствием проводят в библиотеке своё свободное время.
Главная задача наших выставок – привлечь внимание и заинтересовать, чтобы каждому захотелось остановиться около них.
У нас каждый читатель находит занятие для своей читательской души.
Здесь можно подготовиться к урокам. Можно просмотреть новинки газет и журналов.
Слайд 4Первое впечатление о библиотеке создаёт, конечно, читальный зал. В его рабочее
пространство входят зона для читателей на 30 мест, где предусмотрена нестандартная расстановка столов, за которыми можно работать индивидуально и группами.
Слайд 5Наши читатели имеют возможность пользоваться электронным каталогом, работать в различных программах,
скачивать информацию на любой носитель, распечатывать документы на принтере и пользоваться услугами ксерокса и сканера.
Для привлечения читателей к книгам часто оформляем экспресс-выставки с возникновением актуальной темы, которые привлекают закладками и значками-символами.
Слайд 6 По правовым вопросам и воспитанию здорового образа
жизни оформляем круговые выставки.
Они доступны для обозрения, около них можно посидеть, сделать необходимые записи, узнать нужные телефоны.
Слайд 7
В формировании и оформлении библиотечного пространства на абонементах учитываются возрастные особенности
читателей.
Для дошкольников и школьников младшего возраста приобрели удобную, по росту мебель (на спонсорские средства). Расстановка книг жанровая. Стеллажи оформлены краткими и понятными заголовками: «Стихи», «Сказки», «Моя первая история», «Путешествия», «Чудеса техники», «Живая природа», «Писатели России», «Писатели мира – детям», «Узнавай и удивляйся». На стеллажах присутствуют высказывания и игрушки в виде любимых литературных персонажей, которые помогают адаптироваться в незнакомом книжном пространстве.
Оформление стеллажей на старшем абонементе.
Слайд 8Выставки для малышей содержат не только книги, но и предметы, привлекающие
внимание детей.
Привлекательны книжные выставки, расположенные на «книжном дереве».
Казалось бы, пустяк, но как приятно, когда книжку рекомендует сам герой литературного произведения!
Слайд 9А ночной хозяин этого сказочного места библиотечный гном Гоша создает атмосферу
загадочности.
Легенду о Гоше мы взяли из книги Владислава Крапивина «Возвращение клипера «Кречет». Рассказываем её на каждой экскурсии при записи детей в библиотеку. И приятно слышать, когда малыши говорят, что сегодня они были не просто в библиотеке, а были в гостях у Гоши.
Слайд 10 Любят наши читатели книжные полки литературного героя,
где наряду с книгами представлены и литературные герои, с которыми можно поиграть.
Слайд 11Чтобы сохранить роль книги в детской жизни, стараемся активизировать внимание на
семейное чтение. Для этого оформили Уголок «Я хо-чу чи-тать». Родителям предлагается методическая литература в виде Памяток, Подсказок, Закладок. По воскресеньям проводятся групповые и индивидуальные занятия с родителями, а в рабочие дни только индивидуальные беседы, где опытные библиотекари стараются помочь, заинтересованным в воспитании читающих детей, родителям. Как рекомендательная подсказка в организации чтения оформляется «Сказочный календарь» на каждый месяц.
Цитаты для этого уголка подбираются значимые. Например, «Давая детям книги, мы даём им крылья».
Слайд 15Расстановка фонда для детей среднего и старшего школьного возраста – систематическая,
по отраслям знаний. На абонементе для раскрытия фонда стараемся оформлять и полочные выставки. Оформляем «говорящие» выставки. К большим литературным праздникам – панорамные выставки.
Слайд 16 Панорамная выставка к Дню народного единства.
Слайд 17На костюмированном празднике
«Наш любимый дедушка
Корней»
Слайд 18Панорамная выставка для большого праздничного мероприятия на базе Театра книги «Волшебник
из Оденсе» (к 200-летию Г.Х. Андерсена).
Слайд 19Библиотечное пространство к 100-летию А.Л. Барто знакомит читателей со стилем жизни
50-х годов (здесь «рабочее место» поэтессы, игрушки из бабушкиных сундуков, диафильмы).
Слайд 20Для старшеклассников оформляем выставки в цикле «Время читать книги для души»,
причём темы и книги для них подбираются в соответствии с политическим и литературным календарем. Для этого в центре зала есть выставочный стеллаж «Россия молодая читает», на котором периодически меняются экспозиции и слоганы о чтении: «Открой книгу, открой свой мир», «Есть книга вечная любви», «Чтение – модно, посещать библиотеку – престижно», «Стань круче с книгой!», «Не грусти, почитай, похохочи!», «Лучше в жизни дела нету, чем зайти в библиотеку», «Не пошёл на дискотеку, заходи в библиотеку», «Библиотека – интеллектуальный магазин, покорми мозги!».
Также оформляем внутриполочные и «говорящие» выставки.
Слайд 22Помещение библиотеки используется и как место для проведения встреч, конференций и
семинаров, презентаций и праздников.
Своеобразный колорит оформлению фойе придают стеклянные витрины со сменяющимися экспозициями. Композиции из живых цветов, воздушных шаров придают этому пространству красивый и праздничный вид.
Слайд 23(организация интеллектуального досуга читателей)
В летний период мы востребованы городом для организации
досуга летних лагерей. Традиционно проводим встречи в виде познавательных часов, конкурсы, кино - показы, встречи с интересными людьми. Инновационным моментом можно назвать работу профориентационного лагеря труда и отдыха
«Друзья книги». Лагерь создаётся
УСЗН для отдыха, оздоровления и занятости подростков из мало обеспеченных семей в летний период, где есть возможность не только отдохнуть, но и заработать денежные средства. В нашей библиотеке он работает уже 7 лет. Мы принимаем 15 подростков, предоставляем им своё помещение, организовываем занятость, проведение досуга, проводим воспитательные мероприятия.
Читаем, думаем, творим.
Слайд 24Производственные задания у каждого подростка обычно индивидуальные:
раскрашивание регистрационных ярлычков для читательских
формуляров,
ремонт книг.
На улице занимаются прополкой и поливом цветов.
Работают ежедневно с 9 до 12 часов.
Слайд 25Для развития личности этих ребят психолог молодёжной организации САТОРИ проводит
круглые столы. «Мир, в котором я живу» - для формирования навыков толерантного сознания.
Круглый стол «Компьютерная игромания: увлечение или болезнь», проводится в виде откровенного разговора «Компьютер мне был другом, становится врагом» и тестирования «Зависимый ли ты человек от компьютера?». Круглый стол «Человек и его пороки» проходит как встреча-откровение «На каком уровне твоя табачная зависимость?» с тренингом-предупреждением «Предрасположен ли ты к наркотикам?».
Психолог Центра занятости 2 раза в неделю проводит занятия на адаптацию, тестирование на установление типа личности, упражнения по определению характера личности, а также много занятий о классификации профессий. Ребята задумываются о своём месте в жизни, самом себе, о возможности самовоспитания. Одним из пунктов познавательно-развивающей программы стали встречи молодёжи с врачами молодёжного центра репродуктивного здоровья.
Слайд 26Для проведения круглых столов читальный зал преобразовывается в конференц- зал.
Слайд 27Ребята этой смены работали по особой краеведческой программе «Изучаем прошлое», к
65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ключевым моментом стало изучение документов истории края На экскурсии в музее Вислинской косы подробно познакомились с историей 25-26 апреля 1945 года. Это легендарные дни штурма.
И как результат, библиотека имеет 4 литературно-исторических исследования: «Шура Серебровская», «Первые жители пос. Коса», «Западный десант», «Балтийская коса: прошлое и настоящее». Очень многое об истории города и области ребята почерпнули из книг Лидии Довыденко, местного писателя-краеведа. И им очень повезло, что они смогли побывать на презентации её книги «Тайны Пиллау», которая прошла в библиотеке специально для лагеря. Каждый подросток получил в подарок книгу «Тайны Пиллау» с автографом автора.
Слайд 28Экскурсия в замок Шаакен помогла узнать прошлое области.
Этот замок -
воплощение средневековья. Он построен в ХП веке. Все смогли почувствовать себя немного рыцарями и прекрасными дамами: можно было покататься на коне, сражаться на копьях и мечах, стрелять из лука, примерить старинную одежду, поесть «средневековой пищи». Но главное – в воздухе витал дух старины. Правда, было жутковато, когда экскурсовод рассказывал о страшных пытках, которые использовали монахи для борьбы с еретиками.
Программа поездки в бурно развивающийся город Янтарный была экскурсией в настоящее. Сами добывали янтарь, посетили музей янтаря при комбинате, и музей суеверий, который находится в старинном здании Янтарного.
Слайд 29
Азартная добыча янтаря.
Увлечённо слушаем рассказ о днях штурма в апреле 1945г.
В
луна-парке.
Какие они были, рыцари средневековья?
Слайд 30Театр книги используется как составная часть массовых мероприятий, проводимых для детей
младшего возраста, что способствует воспитанию у них любви к чтению через игру и эстетическое восприятие текста. В нем воспитывается активное творческое чтение. Ведь в раннем детстве понимают и помнят не рассудком и памятью, а воображением и фантазией. Участвуя в постановках Театра книги, ребята с радостью ходят на репетиции, читают и учат тексты, а затем показывают свое актёрское умение.
Театр книги работает и как театр кукол, и как театр на столе, и как театр анимации и как театр теней.
Наш театр камерный. На представлении обычно присутствуют 20 – 30 детей. Театрализация является элементом массового мероприятия. Причем, перед каждой группой «играют» нужное художественное произведение ребята из этой же группы. Конечно, они за 2 недели до мероприятия ходят к нам на репетиции. Причем играют в нашем театре не самые талантливые дети, И вот эти, со средними творческими возможностями ребята, в наших «спектаклях» очень стараются и с радостью показывают свое умение превратить небольшой отрывок художественного произведения в яркую картинку. Остальные участники – активные зрители мероприятия. Они участвуют в конкурсах, викторинах, ведут диалог с артистами, а юным артистам приятно внимание одноклассников.
Привитие любви к чтению через эмоциональное восприятие текста нашло поддержку и у преподавателей. Уже не первый год мы сотрудничаем с учителями начальных классов , которые работают по нашему плану, репетируя на уроках сценического мастерства сценки для участия в программе Театра книги.
Театр книги
Слайд 31Юные актёры своими персонажами на празднике первоклассников «Однажды в библиотеке».
Слайд 32 Уголок рекреации «Это ты можешь» создан для младших школьников. Здесь
в их распоряжении кроме интересных книг имеются развивающие настольные игры, шашки и шахматы, конструкторы, пазлы, настоящее «Поле чудес», альбомы и фломастеры для рисования. Когда собирается группа детей, проводим громкие чтения, чтения в лицах, рассматривание иллюстраций. Положительные результаты видим при проведении бесед-рассуждений. Ребята с удовольствием общаются, с удовольствием вступают в дискуссии.
Здесь можно сделать уроки, полистать комиксы, пообщаться с друзьями. В выходные дни Уголок посещают дети вместе с родителями.
Уголок рекреации
Слайд 34В течение учебного года в этом библиотечном пространстве проводится работа по
дополнительному литературному развитию с учащимися 1-х классов и группами продлённого дня. Работаем по программам «Моя первая русская история» и «Времена года: летопись народных праздников и обрядов на Руси». Это громкие чтения исторической и художественной литературы, в сочетании с развитием творческих способностей методом конкурсов и игровых программ.
Например, по программе «Моя первая русская история» на базе выставки «Как на Руси веру выбирали», проводится беседа «Крещение Руси», громкое чтение рассказа Головина Н.Н. «Святой князь Владимир и крещение Руси», просмотр эпизода из фильма «Русские обряды» и викторина.
Слайд 35По программе «Времена года» в январе была оформлена выставка-рассказ «Зимние народные
гуляния», проведена познавательная беседа «Гуляй на святки без оглядки» с громким чтением рассказов И. Шмелёва из книги «Лето господне» и рассказов Н.С. Лескова. Затем ребята брали книги для домашнего чтения по этой теме и на следующей неделе проводили игровую программу «Рождество и святочная неделя». В мае оформлена выставка – символ «Всех месяцев звончее весёлый месяц май!». Беседа с видеосюжетами «Святая Троица». Громкое чтение книг на тему «Труд людей в весенние дни». Литературно-познавательный час с игровой программой «Пойдём, девочки, завивать веночки! Завивать веночки, завьём зелёные!». В декабре это выставка-символ «Заискрится снег морозный серебром парчи». Затем беседа с видеосюжетами «С Новым годом! Со всем родом!». Громкое чтение книг на рождественскую тему и игровая программа «Здравствуй, гостья зима!».
Опрос среди учителей-пользователей программы, работающих по инновационным технологиям, позволил её ежегодно совершенствовать и продолжать развитие познавательных интересов школьников.
Слайд 36Наши дети читают активно! На мероприятиях они не только слушатели, но
и полноценные участники происходящего.
Слайд 37Библиотечное пространство «Улица Колокольчиков» построено в помещении младшего абонемента.
После ремонта младшего абонемента, проведённого по программе «Обновление» Министерства культуры Калининградской области, с привлечением спонсорских средств сегодня для читателей младшего возраста посещение библиотеки превращается в маленький праздник.
Здесь книги «живут» на двухсторонних стеллажах, которые похожи на домики. Эти домики можно передвигать, потому что они на колёсиках. И получается такая красивая «улица книжек». На «фасадах книжных домов» часто меняется реклама (цитаты, слоганы о чтении). Выставочные стеллажи тоже новые, а один стеклянный - с подсветкой. И выставочные экспозиции в нём выглядят просто сказочно.
В волшебный мир на «Улицу Колокольчиков» читатель попадает через арку с названием улицы, украшенной настоящими колокольчиками. На стенах нарисованы панно, где помимо малышей и малышек из Цветочного города на Огурцовой реке поселились и другие маленькие человечки, персонажи сказочного мира. Здесь Буратино беседует с тетушкой Тортилой, Домовёнок Кузька готовит свой волшебный сундучок.
Выставки литературы оформляются на большом « книжном дереве».
Праздник в душе от посещения
библиотеки на улице Колокольчиков
Слайд 38Главный библиотекарь С.В. Баркова знакомит первоклассников с библиотечным пространством «Улица Колокольчиков»
Массовые мероприятия проводим здесь же. Ведь на «Улице Колокольчиков» как на подиуме, можно разместить рампу для Театра книги. Если нужно использовать видео-сюжеты, то дети должны будут повернуться на своих стульчиках, что тоже очень интересно, к видео-стене, где расположены технические средства.
Слайд 39В домике можно с книжкой посидеть!
Можно
полюбоваться на сказочный садик с фонтаном!
Примерить костюм Пеппи
Слайд 40 Можно поиграть!
Можно книги покатать!
Можно побыть
художником.