ОДАРЁННОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ: ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ презентация

Содержание

Семантика термина «оДАРённость» Библейская история о дарах, которые мудрецы принесли новорожденному Христу. Золото - власть над умами и душами людей. Ладан – это ответственность за судьбы людей и за

Слайд 1Yaroslav-the-Wise Novgorod State University RUSSIA
ОДАРЁННОСТЬ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ:
ВЗГЛЯД

РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ

Д.п.н., профессор
Михаил Наумович Певзнер


Новгородский
государственный университет
имени Ярослава Мудрого



Слайд 2Семантика термина «оДАРённость»
Библейская история о дарах, которые мудрецы принесли новорожденному

Христу.
Золото - власть над умами и душами людей.
Ладан – это ответственность за судьбы людей и за собственную судьбу, умение распорядиться Божьим даром.
Смирна (бальзам) – это служение людям, а не собственной гордыне.

Слайд 3Этапы развития исследований одарённости детей
Конец XIX - нач. ХХ в.

- создание системы психолого-педагогической поддержки развивающих образовательных программ (В.П.Вахтерев, А.П.Модестов, В.М.Экземплярский, П.Ф.Каптерев и др.).
20-30 гг. ХХ в. – разработка когнитивных методик диагностики интеллектуального развития детей; расцвет и разгром педологии (Л.С.Выготский, А.П.Модестов, В.М.Экземплярский и др.).
50-60 гг. XX в. – развитие психологии способностей (Б.М.Теплов и др.).
60-80-е годы – проведение исследований творчества и творческого мышления (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес и др.).
Конец XX в. - начало XXI в. – создание «Рабочей концепции одарённости» (Б.Г.Богоявленская и др.)

Слайд 4Базовые подходы к работе с одарёнными детьми
Первый подход –
одарённость

редкое
и
нестандартное
явление.

Второй подход –
все дети
потенциально
талантливые и
одарённые.

СТРАТЕГИЯ:
выявление одарённых детей и целенаправ-
ленная работа по развитию одарённости

СТРАТЕГИЯ:
создание условий для проявления потенциала детей, развития их способностей


Слайд 5Ведущие идеи «Рабочей концепции одарённости»
Постановка триединой педагогической задачи: выявление, развитие и

обучение одарённых детей.
Рассмотрение одарённости через призму понятий «деятельность» и «способность».
Определение одарённости как системного качества психики.
Пересечение понятий «одарённость» и «креативность».
Выделение различных видов одарённости.


Слайд 6Категорийные составляющие понятия «одарённость»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
как вид человеческой
активности,

в которой
формируется и
проявляется
индивидуальное
дарование.

ОДАРЁННОСТЬ

СПОСОБНОСТЬ
как совокупность
личностных свойств,
соответствующих
требованиям
деятельности.


Слайд 7Определение одарённости
Одарённость – это системное, развивающееся в течение всей жизни качество

психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Б.Г.Богоявленская

Слайд 8По критерию «степень сформированности одарённости»: актуальная и потенциальная одарённость.
По критерию

«форма проявления одарённости»: явная и скрытая одарённость.
По критерию «широта проявлений одарённости в различных видах деятельности»: глобальная одарённость.
Б.Г. Богоявленская


Классификации одарённости


Слайд 9Социологическое исследование одарённых детей
Исследование проходило:
в рамках проекта

ТЕМПУС IV-6 «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями».
Исследование проводили:
10 университетов России, Украины и Республики Беларусь.
В опросе приняли участие:
2865 учащихся, 1105 родителей, 775 педагогов.


Слайд 10Характеристики одарённых детей (по результатам исследований)
Автономность самообучения.
Скрытая или явная неудовлетворенность образованием.
Адаптационные

и коммуникативные трудности.
Независимость суждений.
Познавательный эгоцентризм.
Перфекционизм.
Лидерство.
Максимализм.
Повышенные требования к себе и окружающим.
Неприятие несправедливости.
Преувеличенные страхи.

Слайд 11Проблема выбора педагогической стратегии


Какой должна быть основная педагогическая стратегия работы

с одарёнными детьми?

Стратегия «выравнивания талантов» и их адаптации к существующей привычной школьной среде.

Индивидуальная стратегия развития нестандартных учеников и поиска особых способов взаимодействия с ними.



Слайд 12Орден Марии Терезии
Орден предназначался для награждения тех офицеров,

которые отличались самостоятельностью мышления, воинской смекалкой и добивались успеха вопреки ошибочным приказам командиров.

Слайд 13«Существует нечто более редкостное, более тонкое, более незаурядное, чем одарённость. Это

способность признавать одарённость других».
Э.Г.Хаббард

Слайд 14Проблема выбора педагогической стратегии

Какая форма обучения предпочтительнее для одарённых детей?

Раздельное обучение одарённых детей

Инклюзия одарённых детей в рамках общеобразовательной школы



Слайд 15Проблема выбора педагогической стратегии

Какой путь обучения одарённых детей является более

продуктивным?

Путь медленного
и постепенного выращивания таланта в щадящих комфортных условиях

Путь создания познавательных барьеров, побуждающих одарённого ребенка брать новые высоты
на пути самосовершенствования



Слайд 16Концепция «выращивания»
В центре концепции - метафорический образ «заботливого садовника».
Автор концепции

– Г.Фольмар и др.

Слайд 17Концепция «барьерной педагогики»
Автор концепции – А.С.Гормин
Основная идея барьерной педагогики

- в учебном процессе адаптируются не внешние барьеры к личности одарённого ученика, а изменяется, «подтягивается» личность ученика к стоящим перед ним внешним барьерам.

Слайд 18
Благодарим за внимание!
www.novsu.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика