Слайд 1Обучение пониманию текста
МОУ «Таврическая гимназия»
Таврического района Омской
области
Учитель русского языка и литературы Бутвина Л.И
Слайд 2
По результатам обследования более 50% десятиклассников затруднились извлечь смысл из
элементарного текста, лишь 30% высказали свое мнение в связи с прочитанным. Психологи установили, что у 90% старшеклассников, завершающих определенный этап образования, нет полноценного понимания смысла художественного текста .
Слайд 3• развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному,
ключевому, образному) и связи слов;
• формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);
Обучение пониманию текста предполагает:
Слайд 4 • стимулирование читательского воображения для воссоздания авторских образов;
• нацеливание на
поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;
• побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции.
Слайд 5Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления
текста учеником учитель может использовать ряд эффективных приемов.
Слайд 6Приемы формирования навыков смыслового чтения.
Прием тезирования
Прием составления сводной
таблицы
Прием комментирования
Прием логического запоминания учебной информации
Прием осмысления прочитанного путём компрессии текста
Слайд 7 ____________________________
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и
понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос: «О чем здесь говорится?».
Слайд 8 . Прием составления графической схемы. Графическая схема – это способ
моделирования логической структуры текста. . Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Графическая схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
Слайд 9Прием постановки вопросов к тексту . Составление вопросов по содержанию текста
положительно влияет на его понимание учащимися, развивает такой прием чтения, как смысловая догадка, а значит, развивает их мышление и повышает скорость чтения.
Слайд 10 Типы вопросов/ (классификация по Б.Блуму)
Простые вопросы Отвечая на них ,
нужно назвать какие-то факты, воспроизвести информацию.
Уточняющие вопросы. Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того , что он только что сказал.
Слайд 11Типы вопросов
Объясняющие вопросы. Они направлены на установление причинно-следственных связей (Почему?)
Творческие
вопросы. (Как будут развиваться события дальше?)
Оценочные вопросы
Практические вопросы (Взаимосвязь теории с практикой)
Слайд 12Творческие вопросы
Задание
Выразительно прочитайте начало текста. Как вы думаете, какая информация последует
далее? О чем будет говориться в этом тексте?
После обсуждения предложенных вариантов дочитывается текст до конца, проверяются выдвинутые версии
Слайд 13Прием «Ключевые термины»
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и
выписывает их на доску.
Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Слайд 14Прием «Диалог с текстом»
Задания включают:
В – вопрос, задать вопрос к тексту;
О
– ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
З – заглянуть в будущее, мысленно представить, что произойдет дальше, как будут развиваться события дальше;
П – проверить себя, т.е.сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.
Слайд 155 класс упр142
Издавна добрая береза не только согревала, освещала, очищала,
исцеляла, но украшала жизнь русского человека В Давным – давно Новый год начинался не елкой , а березой. В Да и величали один из месяцев года (апрель) березозолом В.О. И сейчас сохранилось в украинском языке название апреля – березень З.П.
Слайд 17Техника «медленного чтения»
"Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины
заблуждений,» - утверждал Рене Декарт
Слайд 18Этапы работы
Шаг 1. Чтение текста про себя.
Шаг 2 Выразительное чтение вслух.
Шаг
3. Определение примерной темы текста На доске записываем все предложенные учениками варианты Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте) .
Слайд 19Шаг 4 . Осуществляем необходимые виды анализа слова в связи
с решением задачи глубокого понимания авторского замысла, используем схемы, памятки, помогающие выполнять поисковые задачи в работе с текстом.
Слайд 20Шаг 5. Уточняем тему текста, выписываем ключевые слова, формулируем микротемы текста.
Шаг
6 Выполнение дополнительных заданий к тексту.
Слайд 21Таким образом, работа с текстом позволяет овладеть лингвистикой текста; добиваться глубокого
понимания слова, речевых оборотов, грамматических форм. Работа с текстом формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся Порождает новые виды заданий, заключающихся в работе с различными словарями, обращению к справочникам , другой лингвистической литературе, формирует навыки работы с различными источниками информации.