Инжиниринг и производство энергетического оборудования напрямую связаны с высокими технологиями в различных областях, включая современные конструкционные материалы - жаропрочные, стойкие к износу и коррозии стали и сплавы, работающие в условиях сверхвысоких температур и давлений, и др.
Энергомашиностроение может стать локомотивом экономического роста страны, основанного на инновационном развитии отраслей с высокой добавленной стоимостью
Наличие у российских энергомашиностроителей обширных референций по поставкам оборудования в страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и других стран свидетельствует о высоком экспортном потенциале отрасли.
Несмотря на резкий спад внутреннего спроса на энергетическое оборудование в 90-е годы, отрасль «выжила» в основном за счет экспортных поставок, а также выполнения ремонтных работ и модернизации оборудования на внутреннем рынке, и сохранила научно-технический, технологический, производственный и кадровый потенциалы.
Сохранившиеся производственные мощности отрасли позволяют ежегодно производить основное энергетическое оборудование в объеме 5-6 ГВт, однако на протяжении последних полутора десятилетий оставались недозагруженными. В настоящее время с учетом имеющихся заказов предприятия загружены лишь на 50-65%.
В феврале 2008 года принята Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. При росте заказов со стороны электроэнергетики возможно достаточно быстрое наращивание мощности предприятий энергомашиностроения до 10-12 ГВт.
В среднесрочной перспективе (до 2020 года) объем российского рынка в тепловой электроэнергетике оценивается в более чем 180 млрд. евро.
По данным Минпромторга России, объем инвестиций в техническое перевооружение и развитие произ-водственных мощностей предприятий энергомашиностроения до 2013 года оценивается в $1,5-2 млрд.
НПО «Сатурн» освоило производство полностью российской газовой турбины мощностью 110 МВт, а ОАО «Силовые машины» - российской газовой турбины мощностью 65 МВт.
Ведущие компании отрасли реализуют программы технического перевооружения и освоения современных технологий:
Организация лицензионного производства, в том числе за счёт создания совместных с ведущими иностранными компаниями предприятий:
ОАО «Силовые машины» совместно с Siemens производство газовых турбин мощностью 160 и 270 МВт;
ЗАО «Уральский турбинный завод» совместно с Mitsubishi Heavy Industries производство паровых конденсационных турбин от 330 до 660 МВт, газовых турбин 270 МВт и блоков ПГУ 400 и 800 МВт;
ОАО «Атомэнергомаш» совместно с Alstom произ-во тихоходной турбины мощностью 1200-1700 МВт.
ОАО «ЭМАльянс» заключило лицензионное соглашение с Nooter/Eriksen на проектирование и производство современных котлов –утилизаторов для ПГУ и в сотрудничестве с Foster Wheeler реализует «пилотный» проект строительства блока мощностью 330 МВт с котлом на базе технологии ЦКС.
Отсрочка исполнения уже законтрактованных проектов.
Нарушения исполнения обязательств по своевременной оплате поставленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг со стороны контрагентов.
Резкий рост стоимости заемных средств и банковских гарантий (ставки по кредитам выросли с 10-12% до 20%-25%, рост ставок по банковским гарантиям составил с 2,0-2,5% до 4%-6%).
Сокращение сроков кредитования и сложности получения кредитов.
Как результат, свертывание предприятиями энергомашиностроения инвестиционных программ, направленных на техническое перевооружение и освоение новых технологий.
Минпромторг России 31 декабря 2008 года образовал Комиссию по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и сформировал отраслевые рабочие группы, в том числе рабочую группу, курирующую системообразующие компании энергетического машиностроения.
В январе текущего года рабочая группа Минпромторга заслушала доклады руководителей системообразующих компаний отрасли о финансово-экономическом состоянии. По итогам докладов составлены предложения и обоснования по мерам государственной поддержки компаний, которые направлены в Комиссию Минпромторга для дальнейшего представления на утверждение в Правительственную комиссию по повышению устойчивости развития российской экономики. Итогом этой работы должны стать соответствующие решения Правительственной комиссии, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2008 г. № 957 являются обязательными для реализации органами исполнительной власти при персональной ответственности их руководителей.
Решения Правительственной комиссией пока не приняты
Формирование со стороны электроэнергетики с участием государства крупного долгосрочного заказа для российского энергетического машиностроения, что могло бы стать главным инструментом поддержки энергомашиностроительной отрасли.
Можно было бы закрепить в соответствующих документах норму, обязывающую организации электроэнергетики, осуществляющие строительство объектов генерации и использующие различные формы государственной поддержки, закупать российское оборудование и услуги, за исключением случаев, когда такое оборудование не производится (услуги не оказываются) в Российской Федерации.
При корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года и инвестпрограмм электрогенерирующих компаний предусмотреть:
- комплексное развитие электроэнергетики, энергетического машиностроения и других смежных отраслей;
- нормативное закрепление приоритетности использования энергетического и электротехнического оборудования российского производства, порядка согласования с Правительством РФ использования оборудования иностранного производства при наличии российских аналогов;
- существенное сокращение типов применяемого энергетического оборудования.
ЧТО ДАЕТ ДЛЯ ОТРАСЛИ: Раздел Плана «Поддержка внутреннего спроса» содержит ряд мер, реализация которых может способствовать стабилизации ситуации в энергетическом машиностроении. Так, пункт 18 Плана предусматривает упрощение процедуры предоставления государственных гарантий, что было законодательно закреплено Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Закон определяет, что Правительство РФ в 2009 году может предоставить государственные гарантии в пределах 200 миллиардов рублей по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения. Порядок предоставления государственных гарантий определен вышедшим 14 февраля с.г. Постановлением Правительства РФ № 103.
ОГРАНИЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ: К сожалению, большая часть предусмотренных Планом мер имеет ограниченное действие и распространяется лишь на такие случаи, как размещение государственного заказа, закупка товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями. Эти случаи не являются массовыми для энергетического машиностроения, в связи с чем предлагается, чтобы в Плане действий энергетическое машиностроение было выделено отдельным разделом (по аналогии с автомобилестроением и сельскохозяйственным машиностроением), а предусмотренные Планом мероприятия скорректированы с учетом особенностей отрасли. В частности:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ: 1. Установить ценовые преференции в объеме до 25% на продукцию отечественного энергомашиностроения при проведении предстоящих в 2009 г. тендеров на поставку энергетического оборудования для планируемых к строительству и модернизации энергоблоков (по аналогии с п.12 Плана).
2. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон N 35-ФЗ 2003 года "Об электроэнергетике" путем регламентации процедур размещения заказов субъектами электроэнергетики и обеспечения приоритетности закупки товаров (работ, услуг) российского происхождения (по аналогии с п.13 Плана).
3. Обеспечить поддержку инвестиционных программ субъектов электроэнергетики путем предоставления льготного кредитования под обязательства закупать отечественное энергооборудование (по аналогии с п.14 Плана).
Необходимо обеспечить приоритетность закупок российских товаров и услуг.
В этих целях предлагается усовершенствовать Закон и расширить его действие на закупки, осуществляемые организациями, имеющими долю государства в уставном капитале, а также компаниями, получающими государственную поддержку в той или иной форме.
Большинство государств мира ставят под самый жесткий контроль вопросы закупки иностранной продукции за счет средств бюджета при наличии соответствующих возможностей у национального производителя. Опыт США, Бразилии, Китая, Белоруссии и других стран.
Разработка и принятие Федеральной целевой программы развития энергетического машиностроения.
Справочно: Проект Стратегии развития отрасли предусматривает в качестве главного направления ее реализации – разработку и принятие ФЦП развития энергетического машиностроения.
ЭФФЕКТ
МУЛЬТИПЛИКАТОРА
Суммарный по всем этапам объем промышленной продукции, произведенной в России, составляет 114 млрд. рублей, то есть на каждый вложенный государственный рубль экономика получит 2,3 рубля произведенной промышленной продукции.
Сумма налоговых отчислений всех участников производственной цепочки при указанных выше исходных данных составит 12,5 млрд. рублей.
ЭФФЕКТ
МУЛЬТИПЛИКАТОРА
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть