Слайд 1КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНИКА, УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ
Слайд 2Сейчас в России живут и работают представители
шести поколений:
Поколение GI (1900−1923
г. р.),
Молчаливое поколение (1923−1943 г. р.),
Поколение Беби-Бумеров (1943−1963 г. р.),
Поколение Х (1963−1984 г. р.),
Поколение Милениум, или Y (1984−2000 г. р.),
Поколение Z (c 2000 г. р.), которое и будет обучаться по ФГОС в ближайшие 10−15 лет.
Слайд 3В классах современной школы
учатся два поколения — поколение
Миллениум, или Y, —
ученики 9−11-х классов, и поколение Z, которое представляют в школе ученики 1–8-х классов.
Поколение Z — это своеобразное переходное
поколение из ХХ века в век XXI, цифровое поколение.
Слайд 4КАКОВА ПРОБЛЕМА?
Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты,
углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир» даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат, не задумываются, что при решении задачи не может получиться 2,5 человека, а из 8 км невозможно вычесть 3 часа. При выполнении домашних заданий стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками.
Слайд 5Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации
в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ
ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
Слайд 6В ЧЕМ ПРОБЛЕМЫ?
Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое
мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).
Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования, считает, что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И это не только проблема российских школьников. Клиповое мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.
Слайд 7СПЕЦИАЛИСТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ИМЕЕТ И ПЛЮСЫ, И МИНУСЫ.
Плюсы
Так,
в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок.
Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией.
Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения.
Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.
Слайд 8МИНУСЫ
Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением
отсутствует способность к длительной
концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают школьники с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. Люди с клиповым мышлением больше податливы к манипуляции и влиянию.
Слайд 9Проблема учителя, по мнению Леонида Ястребова, в том, что в школах
клиповомыслящих детей учат педагоги, обучавшиеся в рамках текстовой культуры и обученные учить именно по этим методикам.
Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют последовательное и текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным.
Слайд 10КТО ВИНОВАТ?
Специалисты считают, что люди с клиповым мышлением не рождаются. Оно
формируется в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, не связанных между собой телевизионных новостных материалов, беглого восприятия заголовков, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.
Для термина «клиповое мышление» пока нет чётко сформулированного определения. Точно известно только, что обладатель клипового мышления воспринимает мир как видеоклип — не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации.
Психоаналитик Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.
Слайд 12ЧТО ДЕЛАТЬ?
Конечно, проще всего поступить по аналогии с советом Фамусова из
знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
«Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь».
То-есть запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т.д., что, конечно, не разумно.
Хорошо ли клиповое мышление или нет — вопрос, пожалуй, философский, считает Михаил Пекар, старший вице-президент по образовательным программам MAXIMUM, и советует практикам от образования принимать его существование как факт, учитывать в работе эту особенность современных учеников.
Леонид Ястребов также считает, что бороться с клиповым мышлением бессмысленно и рекомендует учить детей «говорить на двух языках».
Слайд 13СПЕЦИАЛИСТАМИ ПРЕДЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДИКИ, В ЧАСТНОСТИ, ТАКИЕ.
Воспользовавшись особенностями клипового мышления,
осуществлять фрагментарное
представление информации, увязывание информации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.
Практиковать метод дискуссий, так как участие в дискуссии учит их участников мыслить, отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.
Полезен и метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.
На специальных тренингах обучать школьников сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.
Чтение классической художественной литературы — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д., способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Слайд 14ВЫХОД ЕСТЬ!
Работа педагога в тесной связи с родителями также будет способствовать параллельному
развитию обоих видов мышления. Для этого родителям следует не запрещать детям вообще пользоваться гаджетами и соцсетями, а постараться восполнять то, чего дети лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира. Это могут быть путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение. Больше общаться со своими детьми, чтобы недостаток живой коммуникации они не заменяли на виртуальную.
Чтобы ребенок в общении не ограничивался только социальными сетями и чатами, записать, например, его в какой-нибудь кружок, где он сможет получать удовольствие от живого общения.
Слайд 15ВЫХОД ЕСТЬ!
Побуждать ребенка как можно больше пересказывать, высказывать свое мнение устно
и письменно. При выполнении домашних заданий, например, при решении задач необходимо, чтобы ребенок сам себе или родителям объяснил суть задачи и вслух рассказал ход ее решения.
Чтобы ребенок увлекся книгой, заинтриговать его рассказом интересной главы из нее. При этом он должен не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение.
Таким образом, по мнению специалистов, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека и это надо знать, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно
Слайд 161. Хорошо структурируйте учебный процесс.
2. Обеспечивайте «обратную связь».
3. Сделайте учебный материал
«ярким и зримым».
4. Используйте простые для восприятия тексты, структура которых должна соответствовать их содержанию, а ключевые пункты — выделены
визуально.
5. Подводите итоги каждого этапа обучения — и немедленно ставьте задачи на следующий этап.
Слайд 176. Руководите мудро, давая ученикам возможность продемонстрировать свои знания.
7. Помните о
важности устной коммуникации.
8. Подавайте материал в оптимистичном тоне.
9. Ваши требования должны быть ясны, а информация, которую Вы сообщаете аудитории, — точна.
10. Используйте время эффективно. Представители «Поколения Z» не способны удерживать внимание на чём-то одном больше 15−20 минут — оно ослабевает. Разделите учебное время на промежутки, в течение каждого из которых учащиеся будут один раз менять вид деятельности.
Слайд 18Увеличьте скорость обучения!
Сделайте урок ярким, зрелищным, наглядным
Учитывайте феномен детской многозадачности
Обеспечьте
ежеурочное общение
Ведите борьбу с клиповым мышлением
Помогите ученикам преодолеть фрагментарность и поверхность мышления
Используйте элементы таких современных технологий, которые помогли бы преодолеть негативные тенденции развития «цифрового поколения»
Обучайте детей критически мыслить