Слайд 1Научно-исследовательская работа
по русскому языку
«Речи- миниатюры»
Работу выполнила: Юровских Ольга,
ученица 7 класса
МОУ « ПСОШ №1 » Научный руководитель: Шмырёва А.Ю., учитель русского языка и литературы.
Слайд 2Актуальность исследования
Речевая деятельность современного человека очень богата,
в результате чего ему приходится решать большое количество проблем. Быть интересным собеседником, иметь способность к речевому самовыражению порой бывает довольно сложно. Поэтому актуальность основываются на необходимости выявления в нашей современной речевой деятельности малоизученных возможностей использования таких речей-миниатюр как рекламные слоганы, афоризмы и реплики.
Слайд 3
Цель данной работы заключается в изучении структуры
речей-миниатюр и способах их использования в практике человека.
Слайд 4
Для осуществления главной цели исследовательской работы необходимо опираться на нашу
практику, на живую человеческую речь, которая и является объектом данного исследования.
Предмет исследования определяется так: речи-миниатюры (реплики, афоризмы, рекламные слоганы), используемые в нашей речи.
Слайд 5)
Выбор речей-миниатюр в качестве
исследования определяется рядом факторов:
1)
речи-миниатюры вносят игровой элемент в общение между людьми, делая его интригующим и захватывающим;
благодаря использованию речей-миниатюр можно избежать неприятные ситуации, конфликты в процессе общения;
3) с помощью речей-миниатюр активизируется чувство юмора, ассоциативное мышление, воображение и другое;
4) исследование речей-миниатюр в данной работе позволяет увидеть красочность, выразительность и богатство русской речи.
Слайд 6Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить,
насколько разработана в научной литературе проблема речей-миниатюр;
2. Выявить особенность и структуру каждого выбранного примера речи-миниатюры (реплики, афоризма, слогана);
3. Изучить речевую практику окружающих людей с целью выявления частотности использования в ней речей-миниатюр;
4. Определить основные понятия, используемые в исследовании.
Слайд 7Основная часть
Речь - это явление, которым мы начинаем пользоваться
с самого своего рождения. Она тесно связана с понятием «язык». Но если язык - это система знаков и символов, то речь - это «процесс пользования языком» . «Речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь». Лингвисты понимают под речью конкретное говорение, которое протекает во времени и облачается в звуковую форму или письменную. Всем нам известно, что речь бывает устной и письменной. Задача говорящего состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей.
Слайд 8
При помощи языка, словесной его формы передается содержание информации.
что знания основ правильной речи нужны каждому уважающему себя и окружающих человеку. Ю.Д. Апресян по этому поводу отметил следующее: «владеть языком значит:
а) уметь выражать заданный смысл разными способами;
б) уметь извлекать из сказанного на данном языке смысл, в частности - различать внешне сходные, но разные по смыслу высказывания и находить общий смысл у внешне различных высказываний;
в) уметь отличать правильные в языковом отношении предложения от неправильных.
Слайд 9
Владение всеми выше перечисленными приемами - признак
грамотной, яркой, выразительно речи. Поэтому мы должны учиться в своей речи умело использовать общие формы человеческого мышления: логическую и образную. Именно поэтому мы и обращаем внимание на такие способы создания образности и эмоциональности нашей речи как речи-миниатюры: реплики, афоризмы и рекламные слоганы.
Слайд 10 Речи-миниатюры
Что же такое
речи-миниатюры и для чего они нужны в современной коммуникации человека? Речи-миниатюры используются в нашей речевой практике с целью ее обогащения, разнообразия, красочного оформления. Речи-миниатюры - это речи небольшой, малой формы, отличающиеся изящностью своего словесного оформления. Именно такую форму имеют реплики, афоризмы, рекламные слоганы.
Слайд 12Реплики
Реплика - это единица диалогической речи, это обращение говорящего
к слушающему. Обмен репликами и составляет диалог.
Выделяют различные виды реплик:
формулы речевого этикета,
вопрос-ответ,
добавление,
повествование,
распространение,
согласие-несогласие.
Слайд 13
Приведем пример вопросно-овтетных реплик:
- Насколько важны для властей и
предпринимателей Стокгольма фирмы из России?-
В некоторых случаях в рамках вопросно-ответного единства за вопросной репликой одного говорящего следует встречный вопрос. Например:
- Вы приняли отчет за первый квартал?
Пример реплики-добавления звучит так:
- Ко всему услышанному хотелось бы добавить следующее: работа по детской безопасности должна иметь систематический характер, только в этом случае мы действительно добьемся снижения уровня детского травматизма.
Реплики согласия-несогласия:
- Я с вами совершенно согласен: хорошая книга действительно учит
Этикетные реплики - это неотъемлемые составляющие речевой этики. Речевая этика - «это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях».
Слайд 14
Приветствие. Обращение
Приветствие и обращение задают тон
всему разговору.
Этикетные реплики
Этикетные формулы, фразы к случаю - важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их - показатель высокой степени владения языком.
Эвфемизация речи
Исторически в языковой системе сложились способы перифрастической номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений, например: он покинул нас, скончался, ушел из жизни.
Перебивание.
Встречные реплики. Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца
Слайд 15
Афоризм - жанр, который не утратил своего существования и
по сей день. И в наше время продолжают активно создаваться и использоваться эти меткие речевые высказывания:
«Красота - страшная сила!»
В литературоведческом словаре отмечены важные свойства «крылатых выражений»: Афоризм отличается выразительностью и неожиданностью суждения, но он не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание формулировкой мысли.
Слайд 16
Афоризмы часто извлекались из литературных произведений,
античных средневековых сборников, из произведений 18 - 20 веков:
«Видать она сильна, коль лает на слона»
(Басня И.А. Крылова «Слон и Моська»)
Слайд 17Афоризмы
Афоризм всегда носит обобщенный смысл, но при этом
он достаточно лаконичен. Афоризм обычно имеет художественно заостренную форму. В фольклоре к афоризмам относятся пословицы и поговорки.
- Ой, я сломал очередной карандаш!
- Ну да, сила есть - ума не надо.
Слайд 18
В моей работе рассмотрены примеры, которые показали, что
коммуниканты, использующие в своей речи афористические высказывания, умеют разрешать проблемы без агрессии, без лишних неприятностей, демонстрируют чувство юмора и мудрость.
Слайд 19
Главным условием правильности речи в данном случае
является уместное употребление афоризмов и понимание его смысла
Нередко происходит искажение лексического состава афоризмов .
Довольно часто невнимательные к своей речи ораторы и авторы искажают состав афоризмов, сокращают или дополняют новыми компонентами его состав. Можно привести такие примеры:
Ø миром правит воображение (воображение правит миром),
Ø шел в одну комнату, а попал совсем в другую (шел в комнату, попал в другую),
Ø в войне не бывает выигравших, есть одни лишь проигравшие (в войне не бывает выигравших - только проигравшие), .
.
Слайд 20 Рекламные слоганы
В настоящее время реклама -
не только «двигатель торговли», но и активное проявление нашей языковой культуры. Реклама везде: транслируется по телевидению, передается по радиоволнам, печатается в газетах и журналах, красуется на баннерах, витринах магазинов. Рекламой в современных условиях рыночной экономики пользуются все, она охватила практически все сферы нашей жизни.
«Не тормози - Сникерс Ни»
«Россия - щедрая душа!»
Слайд 21
Слоган являет частью рекламного сообщения. Так как
реклама - это текст, а любой текст имеет свою структуру, то и мы попытаемся разобраться с особенностями построения рекламного текста.
Текст - важнейший элемент печатной рекламы (кроме текста печатное рекламное послание может включать рисунки, фотографии, фирменные знаки и др.). Обычно рекомендуется разбивать текст на три части, каждая из которых выполняет свою функцию.
Слайд 22
Традиционно композиция рекламного объявления состоит из следующих блоков:
слогана (девиза) - краткого
рекламного лозунга, заголовка, афоризма,
завязки (зачина) - текста, предшествующего основной идее рекламного сообщения,
информационного блока - основного текста, в котором приводятся главные аргументы в пользу товара,
заключительной части,
дополнительной информации (справочных данных) - адрес, контактный телефон и т.д.
Задача такого расположения материала - привлечь внимание читателей, затем заставить их вчитаться в сам текст публикуемого рекламного обращения. В практике отдельные блоки могут объединяться или не включаться .
Слайд 23
Так как изучение всей структуры рекламного текста
не входит в задачи нашего исследования, более подробно остановимся лишь на первой ее части - слогане. Слоган - заголовок рекламного послания и первые строки текста.
Удачный рекламный слоган должен легко читаться и запоминаться, быть оригинальным, вызывать любопытство, содержать уникальное торговое предложение, сулить выгоду, вознаграждение.
Хороший слоган должен обладать четким внутренним ритмом и представлять собою как бы мини-стих из одной строчки.
Слайд 24
Рассмотрим некоторые приемы, используемые при создании слогана:
1) Употребление
цитаций или аллюзий.
Различие между цитацией и аллюзией чисто условное: популярная строчка из песни, кинофильма или литературного произведения считается «цитацией», а общеизвестное выражение из экономики, истории и т.д. есть «аллюзия». Существует очень большое количество слоганов, созданных подобным методом: «Просим к столу», «Магнитные карты Балтийского банка: осознанная необходимость», «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
«Крылатые изречения» обычно слегка перефразируются «в угоду заказчику». Это называться «деформацией цитаций» - это легальный и очень эффективный способ создания слогана: «Остановить мгновенье так легко!», «Истина - в движении!»,
Слайд 25
2) Использование метафор
Весьма распространенный прием, позволяющий создать лаконичный девиз с элементами восхитительной незавершенности. Недосказанность, по мнению специалистов, интригует, привлекает внимание.
Слоганы, созданные при помощи метафор также весьма многочисленны. Например, «Апельсиновый заряд», «Радуга фруктовых ароматов» .
Из этой же метафорической серии - различные «Алгоритмы успеха», всевозможные виды свежести и т.д. Использовать метафоры нужно с осторожностью, так как за кажущейся простотой нахождения скрывается особенность - быстро становиться штампом. Поэтому и рекомендуется время от времени обращаться к такому безотказному приему создания слогана как Повтор.
3) Повтор
Различают несколько видов фигур повторов:
Хиазм - «Ваши деньги - это бумага. Наши бумаги - это деньги».
Стык - «Показывают движение времени, но время не властно над ними» (Часы «Ситизен»)
Анафора - «Благороден и благотворен» (Демидовский бальзам)
Эпифора - «Не просто чисто - безупречно чисто!» (Стиральный порошок «Ариэль»)
4) Каламбур
Чаще всего таким образом обыгрывается название товара, немного реже - его свойства. При использовании этого приема получаются многозначные фразы-девизы - слоганы «с двойным» или даже с «тройным дном»
К примерам многозначных девизов можно отнести такие: «Хорошие хозяйки любят «Лоск», «Ваше второе дыхание», «Телефонная трубка мира»
Слайд 28
5) «Попытка афоризма»
Данный прием при достаточном навыке позволяет поместить в короткой фразе содержимое длинной речи президента фирмы-производителя.
Например: «Если дарить - то самое лучшее»
Слайд 29
6) Использование «ошибок» в тексте
Неправильность помогает привлечь внимание, может
сделать слоган более информативным.
Например, слоган «Кто не знает, тот отдыхает!» - не соответствует нормам, однако придется «по душе» подросткам. «Все будет Кока Кола!»
Слайд 30
Одной из проблем при создании слоганов является адаптация его с иностранного
языка. Распространенная ситуация - в международных агентствах большинство принимающих решения людей не говорит по-русски. Возникает парадокс: сначала слоган адаптируют для русского языка, а затем для оценки результата переводят обратно с русского, например, на английский. Проблема чаще всего заключается в том, что невозможно точно перевести слоган с одного языка на другой, например, «Жевать не переживать». Единственный путь в таком случае - адаптация, так появился слоган «Бриллианты не тускнеют»
Слайд 31
Рекламные слоганы - часто нами используются в ситуации общения друг с
другом. Например:
Мальчик после большого количества съеденных пирожков, вновь продолжает поглощать их. Бабушка, удивленно глядя на внука: «Ты же лопнешь, деточка!», на что внук ей ответил : «А ты налей и отойди!»
Слайд 32
Мы выяснили, что речевая деятельность - это неотъемлемая часть
социальной жизни человека. И речевое поведение во многом создает имидж человека. В этом заключается необходимость разнообразия коммуникативной деятельности, в чем и помогают речи-миниатюры.
Первой разновидностью речей-миниатюр, изученной нами в ходе работы, стали реплики.
Реплики - неотъемлемые единицы диалога. Выделяют такие разновидности реплик: вопросно-ответное единство, реплики-добавления, реплики согласия-несогласия, этикетные реплики. Речевые формулы этикета: приветствие, эвфемизация речи, перебивание. Знание необходимой информации в области употребления этикетных реплик позволит нам в условиях речевого общения показать себя более успешными.
Слайд 33
Афоризмы - это краткие, меткие выражения, которые делают нашу речь более
яркой, разнообразной, мудрой. Мы выяснили, что афоризмы имеют разную целенаправленность (поучение, морализация, юмористическая направленность и т.д.). Но при использовании афоризмов в речи не стоит забывать о культуре речи, необходимо соблюдать основные правила использования «крылатых» выражений.
Особую языковую культуру сегодня составляют рекламные слоганы. Реклама занимает достаточно важную роль в нашей жизни. Рекламные слоганы в условиях рыночной экономики и торговли очень активно употребляются носителями языка. Тем более что в основе слогана используются следующие языковые приемы: цитация, аллюзия, метафора, повтор, каламбур, афоризм и т.д., которые в совою очередь создают образность рекламных высказываний.