2
Рост (снижение) добычи в
сравнении с 2009 г., %
Количество действующих
угледобывающих предприятий
56
10
всего
66
Негосударственные предприятия
прирастили добычу на 4,7 %;
Государственные предприятия снизили
уровень добычи на 1,9 %;
Основные факторы снижения добычи:
- отсутствие методики формирования цен на угольную
продукцию, ручное распределение бюджетного
финансирования;
- невыполнение плана ввода новых лав
вследствие недостаточного финансирования;
- высокая аварийность на машинах, механизмах и стацоборудовании;
- отсутствие мотивации для повышения производительности труда (падение более чем на 2,8 %)
всего
кокс
энергетика
всего
кокс
энергетика
+
-
3
Наибольший уровень добычи имеют предприятия негосударственного сектора (ш/у «Покровское», ш.«Комсомолец Донбасса»), которые не получают дотации.
Частный капитал является более эффективным собственником, чем государство. При отсутствии господдержки он вынужден рассчитывать только на себя – рационально использовать трудовые и материальные ресурсы.
тыс.
тонн
ГП «Артемуголь»
(4 шахты)
ГП «Макеевуголь»
(5 шахт и 2 ш/у)
ГП «ДУЭК»
(9 шахт)
ОАО «Комсомолец Донбасса»
ГП «Добропольеуголь»
(5 шахт)
ПАО «Ш/у
«Покровское»
ГП «УК
«Краснолиманская»
ПАО «Ш/у «Донбасс»
(2 шахты)
АП «Шахта «Засядько»
ГП «Селидовуголь»
(4 шахты)
ООО «Краснолиманская»
ОДО «Шахта «Белозерская»
ЗАО «Шахта «Ждановская»
ГП«Красноармейскуголь»
(4 шахты)
ГП «Шахтерскантрацит»
(2 шахты и 1 ш/у)
ГП «Ш/у «Южнодонбасское №1»
ГП «Орджоникидзеуголь»
(6 шахт)
ГП «Торезантрацит»
(3 шахты и 1 ш/у)
ГП «Дзержинскуголь»
(4 шахты)
ГП «Снежноеантрацит»
(2 шахты)
ОДО «Ш/у «Чапаева»
(3 шахты)
ОДО «Шахта «Новодзержинская»
ГП «Шахта «Путиловская»
4
Динамика ввода, выбытия и количество действующих забоев по предприятиям Донецкой области
Среднесуточная нагрузка на лаву, т/сут
Динамика добычи угля по области, млн. тонн
Основной причиной падения угледобычи является невыполнение плана ввода новых лав
Количество действующих забоев за последние 5 лет уменьшилось со 186 до 133 единиц
Несмотря на увеличение среднесуточной нагрузки на 63 т/сут, объем добычи снизился на 4 млн. тонн
5
Себестоимость 1 тонны колеблется от 400 до 2000 грн.
В тоже время, ГП «Добропольеуголь» и ГП «УК «Краснолиманская» работают без господдержки и имеют высокий уровень добычи и наименьшую себестоимость среди госпредприятий. При этом затраты на производство на этих предприятиях полностью компенсируются поступлениями от реализации.
2153,3
1396,9
1136,1
1059,9
1063,5
1058,6
951,9
786
1517,8
1511,7
1727,8
1531,3
1884,1
ГП
«Артемуголь»
ГП «Дзержинскуголь»
ГП
«Снежноеантрацит»
ГП «Шахта «Путиловская»
ГП
«Красноармейск-уголь»
ГП
«Орджоникидзе-уголь»
ГП
«ДУЭК»
ГП
«Торезантрацит»
ГП
«Селидовуголь»
ГП «Ш/у «Южнодонбасское № 1»
ОАО «Ш/у «Донбасс»
ГП
«Макеевуголь»
ГП
«Шахтерск-антрацит»
6
В течении 5 лет темпы роста себестоимости превысили темпы роста цены на 143 %
При этом в структуре себестоимости 1 тонны затраты на выплату зарплаты составили 50 %
7
По области производительность труда снизилась на 3,6 %
Среднемесячная зарплата выросла на 19,1 %
грн.
т/мес.
8
В 2010 году отрасль финансировалась из Госбюджета и стабилизационного фонда, наполнение которого осуществлялось в основном за счет поступлений от приватизации
Средства
Государственного
Бюджета
675,4 млн. грн.
9
млн. грн.
10
Объемы выполненных работ, млн. грн.
Кредиторская и дебиторская задолженность,
млн. грн.
Сумма кредиторской задолженности превышает дебиторскую в 2,9 раза
В 2010 году объем выполненных работ снижен на 15 %
11
Программой Минуглепрома по реформированию угольной отрасли было предусмотрено создание ПО «Укршахтострой» на базе ОАО ГХК «Спецшахтобурение». В состав вновь созданного объединения планировалось включить наиболее перспективные шахтоуглестроительные предприятия.
В городах, угольные предприятия которых являются бюджетообразующими, доля их отчислений в местные бюджеты составляет от 40 до 80%
%
Снижение подоходного налога для подземных рабочих с 15 до 10 % привело к уменьшению объема поступлений в местные бюджеты на 3,7 % от запланированного.
В ходе процесса реформирования и реструктуризации угольной отрасли необходимо учитывать источники наполнения местных бюджетов с целью предотвращения развития депрессивных процессов в малых шахтерских городах.
12
По данным предприятий планируется передать в коммунальную собственность 131 объект
Государственным бюджетом на 2011 год средства на передачу
социальной сферы не предусмотрены.
На содержание 131 объекта в год необходимо - 129,6 млн. грн
На передачу этих объектов необходимо - 331,9 млн. грн.
Структура объектов,
находящихся на балансе угледобывающих предприятий
- Пансионаты
- Базы отдыха
Оздоровительные
детские учреждения
211
Жилой фонд
Котельные и сети
Детские сады
Дворцы культуры
13
Динамика изменения численности работников на предприятиях угольной отрасли, тыс. чел.
Доля пенсионеров в общей численности работающих в отрасли
Сохраняется проблема нехватки рабочих основных профессий (ГРОЗ, проходчик) и подготовки (ротации) рабочих кадров и их эффективного использования на государственных предприятиях.
Динамика текучести и укомплектованности кадрами на угледобывающих предприятиях, %
С учетом льготного стажа шахтеры могут
уйти на пенсию с 40 лет.
Средний возраст работающих 42 года
25 % -
пенсионеры
75 %
14
Чем ниже уровень аккредитации учебного заведения, тем меньше закрепляемость выпускников на горных предприятиях, и, как следствие, неэффективное использование бюджетных средств.
Приоритетным направлением подготовки рабочих кадров горных профессий должно стать обучение в Отраслевых центрах (учебно-курсовых комбинатах) по ступенчатой форме обучения: подготовка, переподготовка, повышение квалификации.
Преимущества: - ступенчатая форма обучения;
- связь с производством;
- оптимизация затрат на подготовку специалиста.
15
Единственным методом цивилизованного отношения к обеспечению бытовым топливом является переход к монетизации льгот и унификация объема предоставляемых льгот
Монетизация процесса обеспечения бытовым топливом позволит решить следующие проблемные вопросы:
- обеспечение качественным
углем;
- своевременное и полное
обеспечение топливом;
- снижение нагрузки на
госбюджет;
- исключение коррупционной
составляющей.
тыс.
тонн
91,5 %
97,7 %
72,8 %
43,3 %
16
По состоянию на 01.01.2011 в стадии подготовки к ликвидации находятся 9 шахт области.
Срок нахождения шахт в ІІІ группе – от 3 до 8 лет.
Перечень шахт ІІІ группы, которые передаются на ликвидацию в 2011 году не определен.
Бюджетное финансирование шахт ІІІ группы в 2010 году составило 386,6 млн. грн.
С 1998 года на содержание шахт ІІІ группы из бюджета потрачено 1,7 млрд. грн.
1 шахта
1 шахта
1 шахта
2 шахты
4 шахты
Макеевка
Селидово
Снежное
Горловка
Донецк
Года
Статус шахт ІІІ группы и сроки их нахождения в стадии
подготовки к ликвидации законодательством не определены.
17
Передача шахт области на ликвидацию
по годам
Основные статьи расходов ликвидационных работ – содержание шахт в период ликвидации (63,5 % от программы) и обеспечение бытовым топливом (32 %).
Большая часть выделяемых бюджетных средств расходуется на работы,
не связанные с ликвидацией горных предприятий.
Программа закрытия не имеет граничного срока и объемов финансирования.
Распределение ликвидирующихся шахт
по регионам области
В стадии ликвидации на 01.01.2011 находится 56 предприятий, в том числе 54 шахты и 2 ЦОФ.
В 2010 году на ликвидацию не передано ни одной шахты.
64
Добропольско-
Селидовский
регион
Центральный
регион
Донецко-
Макеевский
регион
Восточный
регион
18
В результате многолетней эксплуатации угольных месторождений возникли необратимые процессы, решения которых выходят за рамки отдельного региона и отрасли.
Ситуация усугубляется несостоятельностью концепции закрытия шахт, которая не решает экологические проблемы.
Из общего объема израсходованных средств с начала ликвидации затраты на экологию составили 2%.
В 2010 году основная часть выделенных средств направлена на работы, не связанные с ликвидацией.
63,5 %
32 %
1,5 %
3 %
Фактически отсутствует Программа реабилитации шахтерских регионов от последствий многолетней производственной деятельности и закрытия шахт.
Распределение средств по статьям затрат, выделенных в 2010 году
19
Подготовлено 3 инвестиционных проекта, с инновационной составляющей
Цель: обеспечение комплексной
безопасности на предприятиях угольной промышленности.
Результат: повышение уровня безопасности,
оперативности и информативности о
техногенных и экологических факторах
Цель: техническое переоснащение лавы с использованием
современного оборудования струговой
выемки угля и механизированного крепления.
Техническое
переоснащение
11 восточной лавы К2
Разработчики: ГП «Донгипроуглемаш»,
ОАО «Шахтоуправление «Донбасс».
Результат: увеличение объема угледобычи,
снижение зольность и себестоимость, улучшение качество угля
Техническое
переоснащение
лавы №131-2,
гор.860-975 м
Разработчики: МАКНИИ,
ОАО "Автоматгормаш" им. В.А. Антипова".
Цель: переоснащение лавы с использованием современного
оборудования щитовой выемки угля
Результат: увеличение объема угледобычи,
снижение зольность и себестоимость, улучшение качество угля
Инновационные технологии способны создать мощный импульс для дальнейшего
развития угольной отрасли, обеспечив экономически эффективное производство.
20
21
Несовершенство нормативной базы
Отсутствие достаточного количества квалифицированных работников горных специальностей
Энергозатратность отрасли
Ценовая диспропорция между ценой на угольную продукцию и ценами на оборудование и услуги
Наличие на балансе угледобывающих предприятий объектов социальной инфраструктуры
Сроки нахождения шахт в стадии ликвидации значительно превышают проектные
Отсутствие концепции экологической защиты региона
Финансирование техперевооружения по остаточному принципу
Невыполнение в полном объеме положений Горного Закона Украины,
регулирующих обеспечение бытовым топливом
Финансовая несбалансированность
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть