Слайд 1Модернизация российского образования: правовые основы. Болонский процесс.
Андрей Витальевич Шевцов
Директор по развитию
ЗАО «РЕЛОД»
Слайд 2Темы
1. Болонский процесс: понятие, цели
2. Стандарты ФГОС-3: особенности, порядок применения
3. Программа
оксфордское качество
Слайд 4Что было раньше…
1970-е годы – «Программа сотрудничества в сфере образования» (ЕС)
«Сорбонская
декларация» была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель – содействовать объединению систем образования и мобильности студентов.
Слайд 5Болонская конвенция
Официальное название декларации: «Зона европейского высшего образования».
Подписана в 19 июня
1999 году в городе Bologna, Италия.
Изначальное декларацию подписали 29 стран.
Официальный сайт http://www.ehea.info/
Слайд 6Развитие процесса
В дальнейшем межправительственные встречи проходили в следующих городах:
Прага, Чехия (2001);
Берлин,
Германия (2003);
Берген, Норвегия (2005);
Лондон, Великобритания (2007);
Лувен, Бельгия (2009).
Количество стран-участниц сегодня – 47.
Слайд 7Присоединение России
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече
министров образования европейских стран.
По итогам встречи в Берлине страны расширили сотрудничество также на сферу научных исследований.
Обязательство: до 2010 реформировать национальную систему образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Слайд 8Основная цель
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы
с целью создания единого европейского
пространства высшего образования.
Слайд 9Задачи
построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью
трудоустройства;
формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Слайд 1010 Bologna Action Lines
Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней
Внедрение системы,
основанной в основном на двух циклах
Внедрение системы зачётных единиц
Развитие мобильности
Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества
Развитие Европейского пространства высшего образования
Обучение в течение всей жизни
Участие вузов и студентов в развитии Болонского процесса
Повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования
Объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований для формирования в Европе общества, основанного на знаниях.
Слайд 116 основных принципов
Введение общепонятных квалификаций в области высшего образования.
Введение зачетных единиц
(кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.
Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала.
Обеспечение необходимого качества высшего образования.
Взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования.
Обеспечение автономности вузов.
Слайд 12Квалификации
Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на трёхступенчатую
систему высшего образования
Bachelor – бакалавр (4 года)
Master – магистр (2 года)
PhD – Philosophy Doctor – Доктор философии (3-4 года)
Слайд 13Введение ECTS
Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц
(кредитов).
Отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО (Diploma Supplement).
Слайд 14ECTS
European Credit Transfer System - европейская системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости.
ECTS
необходима для обеспечения мобильности студентов.
ECTS также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин.
ECTS является накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
Слайд 15ECTS
На текущий момент в России установлено:
1 кредит=36 ак.часов
1 учебный год =
60 кредитов
При пересчёте округление происходит до полных единиц.
Слайд 16ECTS – накопление кредитов
Бакалавр
240 ECTS
Магистр
240+120=360 ECTS
PhD
360+240=600 ECTS
Слайд 17ECTS и дисциплины по выбору
Все дисциплины делятся на 3 вида:
Обязательные для
всех ВУЗов;
обязательные по выбору ВУЗа;
дисциплины по выбору студента.
Студент сам в начале семестра выбирает дисциплины 3 вида, формируя свой индивидуальный учебный план из расчета 30 кредитов в семестр.
Слайд 18ECTS – рейтинговая система оценок
Рейтинговая система применяется наряду с установленной национальной
системой оценок.
В зависимости от места студента в рейтинге ему выставляются следующие положительные оценки по шкале ECTS (кредиты зачитываются):
А — лучшие 10 %
В — следующие 25 %
С — следующие 30 %
D — следующие 25 %
Е — следующие 10 %
Несправившимся студентам выставляются (кредиты не засчитываются):
FX - some more work required before the credit can be awarded;
F - considerable further work is required.
Слайд 19Выбор студента
Желательно предоставлять студенту выбор :
дисциплины;
преподавателя.
Это должно способствовать поддержанию качества образования
через «конкуренцию» преподавателей и кафедр.
Слайд 20Академическая мобильность.
В идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в
другом вузе, желательно зарубежном.
Студент обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.
Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берет.
Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).
В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не пересдает никаких дисциплин за период учебы за рубежом.
ВУЗвправе не засчитывать в счет своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.
Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.
Слайд 21Европейское приложение
Diploma Supplement призвано сделать диплом легко читаемым для любого пользователя.
Приложение
содержит информацию о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и ее результатах, информацию о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информацию о национальной системе образования.
Должно заменить существующее сегодня приложение к диплому.
Приложение выдаётся в соответствии с требованиями Европейской Комиссии, Совета Европы, Центра Высшего образования ЮНЕСКО, планом мероприятий по реализации положений Болонской Декларации в системе высшего профессионального образования РФ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15.02.2005 № 40, а также с учетом рекомендаций Минобразования России, приведенных в инструктивном письме от 28.11.2002 № 14-52-988ин/13.
Слайд 23ФГОС-3 должны обеспечивать
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Слайд 24Структура ФГОС-3
По ФЗ от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ теперь ФГОС
должны включать 3 вида требований:
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Слайд 25Особенности ФГОС-3
Введение понятие «компетенция» в раздел «Требования к результатам освоения основных
образовательных программ бакалавриата»:
общекультурные компетенции;
Профессиональные компетенции.
Достаточная свобода ВУЗа в составлении учебного плана.
Появление предметов на «выбор» ВУЗа и студентов.
Связь высшего образования с рынком труда.
Слайд 26Компетенции
Каждый предмет в учебном плане должен формировать одну или несколько компетенций
Для
обязательных дисциплин все формируемые компетенции прописаны в ФГОС-3
В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Например, иностранный язык может формировать сл. компетенции:
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
Слайд 27Учебные циклы и разделы (на примере бакалавра Экономики)
Учебные циклы:
гуманитарный, социальный и
экономический цикл;
математический цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
Слайд 28Базовая и вариативная части
Цикл обучения
Базовая часть
Определена в ФГОС-3
Вариативная часть
По выбору ВУЗа
По
выбору студента (не менее трети)
Слайд 29Основная образовательная программа ВУЗа
ООП определяет процесс обучения в конкретном ВУЗе
ООП
составляется на основе ФГОС-3, мнения ВУЗа об учебном процессе, мнения работодателей о необходимом наборе компетенций
ФГОС-3, работодатели
ООП ВУЗа
Учебный план, программы дисциплин
Слайд 30
ООП ВУЗа
Учебный план
Рабочие программы дисциплин
программы учебной и производственной практик
Календарный учебный график
Методические
материалы
Слайд 31
Определение миссии, цели и результатов обучения
Определение состава компетенций
Построение учебного плана
Слайд 32Актуальность ООП
Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель(миссию) программы,
цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Слайд 33Активные формы
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе
активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.
Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.
Слайд 34Участие студентов
ВУЗ обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей
программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
ВУЗ обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
Слайд 36Организаторы
Oxford University Press
RELOD
МИОО (ЦНЯО)
Слайд 37Цели программы
Переход на новое содержание образования в области английского языка в
соответствии с общеевропейскими требованиями.
Взаимодействие школы и ВУЗа в области изучения иностранных языков (прежде всего английского).
Содействие профессиональной ориентации учащихся в выборе профессии, предполагающей высокое владение английским языком.
Слайд 38Этапы
Школа
Около 260 школ участвуют в программе
Около 100 школ в эксперименте в
Москве
Переход на второй этап эксперимента
ГЦП «Столичное качество» в Москве
ВУЗ
Начало работы – конец 2010 года
Слайд 41Контактная информация
Шевцов Андрей Витальевич
Директор по развитию ЗАО «РЕЛОД»
(495) (985) 411-37-34
shevtsov@relod.ru
www.relod.ru
www.oxfordquality.ru