Моделирование учебных занятий различного типа на основе деятельностного подхода в обучении презентация

Содержание

Международные исследования по оценке качества естественно-научного образования Недостатки подготовки российских школьников. Неумение применять полученные знания и умения к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни. Недостаточное развитие пространственных и вероятностных представлений. Неумение

Слайд 1Моделирование учебных занятий различного типа на основе деятельностного подхода в обучении
методист

по физике
издательства «Русское слово»
Селютина Ольга Анатольевна

Слайд 2Международные исследования по оценке качества естественно-научного образования
Недостатки подготовки российских школьников.
Неумение применять

полученные знания и умения к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни.
Недостаточное развитие пространственных и вероятностных представлений.
Неумение интерпретировать количественную информацию в форме таблиц, графиков и диаграмм.
Учащиеся теряются, когда задания носят не «лобовой» характер, а предполагают несколько мыслительных операций, сравнений, умозаключений, интерпретацию различных данных и обоснование ответа.

Слайд 3На уровне ряда требований не достигается основная цель – подготовка выпускников

школы к свободному использованию знаний в повседневной жизни.

Слайд 4Причины:
У 70-80% учащихся отсутствуют умения самостоятельной работы.
Около 60% не умеют выделять

существенные признаки понятия, приводить примеры.
70% заучивают материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний.
Выпускники проявляют низкий уровень учебной мотивации.



Слайд 5Проблема формирования у учащихся умения учиться
Несформированность умений и навыков

учебной деятельности является одной из причин неумения мыслить, а это ведет:
к перегрузке учащихся;
неуспеваемости;
нежеланию учиться;
ухудшению здоровья.

Слайд 6Результат неумения учиться:
лень;
задержки в развитии психики;
преступность несовершеннолетних и др.


Слайд 7С чего начинается работа по совершенствованию собственной деятельности?


Слайд 8Главные идеи построения школьного предметного курса
Дети не стали глупее или хуже.

Они стали другими. Поэтому изменяться нужно самому учителю.
В процессе обучения необходимо ориентироваться на развитие ребенка средствами учебного предмета.
Нужно помочь ученику освоить разные способы учебной деятельности.
При выборе технологий обучения необходимо строго учитывать возрастные особенности школьников.

Слайд 9ДП к обучению
Учащихся надо вооружать системой общих и специфических приемов деятельности

– как умственной, так и практической.
Владение совокупностью основных общеучебных умений и навыков называют умением учиться.
Выбор и применение оптимального варианта выполнения учебных заданий означает рациональную организацию учебной деятельности.

Слайд 10При обучении приемам учебной деятельности учащиеся обнаруживают не только более высокий

уровень усвоения предмета, но и более высокий уровень мышления и умения учиться.

Слайд 11Особенности ДП
Развивающий характер обучения – развитие способностей, способов деятельности, включение в

творчество.
Системный характер обучения – особое структурирование знаний и способов деятельности на основе диалектики.

Слайд 12Психологическая основа концепции ДП к обучению
усвоение содержания обучения и развитие

ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Слайд 13ДП к проектированию целей обучения
Цели обучения нужно формулировать на

языке деятельностей, задач и приемов их решения.
Деятельность - процесс достижения цели.
Задача – ситуация, в которой нужно достичь определенной цели.
Прием – способ осуществления деятельности.

Слайд 14Характер обучения- поисковый

Учебный процесс – развитие личности ученика


Слайд 15 Организация учебного процесса
Разрабатывается модель решения отдельных дидактических задач — формирование элементов

определённого знания, систематизация знаний в соответствии с процессом решения образовательных задач.

Результат:
- обобщенные представления о методах и средствах достижения определенных дидактических целей на деятельностной основе;
- обобщенные способы организации уроков разных типов, составляют описание методов разработки уроков этих типов.


Слайд 162. Выделенные обобщенные способы деятельности и ориентиры используют для разработки уроков

по темам школьного курса любой предметной области.
Результат:
- модель изучения школьного курса конкретного предмета.

3. Создание учителем собственной системы уроков по различным темам и курсу в целом на основе разработанной модели.

Организация учебного процесса


Слайд 17Методы построения уроков
Изучения нового материала.
Формирования практических умений.
Систематизации знаний в соответствии со

структурными элементами теории.
Систематизация знаний в процессе решения типовых предметных задач.

Слайд 18По целеполаганию
Уроки «открытия» нового знания
Уроки рефлексии
Уроки общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля


Слайд 19Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу

действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

Слайд 20Технология деятельностного метода
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). На данном этапе организуется

положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке
1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу");
2) выделяется содержательная область ("могу").

Слайд 21Технология деятельностного метода
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Предполагает подготовку мышления детей

к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций.


Слайд 22Технология деятельностного метода
3. Постановка учебной задачи
Создается затруднение в деятельности учащихся, которое

фиксируется ими самими.
Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.).
Учащиеся фиксируют во внешней речи причину затруднения .
Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.
Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Слайд 23Технология деятельностного метода
Формы учебной проблемы:

как тема урока
как несовпадающий с темой урока

вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Слайд 24Технология деятельностного метода
Постановка учебной проблемы на уроке:

Создание проблемной ситуации.
Подводящий диалог.
Сообщение учителем

темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Слайд 25Технология деятельностного метода
Проблемные ситуации:

Проблемная ситуация с «затруднением»

Проблемная ситуация с «удивлением»


Слайд 26Технология деятельностного метода
«затруднение»
невыполнимое практическое задание;
практическое задание несходное с предыдущим;
практическое

задание невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим.
Выдвижение гипотез
Проверка гипотез.

Слайд 27Технология деятельностного метода
«удивление»
столкновение противоречивых фактов, теорий или мнений.
Подводящий диалог (от четко

сформулированной учебной проблемы)
Подводящий диалог (без учебной проблемы).


Слайд 28Технология деятельностного метода
Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в

порождении у учащихся мотивации к усвоению новою знания.

Обеспечивается развивающий эффект.

Слайд 29Технология деятельностного метода
4. Построение проекта выхода из затруднения {"открытие" детьми нового

знания).
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Слайд 30Технология деятельностного метода
Способы разрешения проблемной ситуации:
учитель лично заостряет противоречие и сообщает

учебную проблему;
учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему (побуждающий диалог -наиболее эффективный)

Слайд 31Технология деятельностного метода
Учитель: организация коллективной деятельности детей в форме мозгового штурма

(подводящий, побуждающий диалог).
Ученики: построение и обоснование нового способа действий (знания); фиксация нового действия (знания) в речи и знаково; вывод о том, что учебная задача разрешена.


Слайд 32Технология деятельностного метода
Подводящий диалог
Структура: система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих

его к открытию мысли.
Признаки:
- пошаговое жесткое ведение мысли ученика;
- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога;
- почти невозможны неожиданные ответы учеников;
не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение.
Результат: развитие логического мышления.

Слайд 33Технология деятельностного метода
Побуждающий диалог
Структура: отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль.
Признаки:


- мысль ученика делает скачок к неизвестному;
- переживание учеником чувства риска;
- возможны неожиданные ответы учеников;
прекращается с появлением нужной мысли ученика.
Результат: развитие творческих способностей

Слайд 34Технология деятельностного метода
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия

закрепляют новый материал (решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи).
Усиливается эффект усвоения материала, т.к. ученик озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая работа в его сознании.

Слайд 35Технология деятельностного метода
Учитель выбирает материал (задания), который предусматривает использование построенного на

этапе «открытия» нового знания алгоритма, и выбирает форму организации их комментирования.
Чтобы новое знание не стало для учащихся проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там.

Слайд 36Технология деятельностного метода
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная форма работы: учащиеся

самостоятельно выполняют задания на применение нового знания (способа действий), осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают свою работу.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

Слайд 37Технология деятельностного метода
Основные отличительные черты самостоятельной работы:
- узкая направленность;
небольшой объём.
Методика

проведения:
учитель готовит типовые задания (желательно, чтобы они содержали несущественные различия) и планирует форму организации их решения и самопроверки.
В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план («про себя»).


Слайд 38Технология деятельностного метода
Для того, чтобы ребенок мог проверить правильность

своих действий, ему нужен четкий знаково оформленный критерий, фиксирующий все шаги выполняемого им алгоритма, то есть эталон.
Организация самоконтроля требует, чтобы каждому ученику была предоставлена возможность сравнить свой вариант выполнения самостоятельной работы с ее эталонным выполнением.


Слайд 39Технология деятельностного метода
7. Включение в систему знаний и повторение.
Новое знание включается в

систему знаний.
При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

Слайд 40Технология деятельностного метода
Методика проведения:
- закрепляются ЗУН, накопленные ранее и интегрируются с

новым материалом;
учитель подбирает несколько заданий (задач), в котором построенное знание используется как часть, и предлагает учащимся решить любую на выбор.


Слайд 41Технология деятельностного метода
8. Рефлексия деятельности {итог урока).
Организуется самооценка учениками деятельности на уроке.


Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Слайд 42Технология деятельностного метода
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Что нового я узнал

на этом уроке?
Какой метод мной использовался для открытия нового знания?
Какие задачи позволяет решить открытие, сделанное мной на уроке?
Оценивание может быть как количественное, так и качественное.

Слайд 43Технология деятельностного метода
Урок завершается проектированием дальнейших шагов по коррекции возможных затруднений

и дальнейшему развитию.
Для положительного самоопределения детей важно, чтобы самооценка их собственной деятельности была со знаком «+».

Слайд 44КПД урока 40 мин.×20 чел. = 800 чел.-мин. – 100%
Традиционный
Опрос учащихся
Объяснение нового

материала
Закрепление материала
Итог урока
На всех этапах один ученик говорит после другого (40 чел.-мин.-200 чел.мин.)
КПД – 5%-25%

Урок по технологии ДП
Организационный момент
Актуализация знаний
Постановка проблемы
«Открытие» нового знания
Первичное закрепление
Самостоятельная работа
Повторение и закрепление
Итог урока
На 2-7 этапах работают все (30-35мин×20 чел.=600-700 чел.-мин.)
КПД – 75%-88%


Слайд 45

Спасибо за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика