Слайд 1Методика
проведения
мастер-класса
Слайд 2Девиз проведения
мастер-класса
«Я знаю как — я вас научу»
Слайд 3
Мастер-класс…
форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных
в группы по определенной актуальной теме), знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника;
наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе;
одна из форм учебного занятия, на котором учитель-мастер, вовлекая в творческую совместную деятельность каждого ученика, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятельной организации обучения, деятельностного освоения нового;
Слайд 4Характерные особенности
мастер-класса
передача и обмен опытом;
деятельностный подход
(активная деятельность участников);
получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
простота;
творчество;
инициативность;
мозговой штурм;
исполнение различных ролей;
рефлексивная деятельность
Слайд 5Правила деятельности
учителя-мастера
умение владеть вниманием аудитории;
максимальное вовлечение участников;
развитие умения
работать индивидуально и в группах;
использование новых нетрадиционных форм и методов работы;
высокий уровень педагогического мастерства;
большое желание работать творчески;
проявление индивидуальности
(показ педагогических индивидуальных способностей).
Слайд 6Алгоритм подготовки
мастер-класса
определить основные методические приемы, педагогические действия, технологии и т.д.,
которые целесообразно продемонстрировать слушателям;
предусмотреть их целостность и оптимальность в выборе места и времени проведения мастер-класса;
отобрать содержание, формы, методы организации педагогической деятельности с учетом проявления ее индивидуального стиля в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач;
продумать приемы разностороннего воздействия на обучающихся путем активизации познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса;
спланировать эффективную организацию самостоятельной деятельности обучающихся по разработке собственной модели приемов работы (действий) в режиме технологии мастер-класса;
Слайд 7Алгоритм проведения
мастер-класса
выделение проблемы
панельная дискуссия
объединение в группы для решения
проблемы
работа с материалом
представление результатов работы
обсуждение и корректировка результатов работы.
Слайд 8Основные элементы технологии проведения мастер-класса
1. индукция,
2. самоконструкция,
3. социоконструкция,
4. социализация,
афиширование,
5. творческое конструирование знания
6. разрыв,
7. рефлексия.
Слайд 9Индукция.
Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность
каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников
Слайд 10Самоконструкция -
это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Слайд 11Социоконструкция
Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Слайд 12Социализация
Всякая деятельность в группе представляет сопоставление сверку, оценку, коррекцию окружающими его
индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Слайд 13Афиширование –
представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем,
проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Слайд 14Творческое конструирование знания
представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков,
схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Слайд 15Разрыв
Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого
знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником.
Слайд 16Рефлексия —
последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у
участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Слайд 17Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее
представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта.
Слайд 18Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии,
их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.