Методическое сопровождение введения курса Основы религиозных культур и светской этики презентация

Содержание

ФГОС – инструмент реализации Конституции РФ и основа социокультурной модернизации России Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни

Слайд 1Методическое сопровождение введения курса «Основы религиозных культур и светской этики»












Слайд 2ФГОС – инструмент реализации Конституции РФ и основа социокультурной модернизации России
Новые


образовательные
запросы семьи, общества
и государства

Широкое внедрение
новых технологий
во все сферы жизни




Воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и
развития высоконравственного,
ответственного, творческого,
инициативного, компетентного
гражданина России

Основная цель


Слайд 3Социокультурная модернизация
Целенаправленная государственно-общественная политика по формированию активности граждан во

всех видах социально-экономической деятельности, их способностей к духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, эстетическому, интеллектуальному, социальному развитию в течение всей жизни

Слайд 4
Главная задача ФГОС:

создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала

России, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей


Концепция социокультурной модернизации России


Слайд 5Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
определяет:

систему базовых национальных

ценностей
современный национальный воспитательный идеал
цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности



Слайд 6Базовые национальные ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и

творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество


Слайд 7Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий

судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России


Слайд 8Базовые национальные ценности российского общества

определяют:
идеологию содержания образования
основное содержание программ духовно-нравственного

развития и воспитания молодых граждан России
содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации


Слайд 9Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников
формирование у обучающихся:

Личностной культуры
Семейной культуры
Социальной

культуры


Слайд 10Личностная культура
готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей

жизни, индивидуально-ответственному поведению
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм
осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности

Слайд 11Семейная культура
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу,

Отечеству
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода


Слайд 12Социальная культура
осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и

нравственных ценностей
вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия
готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию



Слайд 13Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников
сформированность идентичности гражданина России

на основе принятия базовых ценностей российского общества

патриотизм гражданина российского общества

рост роли институтов гражданского общества в воспитании и социализации детей и молодежи

укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государственным и общественным организациям

Слайд 14Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников
социальная и духовная консолидация

российского народа

приобщение молодежи к ценностям и традициям российской семьи как основы российского общества

укрепление и совершенствование правового государства

укрепление национальной безопасности

Слайд 15Нормативно-правовая основа для введения курса «Основы религиозных культур и светской этики»


Слайд 16Международные документы, признанные Российской Федерацией
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
Международная

конвенция о правах ребенка (1989 г.).
Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.

Слайд 17 Международные документы, признанные РФ
Основные принципы международного права
Право человека, социальной группы

на получение их детьми образования в соответствии с религиозными убеждениями в общедоступной школе
Приоритет в выборе вида образования для малолетних детей, воспитания детей принадлежит их родителям
Ограничения реализации данного права в отношении антигуманных или асоциальных вероучений, мировоззрений, идеологий; необходимость удовлетворения справедливых требований морали (традиционная мораль данного общества)
Образование в общедоступной школе не должно вести к формированию неуважения учащихся к основным правам и свободам сограждан
Любые ограничения устанавливаются только законом

Слайд 18Международные документы, участником которых является РФ
Конвенция о правах ребенка (ст. 5).
Государства-участники

уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п. 3 ст. 13).
Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями
Протокол № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 «Право на образование»):
Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям

Слайд 19Законодательство Российской Федерации
Конституция РФ
Статья 13, части 1-2.
1. В Российской Федерации признается

идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной
Статья 14.
Российская Федерация - светское государство.
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

Статьи 17, 19.
17.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
19.2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям…
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… национальной, языковой или религиозной принадлежности

Слайд 20Законодательство Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об образовании»

Статья 2. Принципы государственной политики

в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования…;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений

Слайд 21Законодательство Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Статья 14. Общие требования к

содержанию образования

1. Содержание образования… должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства

2. Содержание образования должно обеспечивать:
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
формирование духовно-нравственной личности;

… 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Слайд 22Законодательство Российской Федерации
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных

объединениях»
Статья 5. Религиозное образование.
1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляют религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы

Слайд 23Законодательство Российской Федерации
Приказ Минобразования России от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении

государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».
«… 1. Администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ учитывать следующее:      1.1. Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.
1.2. Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии… осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
1.3. Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия… должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации...
1.4. Религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, сопровождаемой выдачей временного свидетельства о государственной регистрации… не пользуются правами, предоставленными п.4 ст.5 указанного Федерального закона».

Слайд 24По итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент дал поручение Правительству

РФ от 2 августа 2009 г № Пр-2009 по разработке и реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 25Нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ
Поручение Президента РФ (2.08.09) и Распоряжения Председателя

Правительства РФ (11.09.09)
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.09 г. № 1578-р
ФГОС начального общего образования
Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.


Слайд 26Для чего вводится предмет ОРКСЭ?
Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления

воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка.
ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.

Слайд 27Цели предмета ОРКСЭ
Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина

России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).
Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Слайд 28Задачи предмета ОРКСЭ
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур,

основами мировых религиозных культур и светской этики;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Слайд 29Культурологический принцип
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5

классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.


Слайд 30 Основы культурологического подхода:
направлен на формирование культурологической компетентности учащихся;
отсутствие позиции катехизации (индоктринации);
отсутствие

доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;
воспитательный характер;
минимизация конфликтных факторов;
направлен на формирование поликультурной компетентности




Слайд 31СТРУКТУРА КУРСА «ОРК и СЭ»

4 класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1.

(общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Слайд 32 Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

(1 ч.)

Первый урок называется - «Наш дом – Россия».
На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы.
Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.
На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.


Слайд 33 Блок 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).
Предусматривает разделение учащихся

по группам для изучения избранного модуля.
В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике.
Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.


Слайд 34 Блок 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.);
Продолжается раздельное обучение
Продолжается

знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося.
В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни.
Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах.


Слайд 35 Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).
Учащиеся одного класса

работают вместе
Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,
Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России.
Блок завершается школьно-семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», посвященном Дню народного единства (4 ноября)



Слайд 36Разработка технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей;
Выстраивание

системы межпредметных связей как между модулями, так и между новым курсом и другими предметами;
Организация работы с семьями учеников, изучающих новый курс;
Организация учебной и внеучебной деятельности

Деятельность методического объединения


Слайд 37Работа с семьями обучающихся
Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее

условие нравственного воспитания
Предмет ОРКСЭ - социально-педагогическая технология морального оздоровления общества.
Формы работы с родителями:
1)Проведение родительских собраний
2)Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс
3)Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

Слайд 38Внеучебная деятельность

Для подготовки и проведения праздника «Диалог культур во имя

гражданского мира и согласия» привлекаются родители обучающихся.
В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены:
1)презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКиСЭ;
2)номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;
3)выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;
4)дегустация блюд национальной кухни народов России.


Слайд 39Внутришкольное управление внедрением ОРКСЭ
Организация методического объединения учителей модулей предмета ОРКСЭ (общая

цель – оптимизация нравственного воспитания школьников)
Контроль за качеством проведения уроков (открытость для администрации и родителей). Контроль – форма помощи учителю.
Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса в рамках внеучебной деятельности .
Проведение психолого-педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся

Слайд 40Существующие компоненты УМК
Состав комплексного учебного курса ОРКСЭ


Слайд 41Предметные результаты изучения курса
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

знакомство с

основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России

осознание ценности человеческой жизни



Слайд 42реализация требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ
методологическая основа

- системно-деятельностный подход
содержательная основа – фундаментальное ядро
идеологическая основа – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
преемственность основных образовательных программ ступеней общего образования
реализация требований ФГОС к информационно-образовательной среде
освоение и применение межпредметных знаний (конвергенция знаний)



Основа разработки новых УМК


Слайд 43Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ
Апробация курса ОРКСЭ была начата в 4-й

четверти 2009-2010 учебного года в 19 субъектах РФ в 9 729 школах
В апробации приняли участие 236 545 учащихся 4-х классов и 15 145 учителей
В 2010-2011 учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте РФ, в 9 980 школах. В ней приняли участие 242 902 учащихся и 16 266 учителей


Слайд 44Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ


Слайд 45Апробация ОРКСЭ 2009-2011

Пензенская область ОПК – 2009-10 – 0 %, 2010-11

– 58 % ОИК – ЧР 83% Всего конфессиональные – 38,1% Опрос по итогам 2010. Родители: Основные причины выбора модуля курса (в %): «Уклад жизни семьи, семейные традиции» – 38,5%

Слайд 46Итоговые результаты апробации курса ОРКСЭ в 21субъекте РФ:
Проведенный мониторинг хода и

результатов апробации позволяет сделать ряд выводов по отношению к преподаванию курса ОРКСЭ различных категорий населения

Слайд 47 Промежуточные результаты
В ходе апробации повсеместно сложилось конструктивное сотрудничество с различными

слоями населения, органами исполнительной власти, общественными организациями и религиозными организациями
Никакого разобщения учеников, их родителей, учителей по религиозным основаниям в ходе апробации не произошло
При этом важно подчеркнуть активное участие родителей в проведении различных совместных с детьми мероприятиях, предусмотренных курсом ОРКСЭ
Отмечено, что 88 % учащихся обсуждают дома с родителями, бабушками и дедушками темы, изученные на уроках ОРКСЭ
Такого тесного, заинтересованного сотрудничества детей и родителей в вопросах образования ранее не фиксировалось в общеобразовательной практике

Слайд 48 Промежуточные результаты


Общим положительным результатом апробации следует признать сформированное позитивное отношение

к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в 21 территории, участвующей в апробации

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика