Слайд 1МЕТОД «ПОРТФОЛИО»
Наиболее современный метод профессионального развития
Слайд 2ЦЕЛЬ «ПОРТФОЛИО»
«Портфолио» учителя – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих
достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.
«Портфолио» в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
«Портфолио» позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, методической, исследовательской.
Важная цель «портфолио» – представить отчет о работе учителя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост учителя, способствовать формированию навыков рефлексии (самооценки).
Слайд 3НЕОБХОДИМО ОТРАЗИТЬ:
«базовые» принципы профессионального развития данного специалиста
его взгляды на суть своей
работы (эссе, дневниковые записи)
программу развития
план самообразования учителя
материалы исследовательской деятельности
Слайд 4ЭССЕ
Для чего необходимо развитие в профессии?
Что лежит в его основе?
Каковы направления
развития?
Кто может помочь в этом процессе?
Где следует искать соответствующие знания и опыт?
Слайд 5ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Основные действия
Сроки их исполнения
Формы контроля за исполнением (конспекты, каталожные
карточки, папки с материалами)
Слайд 6ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ
Приобретение новых знаний как по предмету, так и
по методике его преподавания
Наблюдение за работой высококвалифицированных педагогов
Обсуждение актуальных проблем с коллегами
Постоянная работа с наставником или методистом
Слайд 7
Разработка новых программ и планов
Анализ посещенных и видеозаписей уроков
Изучение методической и
научной профессиональной литературы
Отработка практических навыков и др.
Слайд 8
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ И ОСВОЕНИЕ НОВЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ
Обозначение целей
Накопление
«образцов» использования
Анализ эффективности новых методов работы в различных ситуациях их дидактический и воспитательный потенциал
Слайд 9АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ МЕТОДОВ
Что изменилось в учащихся за время работы по
новой методике? В каком направлении происходило их развитие?
Какие факты (зависящие от учителей) в обучении повлияли на изменения?
Какие другие факты повлияли на происшедшие изменения (обращения к влиянию родителей, других учителей, сверстников, опора на интересы школьника и др.)?
Слайд 10АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ МЕТОДОВ
Какие факторы в обучении (зависящие от учителя) снизили
его эффективность?
Какие другие факторы снизили его эффективность?
Слайд 11СПОСОБЫ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ЧЕЛОВЕКА
Оценка его деятельности
Оценка уровня достижения поставленных целей
Оценка соответствия
заранее определенным критериям
Слайд 12ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА «ПОРТФОЛИО» ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ:
Материалы нетрадиционных уроков (можно видеозаписи,
презентации)
Обзор материалов по используемым формам и методам работы
Достигнутые результаты (как положительные, так и отрицательные)
Оценка эффективности работы учителя в школе
Документ об образовании и повышении квалификации
Слайд 13ТРЕБОВАНИЯ К «ПОРТФОЛИО»
систематичность и регулярность самомониторинга,
структуризация материалов, логичность и лаконичность
всех письменных пояснений;
аккуратность и эстетичность оформления;
целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
наглядность и обоснованность презентации.
Слайд 14
Целесообразно
Материалы накапливать по годам работы.
Это поможет педагогу проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов, подходов
Не следует
Оставлять завершение ежегодного «Портфолио» на начало следующего учебного года
Слайд 15АЛГОРИТМ РАБОТЫ С «ПОРТФОЛИО»
Рефлексивное размышление об ожиданиях от нового учебного
года, своих достижений и направлений развития
Обозначение целевой установки, определение концепции развития
Корректировка индивидуального плана работы по самообразованию
Пополнение «Портфолио» практическими, исследовательскими материалами
Определение уровня достижений поставленной цели
Слайд 16СТРУКТУРА «ПОРТФОЛИО»
Комментарий (эссе, обращение к читателю, статья и др.)
Документы, регламентирующие деятельность
педагога (программы, требования к письменным работам, нормы оценок и др.)
Творческое досье (материалы исследования, конспекты уроков, видеозаписи, система работы и др)
Официальные документы (дипломы, сертификаты, грамоты и др)
Оценка деятельности учителя (справки, заключения аттестационной комиссии, характеристики, рекомендации)
Мониторинг саморазвития педагога
Итог
Слайд 17ИТОГ
Интересные моменты «портфолио». Что особенно ценно?
Темы, которые были раскрыты лучше
(полнее, доказательнее, глубже)
Оценка «портфолио»
Главный вывод по всему «портфолио»:
Чему «портфолио» способствовал?
Чему «портфолио» препятствовал?