Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ?»
Слайд 4Число 11-летних школьников,
которые ежедневно в будние дни
смотрят телевизор 2
и более часов (%)
www.hbsc.org
Д 73%
М 71%
Слайд 5Число 11-летних школьников,
которые курят по крайней мере
1 раз в
неделю (%)
www.hbsc.org
Д 4%
М 5%
Слайд 6Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент Экзюпери
Слайд 7 Чем не удовлетворены
подростки?
Собственной внешностью: ростом, телосложением, формой носа, цветом волос, длиной ресниц и т.д.
Впечатлением, которое они производят на окружающих: хочется выглядеть взрослее и умнее.
Своими способностями: раньше смело мечтали стать космонавтами или дрессировщиками, а теперь надо доказывать всем, в том числе и себе, что хоть на что-то способны.
Взрослыми вообще и своими родителями в частности: “Они нас не понимают; они нам не доверяют”.
Своей семьей: положением родителей в обществе, материальным уровнем, домашними традициями.
Школой: учителями, учебниками, оценками, экзаменами.
Досугом: прежние развлечения не веселят, вечеринки “не удаются”.
Своей комнатой: обставляют и украшают ее самым нелепым образом.
Одеждой, которую покупают им родители: “Может быть, в ваше время это тряпье и носили”.
Слайд 12Переживания учителя - зеркало скрытой эмоциональной проблемы ученика.
Если ученик борется за
внимание, то у учителя возникает раздражение.
Если противостояние воле учителей, то у последнего возникает гнев.
Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у учителя - обида.
При глубинном переживании учеником своего неблагополучия, учитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.
Слайд 13Психологические барьеры процессе общения учителя с классом
-«барьер» боязни класса, характерный
для начинающих учителей
-«барьер» отсутствия контакта
-«барьер» сужения функций общения
-«барьер» негативной установки на класс
-«барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником
-«барьер» несовпадения установок
-«барьер» боязни педагогических ошибок
-«барьер» подражания
Слайд 14Язык непринятия:
12 барьеров общения.
1. Приказы, команды, указания.
Пример: «Сейчас же перестань!», «Замолчи!», «Чтобы я этого больше не слышал!», «Перестань жаловаться и заканчивай работу».
2. Предупреждения, угрозы, предостережения.
Пример: «Если ты не прекратишь, я вызову родителей», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз повторится, и я тебя отведу к директору».
3. Мораль, нравоучения, проповеди.
Пример: «Ты обязан вести себя, как подобает», «Ты должен уважать взрослых», «Каждый должен трудиться», «Учение – это твоя работа».
Слайд 154. Советы, выдвижение готовых решений.
Пример: «А
ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте …», «Тебе нужно пойти и извиниться».
5. «Чтение лекции», нотации, логические доводы.
Пример: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорили!», «Пора бы знать, что…», «Если будешь …, то…»
6. Критика, выговоры, обвинения.
Пример: «На что это похоже!», «Все из-за тебя», «Ты просто откровенно ленишься»,
«Опять все сделал не так!»
7. Обзывание, наклеивание ярлыков, стереотипная характеристика, высмеивание.
Пример: «Ну, просто дубина!», «Не будь лапшой», «Плакса», «Ты ведешь себя как девочка», «Тупица и лентяй».
Слайд 168. Догадки, интерпретации, диагнозы.
Пример: «Ты просто хочешь
отделаться от этого задания», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», «Я вижу тебя насквозь», «Я знаю, это все из-за того, что…».
9. Похвала, согласие, выдача положительных оценок.
Пример: «Молодец!», «Ты самый умный в классе!», «Ты просто гений!».
10. Успокаивание, сочувствие на словах, уговоры, утешение.
Пример: «Успокойся», «Не обращай внимания», «У всех так бывает», «Это не так трудно, как тебе кажется».
11. Расспрашивание, расследование, допрос.
Пример: «Нет, ты все-таки скажи», «Почему молчишь?», «Что все-таки случилось? Я все равно узнаю!»
12. Отшучивание, уход от разговора с помощью юмора, сарказма, развлекания.
Пример: «Ты что, встал не с той ноги?», «Давай вернемся к нашему уроку», «Пустяки, дело житейское».
Слайд 17Язык принятия:
что использовать вместо
12 барьеров общения?
Принятие другого человека
таким, какой он есть, - это важный фактор при установлении взаимоотношений, которые помогут другому человеку расти и развиваться.
Принятие – это плодотворная почва, которая позволяет крошечному семени стать цветком. Принятие дает возможность юному человеку реализовать свой потенциал.
Слайд 18Как установить контакт с учеником?
Пассивное слушание или молчание.
Молчание – это обладающее большой силой невербальное сообщение, которое способно вселить в ученика уверенность в том, что его принимают и ободрить на все большую откровенность.
Действенные ответы, не содержащие сведений.
Это невербальные и вербальные сигналы, показывающие, что вы действительно настроены на слушание:
кивки головой, наклон вперед, улыбка, сдвижение бровей и др.
звуки «угу», «о-о», «да-да», «я понимаю» и др
«Отворяющие ключики».
Иногда нужно ободрить ребенка, чтобы он начал говорить. Помогут такие фразы:
«Ты хотел бы что-то сказать об этом?»
«Это интересно, не хочешь ли ты продолжить?»
«Чувствуется, что ты очень переживаешь из-за этого»
«Не хочешь ли ты рассказать об этом?»
«Мне интересно, что ты говоришь».
Активное слушание.
Когда ребенок расстроен, обижен, огорчен, потерпел неудачу, устал, нужно дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего назвать его чувство или переживание.
Слайд 19Некоторые важные особенности активного слушания.
Во-первых, обязательно повернитесь к ученику лицом.
Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Помните, что ваше положение и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его услышать.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным учеником, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать Пауза помогает ученику разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что вы рядом.
В-четвертых, иногда полезно повторить фразу ученика, немного изменив ее, а потом обозначить чувство.
Слайд 20Положительные результаты активного слушания:
Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ученика: разделенное
горе, как известно, вдвое меньше.
Ученик, убедившись, что учитель готов его слушать, начинает рассказывать о себе больше: иногда разматывается целый клубок проблем и огорчений.
Ученик сам продвигается в решении своей проблемы.
Дети сами довольно быстро начинают активно слушать взрослых.
Взрослые замечают, что со временем начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, т.е. изменяются сами.
Ну что у тебя за вид!
Перестань болтать, ты мне мешаешь!
Ты не мог бы сделать музыку потише!
Я-СООБЩЕНИЕ
Я не люблю, когда дети ходят растрепанные и грязные.
Мне трудно вести классный час, когда между собой переговариваются.
Меня очень утомляет громкая музыка.
ТЫ-СООБЩЕНИЕ воспринимается ребенком как обвинение, критика, угроза.
Я-СООБЩЕНИЕ предоставляет возможность детям узнать нас поближе, узнать наши чувства и причину нашего раздражения.
Слайд 22Правило 1.
Если ученик вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания
– сообщите ему об этом.
Ни в коем случае не стоит держать отрицательные и сильные чувства в себе, молча переносить обиду, гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.
Правило 2.
Когда вы говорите о своих чувствах, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о его поведении, т.е. используйте
Я-СООБЩЕНИЕ.
Слайд 23 Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери
и все сердца
Смайлс Самюэл
Слайд 24Символическое задание на выявление социального “Я”.
Рисуем 8 одинаковых кружков. В кружках
распределяем группу знакомых и самого себя.
Чем ближе к левому краю кружок с пометкой «Я»,
тем выше самооценка испытуемого
Слайд 25“Социальная заинтересованность”,
т.е. восприятие себя частью группы или отдельным от других.
Испытуемому
предъявляется лист бумаги с изображением треугольника, вершинами являются кружки, обозначающие других людей. Испытуемый должен разместить кружок, означающий “Я”.
Я
Если кружок «Я» располагается внутри треугольника, значит испытуемый ощущает себя внутри коллектива значимым и востребованным, и наоборот.
Слайд 26Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
А когда ребенка часто
хвалят - он учится оценивать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Когда с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Когда ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
А если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
При частом одобрении ребенка - он начинает всегда хорошо к себе относиться.
Если к ребенку часто бывают, снисходительны - то он учится быть терпеливым.
Когда ребенка часто подбадривают, то он учится уверенности в себе.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, то он учится находить в этом мире любовь!
Слайд 27ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ.
- Любить детей.
- Стараться как можно больше хорошего знать о детях.
- Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.
- Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям.
- Уметь прощать.
- Уметь смотреть, видеть, слушать и слышать.
- Уметь терпеть и ждать.
- Искать и находить подход к каждому.
- Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно.
- Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово.
- Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, с чертом, дьяволом, если это нужно ребенку.
- Уметь любую работу делать вместе с учениками.
- Уметь быть ласковой со всеми детьми.
- Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно.
- Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках.
- Никогда не жаловаться на детей.
- Придумывать все с ними, а не за них.
- Петь под их гитару.
- Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других.
- Никогда не забывать хвалить детей за дело.
- Придумать множество самых разнообразных форм поощрения.
- Никогда не сравнивать детей.
- У вас не должно быть любимчиков.
- Искать у каждого ребенка его главные достоинства и развивать их.
Слайд 28Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте
характер – пожнете судьбу.
У.Теккерей