Лекция 2. презентация

Содержание

План Дифференциация наук Интеграция наук Понятие междисциплинарности Междисциплинарность в исторической науке Междисциплинарный подход

Слайд 1Лекция 2.
Дифференциация и интеграция наук


Слайд 2План
Дифференциация наук
Интеграция наук
Понятие междисциплинарности
Междисциплинарность в исторической науке
Междисциплинарный подход


Слайд 3Литература
Бородкин Л.И. "Порядок из хаоса": концепции синергетики в методологии исторических исследований

// Новая и новейшая история, 2003, №2.
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2009.
Ковальченко И.Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 /119. М., 1995
Междисциплинарный синтез в истории и социальные теории: теория, историография и практика конкретных исследований. Под ред. Л.П. Репиной, Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаева. 2004.
Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история". М., 1998.
Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. В 2-х томах. 2003.
Селунская Н.Б. Актуальные проблемы методологии истории. М., 2003.
Селунская Н.Б. Методологическое знание и профессионализм историка // Новая и новейшая история, 2004, № 4Методологические проблемы истории. Учебное пособие. Минск, 2006.
Репина Л.П.,Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2010.

Слайд 4Дифференциация наук
Дифференциация -(франц. differentiation, от лат. differentia- разность, различие) - расчленение

системы, первоначально единой или состоящей из одинаковых элементов, на более или менее обособленные разнокачественные части.
Процесс выделения новых научных дисциплин

Слайд 5Дифференциация наук
Чаще происходит в период возникновения науки в целом
Истоки этого процесса

рубеж XVI-XVII вв.: единое ранее знание - философия стала раздваиваться на два ствола – собственно философию и науку как целостную систему знания


Слайд 6Причина дифференциации наук
быстрое увеличение знания
Усложнение знания


Слайд 7Результат дифференциации наук –разделение труда
Разделение труда может происходить по полу и

возрасту, видам и родам производства (занятий, труда), по социальным классам и стратам, содержанию и характеру труда
Разделение научного труда – сложное сотрудничество работающих лиц, из которых каждое занято каким-нибудь отдельным процессом
разбиение сложных или крупных задач на несколько небольших со специализацией ученых на выполнении отдельных операций;
механизм экономического сотрудничества людей, предполагающий, что какая-то их группа (или даже один человек) сосредоточивается на выполнении строго определенного вида работ, то есть специализируется.

Слайд 8Результат дифференциации наук - специализация
Специализация научного труда –это разделение труда –

только по предмету.
специализация труда есть разделение видов труда по предмету выполняемых действий.


Слайд 9Достоинства и недостатки возникновения новых дисциплин
+++возможность углубленного изучения явлений
+++ повышение производительности

труда ученого
---потеря связи целого
---сужение кругозора
--- «профессиональный кретинизм» ( в психологии это понятие означает, что работа человека формирует у него стереотипы, через которые он воспринимает весь окружающий мир, по крайней мере это стереотипы его действий, попыток решения возникающих задач)

Слайд 10А. Эйнштейн о минусах дифференциации наук
«Деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко

все более ограниченному участку всеобщего знания.
Эта специализация еще хуже приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки,
она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника»
А.Эйнштейн «Эволюция физики»


Слайд 11Интеграция наук
Интеграция - (от лат. integratio — восстановление, восполнение, от integer

— целый)
Синтез знания, объединение ряда наук, чаще всего в дисциплины, находящиеся на стыке
Взаимопроникновение научных дисциплин, объединение их и их методов в единое целое, стирание граней между ними

Слайд 12Причина интеграции наук
Единство мира
Различные научные дисциплины развиваются не независимо, а

в связи с друг другом, взаимодействуя по разным направлениям
Конструирование общего объекта и постепенное формирование общего предмета исследования

Слайд 13Идея междисциплинарности




        МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ - термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания.



На различных этапах истории науки ее изменения существенно определяются сложным взаимодействием процессов дифференциации (распадения однородной, «единой и целостной» системы на ряд относительно автономных областей)
и интеграции (объединения ранее самостоятельных предметных сфер, возникновение «синтетических» дисциплин: биофизики, психолингвистики и т.д.).
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.


Слайд 14Идея междисциплинарности
В различных исторических условиях ту или иную конкретную стадию функционирования

познания может определять временное доминирование какого-то одного из этих процессов.
Однако это не означает полного вытеснения противоположной тенденции.
По существу, обе эти линии (дифференцияация и интеграция) взаимно предполагают и дополняют друг друга.
   
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.



Слайд 15Идея междисциплинарности
    Освоение новых областей реальности,
становление ранее не существовавших познавательных средств

и методов
обусловливает более наглядное проявление дифференциационных явлений в науке,
способствует формированию все более специализированных дисциплинарных областей.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.



Слайд 16Идея междисциплинарности
Осознание необходимости надежно обосновывать конструируемые системы знания ведет
к выявлению

всевозможных связей между ними,
что способствует объединению до того разнородных проблемных подходов и разрабатываемых теорий в более широкие концептуальные структуры.
Это воспринимается как усиление интеграции в познании.
           

Слайд 17Идея междисциплинарности
  В современной науке доминируют процессы интеграции знания,
но проявляются они

в особой форме, будучи обусловлены спецификой существующих исторических реалий.
Междисциплинарный характер познавательной деятельности выражает эту специфику наиболее явным образом.

Слайд 18Идея междисциплинарности
Одним из проявлений ее является достаточно распространенный в современной науке

перенос идей, средств и способов исследования, возникших в рамках одной дисциплины, в другие, иногда достаточно далекие друг от друга.
Например: Внедрение физических методов в практику химии или биологии уже стало привычным.



Слайд 19Идея междисциплинарности
В последнее время явным образом обнаруживается влияние лингвистических и литературоведческих

подходов на область исторических дисциплин
(например, историографическая концепция «нарратива» исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с определенной позиции. ),
существенное пересечение психологических, лингвистических и формально-логических моделей (еще недавно максимально дистанцированных друг от друга),
усиливается взаимный обмен задачами и способами их решения между сферами собственно научного и инженерно-технического исследования.
    


Слайд 20Идея междисциплинарности
   Разрешить трудности, возникающие перед тем или иным специалистом,
сегодня чаще

всего удается тогда,
когда этот специалист оказывается способным выйти за узкие рамки привычных ему канонов и норм.

Слайд 21Идея междисциплинарности
Междисциплинарный характер современного познания во многом обусловлен тем, что наука

из «дисциплинарной» сферы деятельности превращается в «проблемно ориентированную».
Например, над задачами, связанными с проблемой «искусственного интеллекта», работают математики, инженеры, психологи, философы, лингвисты и др.
Это позволяет глубже и шире ставить соответствующие проблемы и находить оригинальные и перспективные их решения.



Слайд 22Понятие междисциплинарности в исторической науке
Междисциплинарность – заимствование и перетекание подходов и

методов различных дисциплин.
Междисциплинарность есть важный фактор самовоспроизведения истории, ее развития вширь и вглубь.

Слайд 23Составные звенья междисциплинарности в исторической науке
гуманитарные,
социальные,
естественно-научные
и другие дисциплины.


Ее можно охарактеризовать как сочетание этих дисциплин, наличие между ними определенных связей.


Слайд 24Причина междисциплинарности в истории
Тенденция к междисциплинарности является одним из важнейших следствий

коренного изменения социальных функций истории в решении проблем, стоящих перед цивилизацией.
Именно в ходе междисциплинарного сотрудничества ученые убеждаются в зыбкости принципов, выступающих как единственно научные,
привыкают к широкому взгляду на деятельность историка-исследователя.
Все попытки представить историю в достаточно строгой форме, с расположением «ниш», отводимых каждой отрасли исторического знания, не имели успеха.

Слайд 25Проявление междисциплинарности в истории
В современной исторической литературе термин «междисциплинарность» употребляется не

только для обозначения простого заимствования методов из других дисциплин (социологии, демографии, антропологии, лингвистики и т.п.),
но и в интеграции на уровне конструирования междисциплинарных объектов, которые можно определить как нечто онтологически самостоятельное, как некоторую существующую реальность, независимую от исследования.

Слайд 26Проявление междисциплинарности в истории
Таким образом, историческое знание определяется не одним научным

направлением, а системой или совокупностью социальных наук, объектом которых является прошлое.
В силу своего полидисциплинарного характера история естественным образом использует достижения иных дисциплин и обращается к их теоретическим схемам, моделям, категориям, понятиям.


Слайд 27Особенности междисциплинарности в истории
Однако всякий раз, когда история использует достижения других

наук, щелкает своеобразный «переключатель времени»:
во-первых, история заимствует методы и приемы извне с целью изучения прошлого, а не настоящего.
Поэтому она не может механически применять аппарат социальных наук,
но должна развивать и видоизменять его применительно к отсутствующим социальным объектам.
В идеале историки вынуждены не только овладевать теориями других наук, но и, отталкиваясь от них, создавать новые или, по крайней мере, модифицировать теории, ориентированные на анализ настоящего.

Слайд 28Особенности междисциплинарности в истории
Междисциплинарность приводит к соприкосновению различных дисциплин: идут интеграционные

процессы, растет взаимодействие и взаимообогащение методов.
Особенно это актуально в кризисных ситуациях, когда междисциплинарные связи служат условием успешного решения ряда проблем.
Исторические исследования, проведенные в плане междисциплинарности, характеризуются отчетливо выраженным аналитическим (в противовес описательному) подходом.
В обработке источников историки произвели настоящий переворот, широко используя, например, количественные методы, что позволило освоить огромные массивы статистики, недоступные им до этого.

Слайд 29Условия междисциплинарных исследований в исторической науке
определение объекта исторического исследования и его

исходного состояния (сбор, обработка информации, выявление проблематичных сторон объекта и др.);
сохранение специфических свойств и характеристик объекта на всех уровнях теоретического абстрагирования;
разработка методической схемы анализа, в которой сумма отдельных исследований была бы необходима и достаточна для решения проблемы в целом.


Слайд 30Познавательные возможности междисциплинарности в истории
Позволяет решить новые научные проблемы;
дает возможность объяснить

и предсказать возникновение событий и явлений, которые с прежних позиций было невозможно предвидеть и объяснить;
открывает пути для разработки новых методов и подходов, определения приоритетных исследовательских задач.


Слайд 31Научный подход
Фиксация определенной направленности, ориентации научного исследования
Определение основного пути поставленной исследовательской

задачи
Элемент научного метода


Слайд 32Виды научных подходов
Абстрактный
Конкретный
Логический
Исторический
Индуктивный
Дедуктивный
Аналитический
Синтетический
Описательный
Количественный


Генетический
Типологический
Сравнительный
Системный Структурный
Функциональный
Комплексный
Информационный
Вероятностный
Модельный и др.


Слайд 33Виды научных подходов
Все эти подходы по существу являются способностью науки решить

проблему собственными познавательными средствами
Т.е. по сути являются дисциплинарным подходом к решению проблемы

Слайд 34Дисциплинарный подход

Этот подход делает обычного человека специалистом в конкретной области.
Например,

историк становится обладателем совокупности способов и приемов изучения прошлых обществ.
Дисциплинарный подход «нарезает» окружающий мир на отдельные предметные области.
Обозначив эти области как «предмет своего исследования», дисциплинарный подход позволяет провести это исследование.
Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин».

Слайд 35Дисциплинарный подход
Поэтому учёные стремятся сохранить этот образ, а также дисциплинарную методологию

его исследования.
Однако такое стремление, зачастую, превращает литературную метафору «стык дисциплин» в реальную непреодолимую границу «дисциплинарных коробок».
В результате возникает накопление дисциплинарных знаний, с одной его стороны, и установление естественного ограничения полноты познания окружающего мира, с другой стороны.

Слайд 36Дисциплинарный подход
Выход из создавшегося положения был обозначен следующим тезисом — «если нельзя

выйти за пределы дисциплинарной коробки, то можно расширить область применения дисциплинарной методологии».
В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни классификации научных подходов.
.


Слайд 37Дисциплинарный подход
Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык

дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных коробок, каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач.



Слайд 38Междисциплинарный подход

допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в

другую.
Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. (Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Это обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом, который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам). В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» — биофизика, использующая междисциплинарный подход.
По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Например, этнопсихология, социолингвистика, историческая психология и др.


Слайд 39Междисциплинарный подход
Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного

образа предмета исследования.
Иными словами, несмотря на то, что работа кровеносной системы была хорошо описана при помощи методов физики, для биолога — человек так и остался одним из биологических видов, состоящим из клеток, тканей и органов.
Биологический образ человека не превратился в образ киборга, имеющего в своем теле разветвленную систему трубопроводов.

Слайд 40Междисциплинарный подход
Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных

исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины.
Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины.
Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности

Слайд 41Междисциплинарный подход
междисциплинарный подход в научном познании вовсе не сводится к тому,

чтобы совместно рассматривали проблемы из разных областей науки.
Конечно, совместное рассмотрение проблем, принадлежащих разным, иногда отстоящих далеко друг от друга наукам, характеризирующимся порой весьма разными формами и средствами исследования и предъявляющим весьма разные требования к ученому, обязательно имеет место в междисциплинарных исследованиях, причем как раз оно составляет первый элемент их характеристики.
Иначе говоря, его наличие представляет собой необходимое условие для того, чтобы считали данное исследование междисциплинарным.

Слайд 42Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход
основан на рассмотрении обобщенной картины предмета исследования, по отношению

к которой отдельные дисциплинарные картины предстают в качестве частей.
При этом переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Например, с точки зрения мультидисциплинарного подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т. д.).

Слайд 43Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход
Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные

подходы и методы.
Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей.
А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования.
Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин, например, таких, как физико-химическая биология, экология.

Слайд 44Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход
Свое практическое применение мультидисциплинарный подход нашёл, прежде всего, в

работе экспертных групп
Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин.
Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний.

Слайд 45Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход
Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в

мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины.
Поэтому мультидисциплинарный подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования.





Слайд 46Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход
Практическая значимость мультидисциплинарного подхода настолько высока, что зачастую его

сравнивают с трансдисциплинарным подходом.
Трансдисциплинарный системный подход использует лишь знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными (полидисциплинарными) подходами



Слайд 47Познавательные возможности мультидисциплинарного подхода
способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний,
но он

не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования.

Слайд 48Трансдисциплинарный системный подход
использует знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными

(полидисциплинарными) подходами




Слайд 49Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика