Лекция 02 Социальная коммуникация как предмет исследования презентация

Содержание

История научного познания коммуникации Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы,

Слайд 1Лекция 02 Социальная коммуникация как предмет исследования
Г.Б. Паршукова
Основы теории коммуникации


Слайд 2История научного познания коммуникации
Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь-логос.
Стимулом для

этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова.
Регулятором общественной жизни служил номос - закон в виде письменного текста - дальний предок бюрократии.

Слайд 3В эллинистический период
когда началось культурное освоение обширных территорий Египта, Ближнего и

Среднего Востока, забота о сохранении речи-логоса сделалась особенно насущной, ибо язык гарантировал выживание греческой культуры в иноземном окружении. Появились ученые-грамматики, предписывавшие правила "истинного" и "чистого" греческого языка; особенно активны были александрийские грамматики.
Таким образом, еще до нашей эры коммуникация стала предметом изучения двух древнейших научных дисциплин - логики и лингвистики.

Слайд 4Средние века
христианская церковь не забыла уроков античного красноречия.
В программу

подготовки священнослужителей включались риторика, грамматика и диалектика, которые образовывали "тривиум" - три первых и основных предмета изучения.
Средневековые схоласты возродили древнегреческую герменевтику - науку о понимании и толковании поэтических (Гомер) и священных (Библия) текстов.

Слайд 5Западноевропейская неокультура
столь многим обязанная книжному искусству, вовсе не склонна была

продолжать обожествление живого и письменного слова.
неокультурные гениальные просветители и энциклопедисты развенчивали все кумиры, кроме одного - Разума.
книжное дело из богоугодного служения превратилось в ремесло, работавшее по заказам церкви, властей, книготорговцев, иногда - ученых корпораций.

Слайд 6Коммуникативистика в XVIII и XIX вв.
это время рождения в Европе

общественных и гуманитарных наук, но среди них не числились дисциплины, изучавшие закономерности коммуникации как таковой.
Теоретики педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо) предпочитали развивать естественные способности детей, а не обременять их память культурным наследием предков. Языкознание, обретшее научный статус в начале XIX в. благодаря трудам В. Гумбольдта, А. Шлегеля, Я. Гримма, сосредоточилось на описании, грамматическом анализе и типологизации различных языков, вовсе не осознавало себя, как и педагогика, социально-коммуникационной наукой.
В середине XIX в. отцы-основатели социологии О. Конт и Г. Спенсер в своих капитальных трудах как-то потеряли из виду социальную коммуникацию, хотя, казалось бы, достаточно очевидно, что без коммуникационных взаимосвязей между людьми никакое общество существовать не может.
Психология, появившаяся в конце XIX в., интересовалась больше интроспекцией, "духом народа", реакциями организма на предъявляемые стимулы (бихевиоризм), чем обменом смыслами между людьми.
В европейских странах книжная культура была в расцвете; стремительно развивалось газетно-журнальное и библиотечно-библиографическое дело, появились телеграф и телефон, в конце века - кино и радио, и - странное дело - проницательные ученые-обществоведы игнорировали эти коммуникационные явления, не замечали их возрастающей социальной роли.
Только после первой мировой войны наступило относительное прозрение.

Слайд 7Научная революция
в языкознании: восторжествовали семиологические (теперь говорят не семиология, а семиотика) идеи

Ф. де Соссюра (1857-1913), которые легли в основу структурной (прикладной, математической) лингвистики.
Вспомнили о семиотических идеях американского философа-прагматика Ч. Пирса (1839-1914): в Австрии и Англии начала развиваться аналитическая философия, попытавшаяся, правда безуспешно, понять и упорядочить стихию устной коммуникации.

Слайд 8Социальная психология
зародившейся на стыке веков в Германии (В. Вундт, Х. Штейнталь)

и Франции (Г. Тард, Г. Лебон) и получившей развитие в США в 1920-1930-е гг., коммуникационная проблематика заняла центральное место.

Слайд 9Габриэль Тард (1843-1904)
был первым классиком социологии, громко и отчетливо заявившим

о возможности научного изучения коммуникационных процессов и посвятившим себя этому изучению. Тард объяснял происхождение общества (социогенез) развитием социально-коммуникационной деятельности в форме подражания. Язык, религия, ремесло, государство - это продукты творчества индивидов-новаторов; другие люди стали подражать этим новаторам и таким образом утвердились названные социальные институты. По словам Тарда, "Общество - это подражание, а подражание - своего рода гипнотизм".

Слайд 10Джордж Мид (1886-1931) и Герберт Блумер (1900-1987)
Основоположниками американской социальной психологии
которые основали

в Чикаго научную школу так называемого символьного интеракционизма (взаимодействия посредством символов). Символами считались вербальные (словесные) и невербальные действия, обладающие определенным смыслом. Благодаря взаимодействию посредством символов (символьной интеракции) люди передают друг другу знания, духовные ценности, образцы поведения, а также управляют действиями друг друга. Мышление также понималось как оперирование символами. Люди, утверждала Чикагская школа, живут в мире символов, постоянно созидая символы и обмениваясь ими с другими людьми. Предлагалась таким образом коммуникационная модель общественной жизни, где коммуникация (символьная интеракция) становилась главным действующим фактором.


Слайд 11Питирим Сорокин
Раньше американцев о решающей роли коммуникации для развития общества писал

великий социолог XX в. П.А. Сорокин (1889-1968): "Взаимодействие людей по своей природе есть прежде всего взаимодействие психическое, - обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами".
Подобный обмен (говоря современным языком, это и есть смысловая коммуникация) предопределяет динамику человеческого общества, - утверждал П.А. Сорокин ("Система социологии". Т. 1. "Социальная аналитика. Л., 1920. С. 16).

Слайд 12Эпоха масскульта
В 1930-е гг. в связи с распространением кино, радиовещания, массовых

иллюстрированных изданий, комиксов и дешевых "покет-бук", философов-культурологов встревожил феномен массовой культуры, свидетельствующий о примитивизации духовных потребностей народных масс.
Опыт манипулирования массовым сознанием в тоталитарных государствах показал могущество и опасность средств массовой коммуникации, которые могут воздействовать на человеческие массы, словно шприц, делающий подкожное вливание миллионам людей одновременно.
Стало ясно, что коммуникация - это не общедоступное благо, а обоюдоострое оружие, требующее осторожного и осмысленного обращения.

Слайд 13Информационный кризис
После второй мировой войны развитые страны столкнулись с информационным кризисом,

вызванным противоречием между накопленными человечеством знаниями и возможностями их восприятия отдельным человеком. Ученые стали заявлять: "Гениальные открытия сделаны, опубликованы и похоронены в недрах библиотек, где их невозможно обнаружить; мы не знаем, что мы знаем!". Потребовались новые коммуникационные средства, "автоматические библиографы", мемексы, информатории. Повсеместно создавались информационные службы, информационные системы, информационные сети, использующие постоянно растущий потенциал вычислительной техники и техники связи. Эти средства нуждались в научном обосновании, которое стала разрабатывать информационная наука (Information Science), названная в 1966 г. в нашей стране информатикой. Задача информатики виделась в совершенствовании лишь научной коммуникации; остальные же коммуникационные системы (в том числе массовая, экономическая, политическая, эстетическая и др.) оставались в стороне.

Слайд 14Значимость массовой коммуникации
благодаря телевидению и персональным компьютерам возрастала все больше

и больше.
Общество, "облученное телевидением", перестало читать книги, ходить в кино и театры и посвятило свой досуг красочным телевизионным сериалам и видеофильмам.
Западные бизнесмены и политики, всегда понимавшие значимость рекламы, открыли для себя новые возможности воздействовать на общественное мнение благодаря новым информационным технологиям.
Службы паблик рилейшенз и команды имидж-мейкеров стали пользоваться повышенным спросом. "Не деградирует ли человечество?" - с тревогой спрашивали педагоги, писатели, публицисты, культурологи, взирая на взрывоподобное распространение компьютерных игр и интернетовских "чатов".

Слайд 15Теория коммуникации???
Ретроспективно оценивая достижения XX в. в области изучения социальной коммуникации,

можно констатировать, что коммуникационная проблематика стала составной частью фундаментальных общественных наук - социологии, психологии, социальной психологии, культурологии, социальной философии, а также освоена различными прикладными учениями от документалистики и журналистики до теории рекламы и паблик рилейшенз. Но целостная теория социальной коммуникации не сформировалась. Получилась картина рассредоточенной очаговости, когда отдельный очаг освещает тот или иной участок социальной коммуникации, но общая структура универсума коммуникации скрыта в таинственной тьме. Ясно, что очаговое познание - лишь начало познавательного процесса. Что же дальше?


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика