Культура в предвоенное десятилетие презентация

Содержание

Социальная структура (по данным переписи 1939 г.):

Слайд 1КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
СССР
В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ


Слайд 2Социальная структура (по данным переписи 1939 г.):


Слайд 3Социальная сфера
В годы первых пятилеток в города хлынул поток людей из

деревни. В составе городского населения преобладала молодежь.
Возросла численность промышленных рабочих (4 млн. в 1928 г., 10 млн. к 1932 г.)
С декабря 1932 г. в СССР были введены общегражданские паспорта (заслон бесконтрольному притоку людей в город, ужесточение контроля над городским населением).


Слайд 4 Распределительная система
В конце 1920-х гг. вновь ввели распределительную систему:
Те,

кто работал, прикреплялись к определенным магазинам, выдававшим товары по «заборным книжкам».
Товары в неограниченном количестве можно было купить в появившихся в 1929 г. коммерческих магазинах, но цены здесь были в несколько раз выше гос-ых.
Особую категорию составляла сеть магазинов Торгсина, поначалу снабжавшая за валюту иностранцев.
Эти магазины открыли двери и для советских граждан, здесь можно было купить отсутствовавшие в обычных магазинах товары, сдав государству золото, ювелирные изделия и антикварные вещи или обменяв бумажные рубли на золотые червонцы по спецкурсу.

Социальная сфера


Слайд 5была организована продажа за границу художественных ценностей.
государственные займы.
Социальная сфера
Пополнение бюджета:
Мода:
возобладали

темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани.
руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства
В моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги.
Молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли
Крепдешиновые (крепдешин — вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон — плотная шерстяная ткань) костюм

Слайд 6
Мода:
возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани.
руководящие работники копировали

военизированный стиль одежды высшего партийного руководства
в моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги.
молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли
крепдешиновые (крепдешин — вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон — плотная шерстяная ткань) костюм

Слайд 7Быт
Появились новые слова: «очаг» (детский сад), гопник (хулиган), лишенец (лишенный избирательных

прав), стахановец, шамать (есть), жироприказ (квитанция на уплату за квартиру), управдом, блат, заборная книжка.
Быт сохранял дореволюционные патриархальные черты:
по дворам ходили старьевщики, точильщики, разносчицы молока.
в семьях управленцев и служащих было приглашение няни для присмотра за маленькими детьми.
нередко все члены семьи жили в одной комнате.
значимой фигурой городского быта был всезнающий дворник.
Дворы оставались местом повседневного общения


Слайд 8Герои социалистического фронта:
В 1932 г. появляется роман Н.А. Островского «Как закалялась

сталь». Павел Корчагин -новый человек, рожденном и воспитанном революцией. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи.
Литература выполняла социальный заказ на героизацию повседневного труда.


Слайд 9Кино оказалось наиболее адекватным инструментом создания оптимистического образа великой страны и

ее «знатных людей». В 1934 г. на советский экран вышли два разительно несхожих между собой фильма, завоевавшие любовь и признание советских зрителей разных поколений.

Герои социалистического фронта:

Фильм «Чапаев» создал галерею народных героев Гражданской войны, а воплощенный Б.А. Бабочкиным образ красного командира стал хрестоматийным.

Комедия «Веселые ребята» (режиссер Г.В. Александров) поведала историю о превращении простой домработницы в певицу, а простого пастуха в дирижера джазового оркестра.


Слайд 10Выходят также фильмы: «Подруги», «Цирк» «Светлый путь», «Трактористы», «Свинарка и пастух».


Эти фильмы создают образ страны победившего социализма как воплощение общественного идеала, оплота дружбы народов, такого общества, где любой преданный идеям социализма человек становится (или может стать) героем.

Герои социалистического фронта:


Слайд 11Примером героизма и демонстрацией возможностей социалистической системы стало освоение Арктики (пароход

«Челюскин», 1934 год во главе со Шмидтом).
Эпопея спасения челюскинцев приковала внимание всей страны. Летчики, участвовавшие в операции по эвакуации полярников, первыми получили звание Героев Советского Союза, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена А.В. Ляпидевскому, первым снявшему с льдины 12 женщин и детей.
Трансарктические беспосадочные перелеты советских экипажей из Москвы в США на самолетах АНТ-25РД (рекорд дальности) стали триумфом советского человека и победой советской науки и техники.
Перелет через Сибирь женского экипажа В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко, М.М. Расковой (сентябрь 1938 г. на самолете ДБ-2 «Родина») установившего мировой рекорд дальности полетов для женщин.

Герои социалистического фронта:


Слайд 12Самое главное было убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно

быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достичь, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром».
Относительно свободные поездки деятелей культуры за рубеж к середине 1930-х гг. прекратились.

Слайд 13К нач. 1930-х г.г.:
необходимость руководства
художественным процессом
ВВВ партийных документах обосновывалась
Новые

принципы в культуре:
партийность литературы и др. форм творчества
2. верный художественный метод –
социалистический реализм (сам термин с 1932 г.)

Слайд 14М. Горький выступает на I Всесоюзном съезде советских писателей (август 1934)
Первый

съезд советских писателей

Решение:
создание Союза писателей

Следствие:
создание аналогичных
организаций художников,
архитекторов, композиторов,
кинематографистов,
театральных деятелей


Слайд 15Классикой нового метода признавались…
«Лучший,
талантливейший поэт эпохи»
«Великий
пролетарский писатель»


Слайд 16Не допускались к публикации…
Обвинили во
«вредительстве» и «формализме»
детских писателей и

иллюстраторов…

Даниил Хармс, В. Введенский – писатели,
В. Конашевич, В. Лебедев – детские художники

Михаил Афанасьевич Булгаков

Анна Ахматова


Слайд 17«Искусству предстояло взять на себя
пропагандистское обеспечение государственного
строительства и воспитания

нового человека…»

Начало работы над романом – 1929 год.
Последняя книга романа писалась в военные годы
(к работе над ней Толстой приступил в 1943 г.).

Тема "Грозного" была предложена Эйзенштейну
в январе 1941 года из Кремля.


Слайд 18Оперное и балетное искусство
Большой театр в Москве, фото 1910 –е г.г.
Театральная

площадь, фото 1930 –е г.г.

Мариинский театр. Ленинград. До 1930.


Слайд 19Оперное искусство
А.В.Нежданова в роли Волховы.
Обухова Н. "Русский романс"
Иван Козловский
Сергей Лемешев


Слайд 20Балетное искусство
Галина Сергеевна
Уланова
в роли Маши, 1934 г.
Абдерахман
– Алексей

Ермолаев
Балет "Раймонда»

Наталья Михайловна
Дудинская
в партии Жизели

Вахтанг Чабукиани
в партии Фрондосо
("Лауренсия«
А. А. Крейна)


Слайд 21Клубная деятельность –
массовая форма пропаганды официальной идеологии
Фотографии Армавира - Клуб

совторгслужащих. Профинтерн. 1930-е гг.

Газета «Правда» ,
1930-е г.г.


Слайд 22В пионерском лагере,
1930-е г.г.
1922 г., 19.05 –
рождение пионерии
1923 г.


образование
октябрьских групп
при пионерских
отрядах.

1925 г., 6.03 -
первый номер газеты
“Пионерская правда”.

1925 г., 16.06 –
создан Всесоюзный
пионерлагерь
“Артек”

Московский городской
дворец пионеров, 1937

1918 г., октябрь –
создание комсомола

1930-е годы,
Артек

1938 г. –
реконструкция “Артека”


Слайд 23«Крымские пионеры», 1934
«Бегуны», 1934
Живопись.
Александр Дейнека


Слайд 24«Колхозница на велосипеде»,
1935
«На женском собрании»,
1937
Живопись.
Александр Дейнека


Слайд 25Живопись.
Аркадий Пластов


Слайд 26Живопись.
Аркадий Пластов


Слайд 27Живопись.
Юрий Пименов
"Новая Москва», 1937 г.


Слайд 28Живопись.
Александр Самохвалов
«Киров принимает парад физкультурников»,
1935 г.
Метростроевка
с лестницей,
1938


Слайд 29Живопись.
Александр Самохвалов
Военизированный комсомол,
1932–1933.
Плакат
«Советы и электрификация»,
1924


Слайд 30Знак ОСОАВИАХИМа.
Ворошиловский стрелок Осоавиахим
Осоавиахим - общество содействия обороне, авиационному и

химическому строительству, массовая добровольная общественная организация граждан Советского Союза, существовавшая в 1927—48. Основными задачами являлись содействие укреплению обороноспособности страны, распространение военных знаний среди населения, воспитание его в духе советского патриотизма.

Массовая мобилизация в ряды
физкультурного и военно-спортивного движений

Значок ГТО
2 ступени

Соревнования на значок ГТО


Слайд 31Искусство и
государственное строительство
1934-1940
ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ
Центральный театр
Красной армии.
План
это огромное

здание Театра Советской армии (ныне Театр Российской армии). Авторы проекта - архитекторы К. Алабян и В. Симбирцев - придали монументальной постройке в плане форму пятиконечной звезды, являющейся главным символом Вооруженных сил СССР. Правда, с земли такой замысел зодчих практически "не читается".

Современное здание, Москва


Слайд 32Искусство и государственное строительство
В. И. Мухина. Рабочий и колхозница. 1937. Нержавеющая

сталь. Высота: около 25 м(высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн. Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937).

Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот»


Слайд 33С 1959 г. –
ВДНХ
1939 г.
Схема выставки


Слайд 34Кинематограф
Режиссёр И.А. Пырьев
Кадры из фильма "Свинарка и пастух", 1941 г.
Семьдесят лет

назад режиссер Иван Пырьев решил снимать фильм, которому, казалось бы, не суждено было появиться на экранах. Когда отсняли большую часть картины, началась Великая Отечественная война. Почти вся группа записалась в ополчение, однако по указу Сталина участников съемок вернули на площадку. Было решено: яркий, веселый фильм о высоких чувствах на фоне трудовых свершений – это то, что нужно сейчас народу.

Слайд 35Кинематограф
Режиссёр И.А. Пырьев
Кадры из фильма «Трактористы", 1939 г.
1938 год.

Демобилизованный старшина Клим Ярко возвращается с Дальнего Востока. В вагоне-ресторане он с двумя друзьями-танкистами пьёт пиво и хвалит родную Украину. Клим показывает друзьям газету «Правда» с фотографией своей землячки Марьяны Бажан — бригадира женской тракторной бригады, кавалера Ордена Трудового Красного Знамени. «К ней поеду!», — смеясь говорит Клим.

Трактористы принимают нового бригадира. Вместо положенного по инструкции плуга шириной 240 см Клим цепляет к трактору плуг шириной 330 см. Мощный «Сталинец» справляется!


Слайд 36Кинематограф
Режиссёр С.А. Гарасимов
Кадры из фильма «Семеро смелых", 1936 г.

О семи друзьях - молодых полярниках, уехавших на работу в далекие просторы Арктики, об их стойкости и смелости, проявленных в суровых условиях Заполярья.
В заснеженную Арктику на зимовку прибывают шесть исследователей. Пароход уже ушёл и при распаковке груза зимовщики обнаруживают арктического «зайца» — Петра Молибогу (Пётр Алейников). Мужественных зимовщиков становится семеро. Трудности работы в условиях зимовки помогает переносить выдержка и весёлый нрав ее участников. И, в особенности, постоянно комическое поведение Петра Молибоги.

Слайд 37Кадры из фильма «Путёвка в жизнь", 1931 г.
Кинематограф
Режиссёр Н.И. Экк
«Путёвка

в жизнь» —драматическая история о перевоспитании подростков в подмосковной Болшевской трудовой коммуне в первые годы советской власти. В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников — шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. У одного только Мустафы 8 побегов и 15 приводов. Что с такими делать? Напрашивается решение — отдать их в исправительный дом, то есть в тюрьму для малолетних.
Сергеев предлагает другой выход: для таких создать трудовую коммуну. Ребята будут работать столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами, они будут кормить себя сами. Но не воровством, а работой… Добрые намерения, как всегда, были хороши лишь в теории. На практике бывшие беспризорники далеко не сразу становятся честными работягами…

Слайд 38 Один из первых советских звуковых фильмов. Премьера фильма

состоялась 1 июня 1931 г.
В 1932 г. фильм заслужил награду I международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107-и стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу. Куплен 26-ю странами.

Кадры из фильма «Путёвка в жизнь", 1931 г.


Слайд 39Волна репрессий 1930-х унесла жизни многих представителей
творческой интеллигенции… Среди них…

Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд— русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель знаменитой актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР (1923).
20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде. Приговорён к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. Похоронен на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв
В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

Слайд 40«Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять

шагов не слышны.
Только слышно кремлёвского горца –
Душегуба и мужикоборца»…
(о. Мандельштам, ноябрь 1933)

Одним из первых «самоубийственные стихи» прочёл шеф ОГПУ Г.Ягода и познакомил с ними Бухарина, горячего поклонника поэзии Мандельштама. Возможно, Бухарин, сам испытывавший неприязнь к Сталину, в душе позлорадствовал, но вслух он, конечно же, осудил автора. Поэта арестовали первый раз спустя шесть месяцев, в мае 1934 года.
Анна Ахматова, которая была в тот день в гостях у Мандельштамов вспоминает: «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи. Мы все сидели в одной комнате. Было очень тихо… Его увели в 7 часов утра, было совсем светло. Надя (жена поэта – Л.Б.) пошла к брату, я – к старым друзьям… Вернувшись домой вместе, убрали квартиру, сели завтракать. Опять стук, опять обыск».

О́сип Эми́льевич Мандельшта́м — русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века

В 1937 году срок ссылки закончился. Вторичный арест - в ночь с 1 на 2 мая 1938 года в профсоюзной здравнице Саматиха (Егорьевский район Московской области). После чего был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток.
Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток).
Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года — в 1956, по делу 1934 года — в 1987. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.

Волна репрессий 1930-х унесла жизни многих представителей
творческой интеллигенции… Среди них…


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика