Слайд 1«Кто ж вам милей: отцы иль дети?». Споры вокруг романа
И.С.
Тургенева «Отцы и дети» в русской критике.
Урок в 10 классе
Малевановой Ю.А.
Слайд 2Технический слайд:
Роман «Отцы и дети» изучается в рамках монографической темы.
Тематика
предыдущего урока:
«За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье». Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»;
Далее:
Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В качестве домашнего задания было задано:
класс был разбит на три группы, и каждая группа должна была выполнить определенный вид работы:
1 группа – ознакомиться со статьей М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени» + 1 ученику подготовить краткие сведения биографии известного критика;
2 группа – ознакомиться со статьей И. Писарева «Базаров» + 1 ученику подготовить краткие сведения биографии известного критика;
3 группа – найти материал, сообщающий о личном отношении
И.С. Тургенева к своему герою.
Слайд 3Цели урока:
образовательная: познакомиться с полемикой вокруг романа «Отцы и дети»; создав
проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения; обобщение знаний, полученных при изучении произведения;
Развивающая: формировать умение анализировать текст критической статьи; развивать умение выражать свои мысли, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжать работу по развитию культуры речи школьников;
воспитательная: формирование навыков работы в группе; воспитание общечеловеческих ценностей, а также интереса к искусству слова.
Слайд 4Методы:
Объяснительно-иллюстративный метод;
Эвристический (беседа, анализ эпизода и др.).
Слайд 5Оборудование:
текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», а также тексты
критических статей (М.А. Антонович «Асмодей нашего времени»; И.Писарев «Базаров»), мультимедийная презентация.
Слайд 6Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова
(признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.
Ф.М. Достоевский
Слайд 7М.А. Антонович «Асмодей нашего времени».
Журнал «Современник».
«Вместо изображения отношений между «отцами»
и «детьми» вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям»; да и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета…Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения…».
Слайд 8Слово учителя:
М.А. Антонович – радикальный русский литературный критик, философ, публицист. Был сотрудником
журнала «Современник». Выступал за демократическую, разночинскую литературу. Полемизировал с журналом Д.И. Писарева «Русское слово».
Стоить отметь, что с самого выхода в свет романа «Отцы и дети» начинается его оживленное обсуждение в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах «Современник» и «Русское слово». Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории. «Современник» откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени». Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из «Современника», заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик «отцам» и клевету на молодое поколение. Давайте же поподробнее рассмотрим данную статью и ознакомимся с позицией самого М.А. Антоновича.
Слайд 9Примерный круг вопросов к 1 группе:
Ваше первое впечатление о статье М.А.
Антоновича «Асмодей нашего времени»?
Обратимся к понятию «асмодей». Каково лексическое значение этого слова? Согласны ли вы с таким определением?
Каково отношение Антоновича к роману И.С. Тургенева?
Каково отношение автора романа к своим героям, по мнению автора статьи?
С какой целью написан роман, по мнению критика?
Какие из суждений оказались для вас неожиданными? Выскажите свое отношение к роману Тургенева.
Нужны ли Базаровы России? И проч.
Слайд 10И. Писарев «Базаров».
Журнал «Русское слово».
«На людей, подобных Базарову, можно негодовать,
сколько душе угодно, но признавать их искренность - решительно необходимо…».
Слайд 11Слово учителя:
Д.П. Писарев - выдающийся критик, публицист, прошел недолгий, но противоречивый путь
творческого развития. У Писарева можно поучиться мудрому, тонкому пониманию души. В нем проявились такие индивидуалистические свойства и качества: рассудительность, стойкость духа, целеустремленность, искренность, честность... "Себе цену знаю", - с гордым достоинством говорил Писарев. В статье "Базаров" критик старался сказать то, что думал. Писарев в Базарове подмечает все, без всяких компромиссов.
Слайд 12Примерный круг вопросов для 2 группы:
Ваше первое впечатление о статье И.
Писарева «Базаров»?
В чем критик видит достоинства романа Тургенева?
Каков Базаров, по мнению Писарева, в сравнении с другими литературными героями?
Согласны ли с мнением Писарева, который считает, что светлым лучом можно назвать тургеневского Базарова, чем Катерину из драмы "Гроза"?
Разделяет ли Писарев неприятие поэзии, музыки, эстетических наслаждений Базарова?
Что общего во взглядах Писарева и Тургенева?
Нужны ли Базаровы России? И проч.
Слайд 13«… если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью,
безжалостной сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я - я виноват и не достиг своей цели…»
И.С. Тургенев
Слайд 14Примерный круг вопросов к 3 группе:
В чем проявилось отношение Тургенева к
Базарову?
Какие из суждений для вас оказались неожиданными?
Что такое «базаровщина»?
Существует ли она в наше время?
Нужны ли Базаровы России? И проч.
Слайд 15Итоги урока:
какой взгляд на героя романа вам ближе? Почему?
Слайд 16Домашнее задание:
Подготовиться к классному сочинению. Примерный круг тем (на выбор учащихся):
Отец
и сын Кирсановы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»;
«Значит, вы отрицаете всё?» (Базаров и П. П. Кирсанов в романе);
Дружба и любовь в жизни Базарова;
Автор и его позиция в романе;
«Страстное, грешное, бунтующее сердце…»;
В чём я вижу современность романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?;
«Я с вами не согласен, Евгений Базаров…».