Слайд 1Системно-деятельностный подход
как методологическая основа ФГОС НОО
Наталья Викторовна Кергилова,
заведующая кафедрой
гуманитарного образования ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования Республики Алтай», преподаватель ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет», кандидат педагогических наук
31.05.2011
Слайд 2«Ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию
и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»
Декларация прав ребенка
Слайд 3Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС
Круг обсуждаемых вопросов:
Основные положения системно-деятельностного подхода
Базовые
технологии ФГОС
3. Некоторые аспекты профессиональной деятельности учителей начальной школы
Слайд 4Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:
представить цели образования
в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
Слайд 5ФГОС: I. Общие положения. п. 7
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества;
Слайд 6ФГОС: I. Общие положения. п. 7
ориентацию на результаты образования как системообразующий
компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Слайд 7ФГОС: I. Общие положения. п. 7
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного
и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Слайд 8Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить об
изменении общей парадигмы образования, что находит отражение в переходе:
— от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;
— от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
— от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации;
— от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);
— от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
Слайд 9Основные подходы, определяющие цели, задачи и направления развития начального образования
Компетентностный
подход
Проблемно ориентированное развивающее образование
Личностно ориентированное развивающее образование
Смысловая педагогика вариативного развивающего образования
Контекстный подход
Системно-деятельностный подход
Слайд 10Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Содержание учебного предмета при данном подходе выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.
Слайд 11Генезис знаний определяется формированием действия и его применением для решения задач.
Как указывал В.В. Давыдов, первичная форма существования теоретического знания — это способ действия. Можно выделить следующие виды учебных действий моделирующее преобразующего характера, направленных на построение содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте:
— преобразование ситуации или изменение объектов для обнаружения всеобщего генетического фундаментального исходного отношения между объектами;
— моделирование всеобщего отношения в пространственно-графической или знаково-символической форме (создание моделей);
— преобразование модели отношения для выделения отношений «в чистом виде»;
— выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых обобщенным способом.
Слайд 12
Перескажите все, что вы услышали о системно-деятельностном подходе.
Учитель – центральная фигура
урока, опирающаяся в основном на индивидуально-автономные формы активности каждого ученика, которые он авторитарно направляет.
Слайд 13«Разум детей должен быть не только упражняем и обогащаем разными познаниями,
но и так упражняем, чтоб они мало помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного и при сих исследованиях и рассуждениях следовать всегда надежнейшим правилам и по кратчайшему идти пути. Но сие делается не столько посредством научения их сим правилам размышления и впечатления оных в память их, как наипаче посредством того, когда при всех случаях учат их примечать, справедливо или несправедливо они мыслили и рассуждали и для чего то делали; также когда обще с ними и соразмерно их возрасту думают, рассуждают, исследуют, сомневаются или решат».
Н. И. Новиков (XVIII в.)
Слайд 14
Проблема обозначена в XVIII веке, регулярно обсуждалась, но не решена до
сих пор. Почему?
Что должно измениться с введением ФГОС?
Учитель – центральная фигура урока, опирающаяся в основном на индивидуально-автономные формы активности каждого ученика, которые он авторитарно направляет.
Учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.
Деятельность учителя
приводит к осознанию проблемы, показывает, напоминает, совещается,
создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность,
стимулирует, формирует мотивы учения, проявляет поощряющую
требовательность, координирует, закрепляет авторитет
ученика среди товарищей…
Слайд 15ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
постановка и решение учебных задач;
моделирование;
включение
в контрольно-оценочную деятельность;
организация учебного сотрудничества;
работа с информацией, в том числе с использованием ИКТ;
…
Риски: формирование УУД в отрыве от предметных компетенций, подмена учебной деятельности «разговором о ней», неумение вести диалог – слушать и слышать учеников.
Слайд 16Ключевая задача –
освоение системно-
деятельностного
подхода
Слайд 17Особенность ФГОС второго поколения – нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного
процесса на достижение результата.
Цель: получение новых образовательных результатов – счастливые, верящие в себя люди XXI века.
Личностные УУД
Коммуникативные
УУД
Регулятивные
УУД
Познавательные УУД
Слайд 18
Что должно измениться в деятельности учителя?
Слайд 19
Цель
С
О
Т
Р
У
Д
Н
И
Ч
Е
С
Т
В
О
+
Работа с информацией (в т.ч. ИКТ)
Моделирование, логические действия
Слайд 20Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации
в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
Слайд 21В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому
школа?
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников
2. Учитель объявляет новую тему
3. Учитель объясняет новую тему
4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Слайд 22ФГОС: I. Общие положения. п. 7
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает:
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
Слайд 23
ориентир для оценки состояния
системы общего
образования
Требования к результатам
освоения
основных образовательных
программ - системообразующий компонент ФГОС
основа аккредитации ОУ
основа для аттестации
учителей и руководителей ОУ
основа для нормирования
условий и создания ресурсов
критериальная база
для итоговой
аттестации обучающихся;
Слайд 24Предметные
освоенный опыт
специфической для данной
предметной области
деятельности по получению
нового
знания, его преобразованию и
применению, система основополагающих
элементов научного знания, лежащая
в основе научной
картины мира
Метапредметные
освоенные универсальные
учебные действия,
обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями,
составляющими основу
умения учиться,
и межпредметные
понятия.
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества
Результаты освоения основных образовательных программ
Развитие компетентности к обновлению компетенций
ФГОС НОО
Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
Слайд 25
Предметные
результаты
знания
умения,
опыт творческой
деятельности и др.
Метапредметные
результаты
способы деятельности,
применимые
как в рамках
образовательного процесса,
так и при решении проблем
в реальных жизненных ситуациях
Личностные
результаты
система ценностных
ориентаций,
интересы,
мотивации,
толерант-ность
ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ
Портрет выпускника – гражданина России:
Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения
Слайд 26Результаты освоения основных образовательных программ как «приращения» в личностных ресурсах обучающихся:
личностные результаты
– фактор
развития
мотивационных
личностных ресурсов;
метапредметные
результаты
- фактор развития инструментальных
ресурсов
Предметные
результаты -
Фактор развития
когнитивных ресурсов.
Слайд 27ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной
суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности»
Как меняются требования к результату?
Для справки
психологи:
Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.
Развитие – интеллектуальное
Развитие – личностное
Развитие - социальное
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
Какой требовался результат?
«Хорошее прошлое
положительно опасно,
если делает нас
удовлетворенными
настоящим и,
следовательно, не
готовыми к
будущему»
Чарльз В. Элиот
ФГОС
«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
В чем принципиально изменились требования к результату?
Слайд 28
Чему учили и чему научили на этих уроках?
Слайд 29Чему учили и чему научили на этих уроках?
Слайд 30Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради
чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий
Слайд 31КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
1. Подробно описать новый результат в виде
конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ)
Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы:
2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)
3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
Слайд 32 ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЕ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Слайд 33Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?
Слайд 34Что мешает учителю работать на новый результат?
Разностильные учебники
Методики обучения
Приемы воспитания
Слайд 35Что мешает всей школе работать на новый результат?
ИСТОРИК
ФИЛОЛОГ
БИОЛОГ
МАТЕМАТИК
ГЕОГРАФ
ХИМИК
«В началке учили не
тому, что я хочу!»
Слайд 36ФГОС: I. Общие положения. п. 7
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает:
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
Слайд 37ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
умение
решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогресс в личностном развитии
Слайд 38КАК сделать? Простроить цели до конкретных действий на уроке
«Главное не
знания, а умения ими пользоваться» академик А.А.Леонтьев (1995 г.)
Портрет выпускника начальной школы
Универсальные учебные действия личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные
Цели предметов – линии развития (какие жизн.задачи помогает решать)
Учебные задания, развивающие предметные умения
=
Слайд 39Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
Деятельностная парадигма образования:
планируемые результаты и
система оценки
Способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач
Оценивается
В образовательном процессе реализуется
Слайд 40Организация учебно-воспитательного процесса
Технология – способ освоения деятельностного пространства
Методика – способ личностного
освоения технологий
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
Цель – предвосхищение в сознании результата деятельности
Слайд 41Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
(И.П.
Волков)
Слайд 42Признаки педагогических технологий:
В основе – конкретные педагогические теории, идеи
Строгий порядок действий
Воспроизводится
любым педагогом
Индивидуальный и дифференцированный подход
Четкие критерии оценки результатов
Гарантированность педагогического процесса
Слайд 43Базовые образовательные
технологии: подходы к отбору
Основа – планируемые результаты и их
проекция на различные этапы учебного процесса
Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовые и повышенные
Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций
«Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
Слайд 44
Базовые технологии стандартов второго поколения
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация –
общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Слайд 45ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Базовые образовательные
технологии
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его
деятельность
образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Слайд 46Учебные ситуации: подходы
структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл:
дети –
самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают;
содержательная основа – планируемые результаты;
учет возрастных особенностей
Слайд 47Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
соревнования –
командные и индивидуальные;
сюжетные – «поиск сокровищ» …
ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
Слайд 48Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной
деятельности:
«Пишем книгу»;
«Готовим праздник»
«Делаем подарки»
«Сообщаем вам …»
…
Слайд 49Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
эксперименты с
изучаемыми объектами (свойства объектов)
маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)
проведение мини-исследований
описание и оценка
Слайд 50Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Ежедневно используемые учебные ситуации:
Математика: счёт, вычисления, решение
задач, обсуждение
Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение
Окружающий мир: Дневник наблюдений
Слайд 51Некоторые примеры учебной
деятельности: Математика
Игры и эксперименты (с числами и числовыми
закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)
Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Слайд 52Некоторые примеры учебной
деятельности: Русский язык
Игры и эксперименты (со звуками и
буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )
Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)
Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)
Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Слайд 53УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Базовые образовательные
технологии
Основные принципы:
открытость системы требований,
предъявление образцов деятельности,
«ножницы» между базовым и повышенными
уровнями требований,
посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися,
добровольность в освоении повышенных уровней требований,
работа с группами «подвижного» состава,
накопительная система оценивания.
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
Слайд 54Базовые образовательные
технологии
Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся
предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.
Слайд 55Базовые образовательные
технологии
В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер,
имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.).
Ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика.
Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
Слайд 56Уровни усвоения знаний
Первый уровень: воспроизведение и запоминание
Второй уровень: применение знаний
в знакомой ситуации по образцу
Третий уровень: применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески
Уровни сформированности способов действий
Первый уровень: следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так.
Второй уровень: действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи
Третий уровень: преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту
Уровневый подход
Слайд 57ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Базовые образовательные
технологии
Информатизация образования –
это приведение системы образования
в соответствие с потребностями
и
возможностями информационного
общества
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом
Слайд 58Критерии оценки задания:
ИКТ-компетентность учащихся
ИКТ используется для приобретения новых знаний, ключевых
компетентностей
Задание невозможно или затруднительно, или непрактично выполнять без применения ИКТ
Слайд 59Образовательная среда:
учебное и игровое пространства
Назначение:
для подвижных занятий и для спокойной работы,
для
общения и для уединения,
для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
для поиска информации
Учебное
пространство:
место учителя,
свободно оформляемое место
для работы учащихся,
«центральное» место для выступлений,
«центральная» доска,
рабочие доски,
уголок книг и других информационных
источников,
аудио- и видеоцентр, центр «письма»
стол с раздаточными материалами
выставки, стенды и т.п.
Слайд 60 Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление
знаний учениками
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения,
5. Применение знаний учениками
Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Слайд 61Пример проблемной ситуации (задание с затруднением)
Задание на сложение дробей
(не изучали)
2/4 + 1/4 = ?
«Математика», 4 класс
Разные результаты (не знают правила):
Ответы:
¾ или 3/8 !
Что-то не так… А мы умеем складывать дроби (осознание затруднения)?
Какая у нас сегодня цель урока?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби!
РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ
Слайд 62Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?
Организационные – умение решать проблемы
Коммуникативные – вести диалог
Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Слайд 63Классификация образовательных технологий
Слайд 64По категории обучающихся
Массовая технология
Продвинутого образования (углубленное, лицейское, спец. образование)
Компенсирующие
(коррекция, поддержка, выравнивание)
Виктимологические (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика)
Технологии работы с трудными детьми
Технологии работы с одаренными детьми
Слайд 65
По ориентации на личностные структуры
Информационные (формирование знаний, умений, навыков)
Операционные
(формирование способов умственных действий)
Эмоционально- художественные (воспитание эстетических отношений)
Эмоционально- нравственные (воспитание нравственных отношений)
Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов)
Эвристические (развитие творческих способностей)
Слайд 66По отношению к ребенку со стороны взрослых
Авторитарные (требование и принуждение,
подавление инициативы)
Дидактоцентрические (невнимание к личности ребёнка)
Личностно-ориентационные (в центре личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития)
Гуманно-личностные (гуманистическая сущность, психотерапевтическая направленность на поддержку личности, помощь ей. Уважение и любовь к ребёнку, вера в его творческие силы)
Слайд 67По отношению к ребенку со стороны взрослых
Технологии сотрудничества (демократизм, равенство, партнёрство;
состояние сотрудничества и сотворчества)
Технологии свободного воспитания (предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности в разных сферах его деятельности)
Развитие критического мышления осмысление, переработка, применение знаний
Слайд 68По преобладающему (доминирующему) методу
Догматические, репродуктивные
Объяснительно-иллюстративные
Развивающее обучение
Модульная педагогическая технология
Проблемные, поисковые
Творческие
Программированное обучение (управление деятельностью и поведением учащихся)
Слайд 69По преобладающему (доминирующему) методу
Диалогические + дискуссии (коллективный поиск истины)
Игровые
Саморазвивающее
обучение
Информационные (компьютерные)
Проектная
Составление портфолио (сбор и структурирование материалов по определенной теме)
Слайд 70По организационным формам
Классно-урочные
Альтернативные
Академические
Клубные
Индивидуальные
Групповые
Коллективный способ
обучения
Дифферинцированное обучение
Слайд 71По концепции усвоения
Ассоциативно-рефлекторные
Развивающие
Бихевио-ристические
Гештальт-технологии
Интериоризаторские
Суггестивные
Нейролингвистические
Слайд 72Здоровьесберегающие технологии
Медико-гигиенические
Физкультурно – оздоровительные
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
Педагогика сотрудничества
Технологии
развивающего обучения
Технология уровневой дифференциации
Технология саморазвития Марии Монтессори
Технология психологического сопровождения
Слайд 73«Золотые правила»
использования приемов технологий
Слайд 74Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ученика от собственного опыта
к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй ученика.
Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!
Слайд 75Учитель начальной школы
Позиционирование учителя
Позиция учителя-профессионала
демонстрирует культурные образцы действий
инициирует пробные действия
детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого
Позиция воспитателя
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей
“со-участник”, “третейский судья”
Позиция педагогической поддержки
оказывает адресную помощь ребенку:
не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Слайд 76Учитель начальной школы
Профессиональное мастерство
Проектирование учебного процесса
Организация работы учащихся
Оценочная деятельность
ИКТ-компетентность
Слайд 77Учитель начальной школы
Профессиональное мастерство
Проектирование учебного процесса
тематическое планирование учебного процесса на основе
проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса,
проектирование «учебных ситуаций»;
Организация работы учащихся
в группах и парах,
в мобильных группах,
индивидуальная поддержка детей,
организация проектной деятельности;
Оценочная деятельность
Слайд 78Учитель начальной школы
ИКТ-компетентность
Общепользовательские инструменты
текстовый редактор,
редактор презентаций,
динамические таблицы, базы данных
Мультимедийные информационные источники
Инструменты
коммуникации
электронная почта,
Интернет
ИКТ-средства
системы управления учебным процессом,
интерактивная доска,
цифровое и мультимедийное учебное оборудование
Слайд 79
Базовые
образовательные
технологии
Слайд 80
2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение
федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 81Портрет выпускника
дошкольник - начальная школа
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и
отзывчивый
положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
коммуника-
тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова-
тельский
интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного
достоинства
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Слайд 82Портреты выпускников
Начальная школа
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основная школа
любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Слайд 83
Контакты:
E-mail: kergilova@mail.ru
Телефон: сот.тел. 89139968526