СОДЕРЖАНИЕ:
Градостроительство древности
Лекция №1. История градостроительства
Освоение территории первоначально происходило в сравнительно узкой полосе (между 23 и 40° северной широты), что, вероятно, объяснялось близостью отступавшего к северу последнего великого ледника, превращавшего климат Средиземноморского бассейна и Центральной Азии в умеренный, а возможно, даже и влажный.
1. Градостроительство древности
Лекция №1. История градостроительства
Книд: агора и примыкающая к ней пристань
Афины. План акрополя между 421 и 406 гг. до н. э.:
1 - Пропилеи; 2 - Орехтейои; 3 - Парфенон; 4 - целла Стофутового храма, восстановленная после греко-персидских войн; 5 - статуя Афины Промахос
Портик — это выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образованная несущими элементами (колоннами, пилястрами, арками), поддерживающими перекрытие.
Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке.
1. Градостроительство древности
Лекция №1. История градостроительства
Эпоха эллинизма (III-I в. до н.э.) укрепила империю, созданную завоеваниями Александра Македонского.
Размах градостроительной деятельности: было основано не менее 70 городов.
Эллинистические столицы – Александрия, Антиохия, Селевкия - разрастались в города с числом жителей до полумиллиона.
Образцом использования Гипподамовой системы на пересеченной местности стал город Приена.
Началось разделения города на центр и периферию.
Появились главные улицы.
Большое внимание уделялось фортификации - военная наука об искусственных закрытиях и преградах, усиливающих расположение войск во время боя и называемых поэтому фортификационными постройками.
В начале Рим размещался только на семи холмах и планировка его была похожа на планы крупных деревень.
Коренная архитектурная перестройка Рима началась в I в. до н.э. и
велась до IV в. н. э.
С I в. н.э. в Риме выделялись две части города: холмы со здоровым климатом для особняков и низины – для проживания простых людей.
В центре Рима сформировалась система форумов (площадь).
На этой основе сложилась планировочная система центра Рима.
Форум (лат. forum), в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие местом общенародных собраний, центром политической жизни.
Инсулы - жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Инсулы появились не ранее III века до н. э.
Водопроводные сооружения римлян — акведук
Градостроительство средневековья
План города Константинополя
Его окружали стены (в том числе и со стороны моря). Ворога в городской стене переходили в основные улицы. Планировочную систему города образовывал пучок улиц, направленных к главной площади Августину. Центростремительная система соответствовала конфигурации полуострова, на котором располагался город.
2. Градостроительство средневековья
Замок в Каркассоне (Франция).
Городские стены и башни
XIII-XIV вв.
2. Градостроительство средневековья
Болонья (вверху) и Монпазье (левый нижний угол чертежа).
Планы городов, приведенные к общему масштабу. На плане Болоньи заштрихованы центральные кварталы, сохраняющие следы прямоугольной древнеримской планировки. Регулярный город Монпазье (южная Франция) построен в конце XIII в.
В градостроительстве Англии на протяжении средних веков сохранялась зависимость от римских традиций планировки.
Английские города были неблагоустроенными.
Отсутствовал общественный центр, ратуши и рыночной площади. Торговля велась на уширенном участке главной улицы, либо за чертой города.
Первая городская площадь появилась в Солсбери (1217) в связи с созданием нового собора.
Схематический план средневекового Лондона
В Италии строились новые типы зданий, отражавшие потребности горожан:
- многоэтажные жилые дома;
- укрепленные резиденции знати;
- ремесленные цеха;
- здания торговых гильдий;
- дворцы городского самоуправления.
Венеция. Средние Века.
На смену натуральному хозяйству пришли промышленное производство и денежное обращение. Появились классы буржуазии и наемных работников. Развитие торговли, великие географические открытия, возникновение науки и техники определили новый этап в развитии городов.
Термин Ренессанс означает, прежде всего, возрождение в Италии традиций Древнего Рима на основе демократизации жизни, развития человеческой индивидуальности, освобождения от религиозных догм, обращения к науке, изобретательству.
Градостроительные преобразования Ренессанса - в основном изменения старых городов, выросших в эпоху средневековья. В городах выделялись главные площади, их прототипами были римские форумы, колоннады, греческие агоры. Развитие торговли приводило к организации крупных площадей - рынков, и появлению деловых и общественных зданий (биржи, здания цеховых общин, ратуши, церкви).
В XV-XVII вв. в Европе появились общественные площади, свободные от торговли, которые становились главными в городе. В этот период город стали рассматривать как целостный объект, при проектировании которого учитываются различные факторы (фортификационный, социальный, экономический, санитарный, композиционный).
Новое направление градостроительства - проектирование «идеальных городов» было призвано решить проблемы. Авторами известных проектов были Л. Альберта, В. Скамоцци, Вазари, Лорини, Аврелино, Леонардо да Винчи и др. (Идеальный города – арх. Лорини, площадь святого Петра в Риме).
Площади Вогезов и Дофина
Площадь дель Пополо в Риме
В середине XIX в. в Париже возникла необходимость переустройства города с учетом численности населения.
Работы по реконструкции города возглавлял префект департамента Сен барон Ж. Оссман.
Идея плана заключалась в продлении новых улиц, а не расширять существующие.
При застройке улиц предусматривалась единая этажность (6 этажей).
Париж.
Схема магистральных улиц, проложенных в результате планировочных работ XVII-XIX вв.
1-2 - городской диаметр Запад - Восток; 3-4 - диаметр Север - Юг; 5 - площадь генерала де Голля; 6 - площадь Согласия; 7 - площадь Бастилии; 8 - площадь Наций
Схема магистральных улиц Лондона по Эжену Энару
1 - узел в районе Трафальгарской площади; 2 - узел, тяготеющий к Английскому банку; 3 - точка схода трех заречных магистралей - Ватерлоо-род, Блекфрайерс-род и Борохай-стрит
Дуйсбург - один из крупнейших промышленных центров Рура
6. Градостроительные концепции XX века
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть