Слайд 1ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Слайд 2Платон
Ни одну науку свободный человек не должен изучать как
раб. Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу. В душе же никакая насильственная наука не остается прочно… Поэтому не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен.
Слайд 3Рубинштейн С.Л.
Эмоциональные процессы никак не могут противопоставляться познавательным как внешние, взаимоисключающие
друг друга противоположности… И одни и другие являются в конечном счете зависимыми компонентами конкретной жизни и деятельности индивида…»
Слайд 4Рубинштейн С.Л.
Эффективность включаемого в работу определяется не только
тем, что стоящие перед ним задачи поняты, но и тем, как они внутренне приняты им, то есть, какой они нашли отклик и опорную точку в его переживании.
Слайд 5Рубинштейн С.Л.
Само мышление как реальный психический процесс уже является
единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального.
Слайд 6
Не в количестве знаний заключается
образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А. Дистервег
Трудных наук нет, есть только трудное изложение, то есть неперевариваемое.
А.И. Герцен
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Слайд 7Сухомлинский В.А.
Подмена мысли памятью, яркого восприятия, наблюдения за сущностью явлений заучиванием
– большой порок, отупляющий ребенка, отбивающий в конце концов охоту к учению.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
Слайд 8Пирогов Н.И.
Приводить детей к учению подобно, как в приятное и украшенное
цветами поле. Тернии в оном находящиеся раздражают природу; особливо сначала; а сие происходит единственно от неразумения воспитателей…
Неумеренное учение вредно здоровью. Не должно тревожиться, видя умы нескоро зреющие, а желать надобно, чтоб дети имели только здравый разум и доброе сердце, о чем паче всего прилагать должно старания с самого их младенчества…
Слайд 9Пирогов Н.И.
Главное, по моему мнению, в обучении детей состоит не в
том, что им сообщается, а в том как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него во сто крат полезнее в будущем, чем самые высокие истины, худо изложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям.
Слайд 10Интерес
Л.С. Выготский относил интерес и к сфере умственной активности, и к
природе человеческой воли, и к области человеческих переживаний, определяя интерес как радость от происходящего.
Б.И. Додонов отмечает конкретизацию характера деятельности, которая будет выражаться через разные эмоции, и называет эмоцию интереса «чувством интереса».
К. Изардом интерес рассматривается как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных и отождествляется с мотивацией
Слайд 11Интерес
Первоначальная эмоция интереса в цепи эмоционально-интеллектуальных состояний (интерес, удивление, сомнение, догадка,
чувство уверенности) является своеобразным эмоциональным толчком к формированию интереса познавательного – «деятельности, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование»
Щукина Г.И.
Слайд 12Удивление
По Аристотелю, удивление – своеобразный переход от простых вещей к более
сложным. При этом данная эмоция проявляется в ходе познания.
Р. Декартом, отмечал доминирующую роль удивления в процессе познания, в ряд основных «чувств» на первое место поставлено удивление.
Слайд 13Удивление
И. Кант определял удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то
неожиданным.
Ушинский выделяет два вида страсти к удивлению: «сильной, пытливой души» (любознательность) и «мелкой страсти души, которая, за неимением других занятий, любит щекотать себя чувством удивления» (любопытство).
Слайд 14Удивление
И. А. Васильев, связывающий удивление с формированием проблемы, выделяет
три стадии возникновения и развития данной эмоции.
Первая стадия удивления – недоумение, когда «некоторое явление не согласуется с этим опытом… Направленность недоумения четко не выражена, а его интенсивность незначительна» [Педагогика… 2005].
Слайд 15Удивление
Вторая стадия - «нормальное» удивление – является следствием заострения противоречия, осознания
несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.
Третья стадия - изумление – при уверенности человека в правильности предыдущих результатов мыслительного процесса и прогнозировал результаты, противоположные возникшим.
Слайд 16Удивление
Основная функция удивления, по мнению К. Изарда, состоит в том, чтобы
подготовить человека к эффективному взаимодействию с чем-то новым, неизведанным.
Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей. По С. Томкинсу (1962) – эмоция удивления способствует очищению каналов головного мозга.
Слайд 17Чувство юмора
выражается «в способности человека подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально
откликаясь на них… Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора могут свидетельствовать как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии» [Педагогика… 2005].
Слайд 18Чувство юмора
С. Л. Рубинштейн: «Суть юмора не в том, чтобы
видеть и понимать комическое (смешное, забавное) там, где оно есть, а в том, чтобы иногда воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным».
К.К. Платонов: «Юмор за шуткой скрывает серьезное отношение к предмету».
Слайд 19Сомнение-догадка
представляет собой оценку некоторого нового, еще не осознанного результата решения задачи.
По мнению И.А. Васильева (1974), эмоция догадки переживается очень ярко, даже в форме аффекта.
«Догадка - это предварительный ответ на поставленный вопрос» [Ильин. 2001, 199].
Слайд 20Сомнение-догадка
В процессе передачи и усвоения знаний догадка как эмоция
специфическим образом окрашивает и выделяет новое, ценное для ученика знание, сигнализирует о его появлении в ходе мыслительной деятельности, способствуя его осознанию, то есть переходу в форму первоначального предположения - сомнения.
Слайд 21Сомнение-догадка
В правилах речевого поведения учителя особо отмечено следующее:
«В устной речи для поддержания внимания маркируйте информацию логическим ударением, эмоциональ- ными паузами, эмоционально окрашенной интонацией.
Недоумевайте, удивляйтесь, радуйтесь открытиям»
Десяева Н.Д.
Слайд 22Чувство уверенности
- результат успешности (неуспеш-ности) состоявшегося учебно-научного общения.
Б. Спиноза отмечал:
«Уверенность есть удовольствие, возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, причина сомнения в которой исчезла».
Чувство уверенности - это чувство удовлетворения, чувством удовлетворенности трудом.
Слайд 23Чувство уверенности
Неуверенность в себе и само-уверенность - факторы, тормозящие и искажающие
нормальный ход психического развития человека.
Чувство уверенности коммуникантов в ходе учебно-научного взаимодействия становится обоюдным в том случае, если педагог сумел донести информацию, учитывая все особенности процесса объяснения, а школьник его воспринял, прочно усвоил учебную информацию и целенаправленно использовал.