Инклюзивная образовательная среда в вузе: нормативно правовое обеспечение презентация

Содержание

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ) Статья 1. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных

Слайд 1НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В

ВУЗЕ: НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Магнитогорск, 2015


Слайд 2
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ)
Статья

1.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Нормативно-правовая база


Слайд 3
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ)
Статья

79. Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Нормативно-правовая база


Слайд 4
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ)
Статья

79. Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Нормативно-правовая база


Слайд 5
Порядок, организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования

- программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом МИНОБРНАУКИ от 19 декабря 2013 г. №1367
При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация включает в образовательную программу специализированные адаптационные дисциплины (модули).
Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется организацией самостоятельно исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, годовой объем программы устанавливается организацией в размере не более 75 зачетных единиц и может различаться для каждого учебного года.
Срок получения высшего образования по образовательной программе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья увеличивается организацией по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе по соответствующей форме обучения в пределах, установленных образовательным стандартом, на основании письменного заявления обучающегося.



Нормативно-правовая база


Слайд 6
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования

- программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом МИНОБРНАУКИ от 19 декабря 2013 г. №1367
Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
Обучение по образовательным программам инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При получении высшего образования по образовательным программам обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков




Нормативно-правовая база


Слайд 7
Порядок , организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего

образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом МИНОБРНАУКИ от 19 декабря 2013 г. №1367
В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для слабовидящих;
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).



Нормативно-правовая база


Слайд 8
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в

сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ от 9 ноября 2015 г. № 1309 (вступает в силу с 1 января 2016)
Образовательная организация, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности;
Обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно­точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.




Нормативно-правовая база


Слайд 9
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в

сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ от 9 ноября 2015 г. № 1309 (вступает в силу с 1 января 2016)
обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
в) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;
г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
д) адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
ж) предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
з) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию



Нормативно-правовая база


Слайд 10
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в

сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ от 9 ноября 2015 г. № 1309 (вступает в силу с 1 января 2016)

организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг



Нормативно-правовая база


Слайд 11
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением

Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. №175
 Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
 Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов;
 Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;
 Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации;
Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые (дети))

В соответствии с поручением Президента Российской федерации от 5 декабря 2014 №пр-2821
Принято решение о продлении срока действия программы «Доступная среда» и предусмотреть меры, направленные на решение проблем, связанных с образованием и трудоустройством инвалидов, созданием безбарьерной среды, формирование совместной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе технических средств реабилитации.

Нормативно-правовая база


Слайд 12
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением

Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р.

Нормативно-правовая база


Слайд 13
Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц

с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн)
Организационно-нормативные требования;
Требования к кадровому обеспечению;
Работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья;
Доступность зданий образовательных организаций и безопасное в них нахождение;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;
Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение.




Нормативно-правовая база


Слайд 14
Министерство образования и науки РФ запустило портал, который доступен по адресу wil.ru.

Как указано на портале, он предназначен для руководителей, преподавателей и сотрудников  вузов; руководителей и специалистов органов управления образованием; руководителей и специалистов органов социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы; инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их родителей или законных представителей; педагогов общеобразовательных организаций.



Портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  (wil.ru)


Слайд 15
 
Учебно-методический центр высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ (umcvpo.ru)


Слайд 16

В рамках государственного контракта на платформе «Универсариум» в разделе «Открытые лекции»

http://universarium.org/lectures размещены видеосюжеты о лучших практиках работы с обучающимися с ОВЗ

Распространение лучших практик


Слайд 17
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся инвалиды должны быть обеспечены

печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
в печатной форме увеличенным шрифтом,
в форме электронного документа,
в форме аудиофайла,
в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
в печатной форме,
в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
в печатной форме,
в форме электронного документа,
в форме аудиофайла.

Требования ФГОС3+
к учебно-методическому обеспечению реализации ОП ВО


Слайд 18
Локальные нормативные акты
Для организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья

в МГТУ:
разработана программа развития инклюзивного образования в ФГБОУ ВПО «МГТУ» на 2015-2018 г. (от 25.02.2015 г.)
Основная цель Программы – создание специальных условий, обеспечивающих получение высшего и среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачи Программы:
Совершенствование локальной нормативной базы МГТУ, учебно-методического обеспечения, организационной, материально-технической основы инклюзивного образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ.
Развитие безбарьерной архитектурной среды МГТУ.
Повышение уровня доступности высшего и среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ.
Повышение качества высшего и среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ.
Формирование толерантной социокультурной среды в МГТУ.




Слайд 19
Локальные нормативные акты
СМК-О-ПВД-125-15 Положение Об организации обучения обучающихся-инвалидов и обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья



Слайд 20
Локальные нормативные акты
СМК-О-ПВД-125-15 Положение Об организации обучения обучающихся-инвалидов и обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в особых условиях обучения
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебными планами, графиками учебного процесса, расписанием занятий с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья обучающихся и индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Срок обучения для лиц с ОВЗ и инвалидов по индивидуальному учебному плану может быть увеличен, при необходимости, с учетом их особенностей и образовательных потребностей, но не более чем на 1 год (для магистрантов 6 месяцев.)
Для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, не более чем на 10 месяцев, если это предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Образовательный процесс для лиц с ОВЗ и инвалидов в ФГБОУ ВПО «МГТУ» может быть реализован в следующих формах: в общих группах (совместно с другими обучающимися); частично в общих группах; частично по индивидуальному плану; по индивидуальному плану с элементами дистанционного обучения, что позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности.
Обучение студентов с ОВЗ и инвалидов осуществляется по адаптационным образовательным программам, разработанным на основе образовательных программ по направлениям подготовки/специальностям, реализуемым в университете. Под адаптационными образовательными программами понимаются программы, содержащие адаптационные дисциплины (модули), включаемые в вариативную часть образовательных программ и предусматривающие, особые процедуры прохождения практик и освоения дисциплин. Адаптационные образовательные программы разрабатываются только по направлениям подготовки, на которые фактически зачислены лица с ОВЗ и инвалиды.




Слайд 21
Локальные нормативные акты
СМК-О-ПВД-125-15 Положение Об организации обучения обучающихся-инвалидов и обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья
Особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в особых условиях обучения
Адаптация образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания дисциплин (адаптационных модулей);
изменение структуры и временных рамок;
использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности;
информационное сопровождение образовательной деятельности.
Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов в университете предусмотрен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры
Для работы с лицами с ОВЗ и инвалидами привлекается профессорско-преподавательский состав, обладающий знаниями о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема- передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.





Слайд 22
Локальные нормативные акты
СМК-О-ПВД-125-15 Положение Об организации обучения обучающихся-инвалидов и обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья
Особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в особых условиях обучения
При направлении инвалида и обучающегося с ОВЗ в организацию или предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики Университет согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций. Альтернативные варианты прохождения практик определяются утвержденными программами практик ООП.
Для осуществления процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации для лиц с ОВЗ и инвалидов:
создаются специализированные фонды оценочных средств, адаптированные, позволяющие оценить достижения запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности компетенций;
предоставляется право выбора, с учетом индивидуальных психофизических особенностей, формы проведения текущей и итоговой аттестации (устно, письменно, с использованием технических средств, в форме тестирования и др.);
Для подготовки ответов на экзамене промежуточной и итоговой аттестации может быть предоставлено дополнительное время и специальные технические средства, возможно привлечение ассистентов.
Мероприятия по содействию в трудоустройстве выпускников-инвалидов осуществляются центром содействия трудоустройству Университета во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.




Слайд 23
Локальные нормативные акты
План работы ФГБОУ ВПО «МГТУ» по профессиональной ориентации и

созданию условий для инклюзивного образования на 2015-2016гг.

Организационные мероприятия и разработка локальных нормативных актов
Мероприятия по кадровому обеспечению
Мероприятия по работе с обучающимися из числа инвалидов и лиц с ОВЗ
Мероприятия по доступности зданий
Мероприятия по материально-техническому обеспечению
Мероприятия по адаптации образовательных программ
Мероприятия по подготовке к трудоустройству и содействию трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ
Мероприятия по формированию толерантной социокультурной среды и организации волонтерской помощи





Слайд 31Письмо МИНОБРНАУКИ о направлении перечня оборудования от 18.11.2015


Слайд 32Необходимо
Составить Паспорта доступности объектов
Разработать содержания адаптационных образовательных модулей
Разработать адаптированные образовательные программы
Разработать

методические рекомендации по проектированию и разработке адаптированной ОП
Разработка рекомендаций преподавателю, работающему с обучающимися с ОВЗ
Разработка структуры, содержания и порядка освоения дисциплины «Физическая культура» для обучающихся с ОВЗ
Разработка рабочих программ по дисциплине «Физическая культура» для обучающихся с различными видами нарушений
Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов учебно-методическими ресурсами в формах адаптированных к ограничениям здоровья
Разработка Индивидуальных программ сопровождения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ по программам ВО
Привлечение обучающихся с ОВЗ к участию в мероприятия воспитательного характера для успешной социализации а адаптации в среде вуза
Оказание консультационных услуг обучающимся с ОВЗ по поиску работы, информирование о состоянии на рынке труда
…….


Слайд 33


Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика