Хозяйственная жизнь края в экспонатах этнографического уголка школы №36 презентация

Содержание

Авторы проекта Сумкина Наташа, 8-б ; Филимонова Ксения, 7-б; Сатушева Алена, 7-б

Слайд 1Хозяйственная жизнь края в экспонатах этнографического уголка школы №36



Тюмень 2010
МОУ

СОШ № 36

Слайд 2Авторы проекта
Сумкина Наташа, 8-б ; Филимонова Ксения, 7-б;
Сатушева

Алена, 7-б

Слайд 3Цель
Через знакомство с музейными коллекциями развивать представления о мире,

истории; стимулировать сопереживание; учить понимать прекрасное, формировать личность с широким культурным кругозором.

Слайд 4Задачи
Проследить становление краеведческой работы в школе.

Рассказать об организаторах сбора музейного материала.

Начать

научную обработку этнографических предметов.

Слайд 5Посвящается
ГОДУ УЧИТЕЛЯ


30-летнему юбилею школы (1сентября 2011

года)

Слайд 6Листая страницы истории школы…
1 сентября 1981- открытие школы № 36


Слайд 7Первая администрация школы
Директор – Калиничев Михаил Федорович
Заместители директора по учебной работе:

Береснева Ольга Дмитриевна и Антушева Вера Петровна
Заместитель директора по воспитательной работе – Никитина Татьяна Борисовна

Слайд 8Первый директор
Калиничев Михаил Федорович – Отличник Просвещения, коммунист, педагог-практик, новатор.


Слайд 9Завучи
Береснева Ольга Дмитриевна – Отличник Просвещения, преподаватель истории и

обществоведения.

Антушева Вера Петровна – Отличник Просвещения, преподаватель математики.


Слайд 10Заместитель директора по воспитательной работе
Никитина Татьяна Борисовна – Отличник Просвещения, преподаватель

английского языка.

Слайд 11Первая администрация школы
Директор – Калиничев Михаил Федорович
Заместители директора по учебной работе:

Береснева Ольга Дмитриевна и Антушева Вера Петровна
Заместитель директора по воспитательной работе – Никитина Татьяна Борисовна

Слайд 12Краеведческая работа в школе
Педагогический коллектив школы по внеклассной работе с детьми

серьёзно оценивал роль краеведения. Туристско – краеведческая работа проводилась по двум направлениям:
« Моя Родина – СССР»;
« Никто не забыт, ничто не забыто».

Сбор этнографической коллекции и материалов по истории школы связаны с именем первого завуча, учителя истории Бересневой Ольги Дмитриевны.

Продолжила работу с фондами музея Налимова Лидия Васильевна.

Под руководством Степановой Ирины Владимировны, учителя истории, создан виртуальный музей.



Слайд 13Береснева Ольга Дмитриевна


Слайд 14Береснева Ольга Дмитриевна
Трудовую деятельность начала, окончив Омское медицинское училище, затем –

историко-филологический факультет Томского государственного университета имени Куйбышева.

В школах города Тюмени она работает с 1969 года.

Слайд 15Береснева Ольга Дмитриевна
Вот характеристика Ольги Дмитриевны из школы

№ 39:
« …много работает над проблемой: «Учебный кабинет – творческая мастерская». Её кабинет истории лучший в Центральном районе города Тюмени».

Слайд 16Береснева Ольга Дмитриевна
Ольга Дмитриевна много лет руководила методическим объединением

учителей истории школы и района.
В новой школе № 36 она – заместитель директора по учебной работе. Её жизненного и педагогического опыта, организаторских способностей вполне хватило, чтобы стать авторитетным учителем, воспитателем и наставником.

Слайд 17Береснева Ольга Дмитриевна
Ольга Дмитриевна создала и возглавила в школе

№ 36 работу Ленинской комнаты и политического клуба «Прометей», вместе с активистами начала сбор материалов по истории школы. Она – первый организатор работы учащихся по краеведению и музейному делу.

Слайд 18Береснева Ольга Дмитриевна
Ольга Дмитриевна вспоминает:
« В школе серьезное

внимание уделялось краеведческой исследовательской работе. Школьники совершали походы по родному краю: по трассе Тюмень – Тобольск, по Курганскому тракту, на теплоходе по северу Тюменской области, изучали жизнь и подвиги героев Советского Союза Голышмановского и Аромашевского районов».

Слайд 19Береснева Ольга Дмитриевна
За работу неоднократно награждалась грамотами от школьных, до

Министерских, ЦК КПСС.
Имеет значок Ленинского зачёта 1975 года, медаль «Ветеран труда», звания «Отличник просвещения Российской Федерации», учитель-методист.

Слайд 20Отгадай загадку…
Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом,-
Сжует железо, сталь сожрет,
И скалы

в порошок сотрет.
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей.
(Время)


Слайд 21Этнографический уголок


Слайд 22Этнографический уголок школы
В этнографическом уголке школы сегодня насчитывается 20 экспонатов.
Этнографический фонд

- это ценная, собиравшаяся на протяжении почти 30-ти лет, коллекция по хозяйству и культуре края.
В нынешнем учебном году под руководством учителя истории, Налимовой Лидии Васильевны, начата научная обработка этнографических предметов.

Слайд 23Фондовая работа
Ведение инвентарных книг.
Создание картотеки и каталога.
Составление научных паспортов экспонатов.


Слайд 24Структура описания экспонатов
В основу описания этнографических предметов положен принцип группировки их

по функциональному значению.
Описываемые предметы коллекции распределены по следующему плану тем:
хозяйство;
народная техника ремесел и домашнего хозяйства;
домашняя утварь и посуда;
религиозный культ.



Слайд 25Порядок описания коллекции:
1)название;
2) данные о материале;
3) описание формы и конструкции;
4) размеры;
5)

характеристика состояния, сохранность;
6) сведения об использовании предмета.



Слайд 26Земледелие
А.Г. Венецианов «На жатве. Лето» (1820 год).


Слайд 27Серп


Слайд 28Серп
Из дерева и металла. Изготовлен фабричным способом. Состоит из железного ножа

и деревянной рукоятки. Нож тонкий, дугообразной формы, вытянутый, круто изогнутый близ рукоятки, к концу сужен и заострен. Лезвие заточено с одной стороны, зубчатое. В месте перехода ножа в черешок имеется слегка закругленный выступ. Черешок цельный с ножом , имеет вид прямого стержня, на который насажена рукоятка. Конец стержня выходит из рукоятки и загнут.

Слайд 29Серп
Рукоятка точеная на токарном станке, цилиндрическая, по направлению к ножу сужается

на конце, противоположный конец представляет собой более острый усеченный конус. Основание ножа расположено по отношению к рукоятке под углом в 125 градусов.

Слайд 30Рыболовство


Слайд 31Игла для плетения сетей


Слайд 32Игла для плетения сетей
Изготовлена из дерева. Представляет собой плоскую, узкую пластину

стреловидной формы. Один конец этой пластины заострен. В противоположном конце пластины вырезан глубокий паз прямоугольной формы. У острия иглы сделано сквозное отверстие в форме петли, образующей в центре острый шип. С одной стороны поверхность пластины хорошо отшлифована.
Дл. 24 см, ш. 1,5 см. Сохр. полная.

Слайд 33Прядение и ткачество


Слайд 34Веретено
Деревянное. Изготовлено на токарном станке из цельного бруска. Состоит из стержня

и бородки. Стержень сильно сужается внизу и расширен вверху. Бородка цилиндрическая, с прямыми сторонами в средней части и усеченными конусами вверху и внизу. В самой верхней части имеется ромбовидное в сечении, округлое с боков навершие с конусовидным окончанием. Ниже бородки находится фигурный выступ, представляющий собой два усеченных конуса, между основаниями которых находится округлая фигура, ромбовидная в сечении.
На навершии закреплена тонкая шерстяная нить слабой скрутки.
Дл. 30,9 см; диам. бородки 2,4 см; макс. диам. Стержня 1,5см. Сохр. полная.
Использовалось такое веретено при прядении для намотки спряденной нити. Данный экземпляр изготовлен в начале XX века.

Слайд 35Веретено (взрослое и детское)


Слайд 36Прялка


Слайд 37Прялка
Деревянная. Вырезана из цельного куска дерева, относится к лопатообразному типу. Состоит

из донца и лопасти, соединенных ножкой. Лопасть узкая, короткая, с прямыми боковыми краями. В верхней части лопасти имеется маленькое сквозное отверстие для закрепления веревочки для привязывания кудели. Ножка не сохранилась.

Использовалась такая прялка как подставка при прядении, к которой привязывалась кудель сельским населением Западной Сибири во второй половине XIX – середине XX веков.

Слайд 38Утюг угольный


Слайд 39История угольного утюга
Этот утюг был подарен на свадьбу в 1921 году

Тоболкиной Анне Ивановне и был уже подержанным.
Предположительно, был куплен в 1916 году в скобяной лавке, в селе Архангельском Исетского района. В 1970 году привезен в Тюмень Тоболкиной Татьяной Ивановной.
Больше им не пользовались.


Слайд 40История угольного утюга
Утюг растапливался углями, которые засыпались внутрь утюга. Крышка утюга

открывалась с помощью защелки, находящейся на носике утюга. Чтобы угли не потухли, на утюге сделаны отверстия.
Ручка утюга деревянная, подошва гладкая.
(Даритель: Тоболкина Татьяна Ивановна, 1997 год)

Слайд 41Угольный самовар
Привезен из похода по трассе Тюмень – Тобольск в 1986

году учениками 8 класса.
Классный руководитель: Елсуфьева Наталья Ивановна.

Слайд 42 Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до

значительной глубины.

(Протагор)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика