Слайд 1Государственно-общественное управление ОУ
Волков В.Н.
к. пед. н., доцент СПб АППО
www.volkovvn.ucoz.ru
Слайд 2Развитие идей государственно-общественного управления образованием в России
Слайд 3Развитие идей ГОУО в России
1992 – ст.2 Закона РФ
«Об образовании»
1999
– указ Б.Н.Ельцина
о Попечительских Советах
до
1917
1920-
1980-е
1990-е
2000-е
- попечительство и
благотворительность
в гимназиях
- единая, трудовая и
политехническая школа
родительские комитеты в
классах и школах
1978 – ученические комитеты в школах
1988 – появление термина «ГОУ»
2001 – Концепция модернизации ОС России до 2010 года
2004 – приоритетное направление развития ОУ
с 2006-2007 – национальные проекты (ПНП «Образование») и система КПМО
Слайд 4Управление образованием:
работа органов ГОУ;
педагогического самоуправления;
работа органов ученического
самоуправления;
работа органов родительского самоуправления
Оценка и контроль качества образования:
Участие общественности в:
- профессиональные конкурсы:
распределение стимулирующей части ФОТ;
аккредитация ОУ, аттестация учащихся и педагогов
Обмен информацией:
публичная отчетность ОУ;
школьные сайты;
осуществление обратной связи;
школьные СМИ (газеты и др.);
взаимодействие с прессой, радио и телевидением
Социальное партнёрство:
социальное проектирование;
шефская помощь;
реализация модели «Общественно-активная школа»;
обучение кадров
Взаимодействие
системы
образования с общественностью
Образование и общество
Слайд 5Модели органов ГОУ в ОУ
Попечительский совет
Школьный совет (Совет ОУ)
Управляющий совет
Наблюдательный совет
(АУ)
Слайд 9Общая тенденция
«наибольшими властными полномочиями, максимально определенными по объекту, ресурсам и ожидаемым
эффектам управления, обладает общественная составляющая на уровне ОУ… чем выше уровень управления, тем меньшее влияние на управленческие решения оказывает общественная составляющая. На региональном и федеральном уровнях общественность вообще обладает только совещательными, иногда консультативными полномочиями»
Акинфиева Н.В. д.пед.н., Саратов, 2007
Слайд 112002
Первая ФЦПРО по проблематике общественного участия
Активное изучение мирового опыта НИИ РАО
и отдельными отечественными учеными и его анализ
Слайд 122003
Анализ существующих моделей ГОУ
Нормативно-правовые разработки для внедрения новой модели
Законодательные инициативы
Разработка УМК
для обучения членов Советов и общественных управляющих (программы, пособия, хрестоматийные материалы)
Слайд 132004-2005
Создание первых Управляющих советов на основе разработанной модели и в соответствии
с действующим законодательством.
Анализ опыта экспериментальных ОУ
Слайд 142006
Начало ПНП «Образование»; включение критерия «ГОУ в ОУ» в программу конкурсного
отбора.
Мониторинг ГОУ в образовании и диссеминации опыта работы Управляющих советов.
Экспертиза заявок на участие в КПМО в части апробации механизмов ГОУ школами
Слайд 152007-2010
Развитие пилотных проектов в сфере ГОУ
Выстраивание системы обязательной публичной отчетности (публичные
отчеты, информационные доклады; доступ к ним через сайты ОУ)
Передача материалов из регионов-участников КПМО в другие регионы
Слайд 16Практика государственно-общественного управления ОУ
в контексте КПМО (с 2006 года)
Слайд 17Предпосылки КПМО (1)
Формальная и неполная реализация принципа ГОУ образованием, установленного Законом
РФ «Об образовании» в 1992 году; исключительно внутриотраслевой характер управления.
Неучастие существующих в ОУ советов в управлении ими.
Общая неудовлетворенность родителей качеством образования и высокая степень готовности участвовать в такой работе (от 25% до 50% по регионам).
Отсутствие достоверной, своевременной и качественной информации о работе школ у местного сообщества
Слайд 18Предпосылки КПМО (2)
Развитие общественного участия в управлении предполагалось как одно из
ведущих направлений КПМО (его важность выше тех 12 процентов баллов, которые регионы могли получить за это направление в конкурсе).
Ранее созданные школьные советы (советы ОУ, попечительские, в последние годы – управляющие) должны были стать не декорацией, а реальной, силой в управлении школой.
От режимов эксперимента и пилотажа надо было переходить к массовому распространению органов общественного управления в ОУ, их внедрению в управленческие структуры.
КПМО рассматривался не как ведомственный, а как социальный проект
Слайд 19ГОУ: результаты КПМО
К 2010 году в школах созданы тысячи советов с
управленческими полномочиями, в муниципалитетах – сотни муниципальных советов.
Развивается публичная отчетность ОУ.
Созданы и работают сайты ОУ, их содержание поддерживается в актуальном формате.
Ведется обучение общественных управляющих
Слайд 20Оценка результатов КПМО
31 регион-участник КПМО в основном вышли на выполнение своих
обязательств по ГОУ, как составляющей проекта
По оценке Минобрнауки РФ, данное направление КПМО в 2009 году развивалось успешно практически во всех регионах
Слайд 21Почему ГОУ стало возможным?
Объединение усилий Министерства образования и науки РФ и
региональных органов управления образованием, ученых и управленцев-профессионалов, а также представителей общества
Слайд 22Риски ГОУ в России (1)
Главные негативные результаты невнедрения/неэффективного внедрения ГОУ
Школа продолжит
терять свой престиж в общественном мнении.
Школа, как институт, так и сможет договорится с обществом, не предоставляя «площадок» для этих переговоров и обсуждений (не внутрипрофессионального формата).
Деятельность ОУ так и не станет открытой, прозрачной, ориентированной на потребителя
Слайд 23Риски ГОУ в России (2)
Школа не сможет получить столь необходимые для
ее реформирования и развития ресурсы и поддержку от общества.
Школа, являясь ведущим общественным институтом, не поработает на развитие гражданского общества в стране.
Институциональные изменения в ШКОЛЕ не
произойдут если не получится переход в режим
ГОУ образованием и общественное участие в управлении не станет реальностью
Слайд 24Почему? - Потому, что:
Органы общественного участия просто не будут созданы или
не будут работать.
Органы общественного участия будут формальными, карманными, декоративными и их не пустят к управлению.
Органы общественного участия будут недостаточно легитимными.
Органы общественного участия будут недостаточно компетентными.
Внедрение принципов ГОУ пойдет бездумно и фрагментарно
Слайд 25Опасения педагогов
Учредитель не захочет…
Зачем это директору школы?
У учителя мало проверяющих, что-ли?
Может
быть, они и программу напишут?
Что люди «с улицы» понимают в управлении школой?
Еще и зарплату нашу делить хотят?
Где в нашем селе общественники-то?
А за что они отвечают (общественность с ограниченной ответственностью)?
А как с ними обращаться?
Слайд 26Опасения общественности
Наверное, снова станут денег просить.
А когда нам в школе сидеть?
Учителей
не переговоришь.
А какие у нас права?
Моим детям тут еще учиться.
А как себя вести в школе?
Родители – народ зависимый, а извне школой не поуправляешь
Слайд 27Общие проблемы ГОУ
Нет традиции ГОУ образованием.
Низкая компетентность участников ГОУ образованием.
Недостаток в обществе информации о ГОУ.
Разнообразие местной специфики.
Недостаточная мотивация руководителей образовательных учреждений к следованию принципам ГОУ
Слайд 28Оценка рисков на перспективу
Пробуксовка системы ГОУ и откат назад.
Самоуспокоение участников
работы.
Снижение интереса к ГОУ и ее выпадение из разряда приоритетов.
Потеря ориентиров - неясность моделей желаемого будущего – «дефицит целей»
Слайд 29Перспективы ГОУ (1)
Возрастание роли общественности:
Осознание родителями своего права влиять на образование
своих детей и управление школой как ценности и важнейшего права гражданина.
Рост компетентности и готовности общественных управляющих участвовать в управлении ОУ.
Рост активности общественных управляющих.
Рост престижа общественного участия в управлении образованием.
Структурирование и оформление образовательной ответственной и заинтересованной общественности как равноправного партнера власти и профессионалов в управлении образованием
Слайд 30Перспективы ГОУ (2)
Имиджевые и структурные изменения
образования:
Повышение ориентации образовательных программ (результаты
и условия) на потребности населения.
Повышение ответственности образовательных учреждений, администраций и педагогов за результаты деятельности.
Рост социального потенциала образования и его влиятельности за счет объединения усилий с общественностью
Слайд 31Перспективы ГОУ (3)
Дополнительная ресурсная поддержка образования:
Диверсификация источников формирования ресурсной базы образования
Снижение
уровня конфликтности в отношениях участников образовательного процесса, снижение социальной напряженности
Поддержка и лоббирование общественностью интересов развития системы образования в органах государственной власти, как принципиально совпадающих с интересами общественности.
Новое качество социализации старшеклассников на основе опыта участия в работе органов ГОУ в учреждениях образования
Слайд 32Перспективы ГОУ (4)
Рост качества внутришкольного управления:
Повышение проработанности и обоснованности принимаемых в
ОУ управленческих решений.
Освоение и развитие стратегического характера управления школой (на основе стратегий, согласованных между всеми главными участниками образовательного процесса).
Стимулирование потребности управленцев-практиков системы образованием к получению специального управленческого образования
Слайд 33Перспективы ГОУ (5)
Повышение открытости ОУ:
Установление сотрудничества СМИ и системы образования
ПЕРЕХОД
ОТ
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
К
ОБЩЕСТВЕННО-
ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ
ОБРАЗОВАНИЕМ
Слайд 34Государственно-общественное управление образованием
в Санкт-Петербурге
Слайд 35Нормативная база в регионе
Распоряжение Комитета по образованию С-Петербурга, 2002 год
Информационное письмо
Комитета по образованию С-Петербурга, 2008 год
Распоряжение Комитета по образованию С-Петербурга, 2011 год (утверждение региональной Концепции ГОУО)
Слайд 38ГОУО: Санкт-Петербург и Россия
доля ОУ, где созданы Советы – 63.6%
(среднее значение по РФ – 53.7%)
доля ОУ, где созданы Управляющие советы – 7.5% (среднее – 45%)
доля ОУ, где созданы Попечительские советы – 75.1% (среднее – 20.9%)
доля ОУ, где созданы Наблюдательные советы – 1.9% (среднее – 6%) – АУ
доля ОУ, где созданы иные органы ГОУ – 29.5% (среднее – 12.1%) – АУ
Источник: www.kpmo.ru, 2011
Слайд 39Публичная отчетность ОУ
97.6% ОУ (91.2% - в Интернет), которые представили
общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности (среднее значение по РФ – 90.9%)
Источник: www.kpmo.ru, 2011
Слайд 40Структуры ГОУ образованием учреждены в 90% ОУ, реально работают только 5-6%
учреждений.
Советы, как правило, выполняют минимальные функции по управлению школой; управленческие решения принимаются педагогическими советами и администрацией.
Советы выполняют функции по привлечению в ОУ дополнительных средств.
Слабая активность детского самоуправления
Общие результаты работы (1)
Слайд 41Общие результаты работы (2)
Увеличение количества ОУ, готовящих публичные отчеты (информационные доклады)
и представляющих их на своих сайтах в Интернете.
Повышение качества содержания публичных отчетов (информационных докладов) ОУ, их проработанности и конкретики.
Повышение информированности всех участников образовательного процесса о качестве предоставляемых образовательных услуг и результатах деятельности ОУ во всем их многообразии
Слайд 42Общие затруднения
Отсутствие целевого финансирования мониторинговых исследований и методических разработок в области
ГОУ.
Не обеспечены разъяснение населению принципов ГОУ в СМИ, нет общественной поддержки.
Отсутствие финансирования данного направления деятельности для ОУ (подготовка, печать, распространение материалов), высокая загруженность членов администрации образовательных учреждений подготовкой других документов и отчетов
Слайд 44Социальное партнерство
Внешнее партнерство
Школа
Внутреннее партнерство
Органы государственной власти
Бизнес-структуры
ВУЗы, другие ОУ
Учреждения культуры,
здравоохранения и
др.
Общественные организации
Общественное участие в управлении ОУ
Школьные институты самоуправления
Слайд 45Внешнее партнерство
Другие образовательные учреждения
Учебные проекты
Дебаты
Интеллектуальные игры
ВУЗы
Учебные курсы,
семинары
Школы юных
членство ОУ в университетских округах
Бизнес-структуры
Благотворительность школьные проекты
НКО
Учебные проблемные семинары, дискуссии
Опыт гражданской активности
Государственные «не образовательные» ведомства
Слайд 46Внутреннее партнерство
Учитель
- передает социальный опыт
Ученик
- живет школьной жизнью, активно получая опыт
социальной деятельности
Родитель
- равноправный участник образовательного процесса, помощник учителя
Социальное партнерство – создание правового пространства, в котором участвуют три равноправных субъекта
Традиционные смыслы
Слайд 47Внутреннее партнерство
Учитель
- учит детей, оказывая услугу
Ученик
- учится получая определенное образование,
получатель услуги
Родитель
- формирует заказ, несет ответственность за образование
в т.ч. и финансовую
Социальное партнерство – соблюдение правовых норм в отношениях «заказчик-исполнитель»
Новые смыслы (рынок услуг)