Слайд 1Государственная политика в системе духовно-нравственного воспитания учащихся. Нормативно-правовое обеспечение ОРКСЭ
Слайд 2Система духовно-нравственного развития
и воспитания включает:
Концептуальные идеи, лежащие в основе современного
процесса воспитания
обучающихся в ОУ
Содержательное наполнение этих процессов в соответствии с нормативно-правовой базой (федеральный, региональный, муниципальные уровни и уровень ОУ)
Технологический компонент как способ осуществления процесса воспитания
Организационно-управленческий компонент
как инструмент достижения поставленных целей
Слайд 3Основные документы Федерального
уровня по духовно-нравственному
воспитанию
Утверждение ФГОС начального общего образования приказом
Министерством образования и науки № 373 от 6 октября 2009 г.
Послания Президента Федеральному собранию Российской Федерации, поднимающие проблему нравственного воспитания в нашей стране
Опубликование «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Слайд 4Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания
личности гражданина России
В этом документе представлены:
Национальный
нравственный идеал
Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Базовые национальные ценности
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Слайд 5Национальный
воспитательный идеал
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ
Слайд 6Цели и задачи духовно-нравственного
развития и воспитания
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
В концепции развития и воспитания обучающихся заданы следующими сферами:
Сферой личностного развития (наличие собственной самостоятельной позиции)
Сферой общественных отношений (готовность к активной общественной деятельности)
Сферой государственных отношений (способность быть гражданином РФ)
Слайд 7Базовые национальные
ценности
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 8Нормативно-правовое
обеспечение ОРКСЭ
Слайд 9Информационные и методические письма Министерства образования и науки РФ
Распоряжение Правительства РФ
от 29 октября 2009 г. № 1578 -р
Приказ № 667 от 24 ноября 2009 г. « О Межведомственном координационном совете по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного курса для ОУ «Основы религиозных культур и светской этики»
Информационное письмо от 16 декабря 2009 г. за № 03 – 2567 об обеспечении апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ
Слайд 10Информационные и методические письма Министерства образования и науки РФ
Информационное письмо от
8 июля 2011 г. за № МД-883/03 о направлении методических материалов по ОРКСЭ
Информационное письмо от 18 июля 2011 г. за № МД – 942/03 о выполнении поручения Президента РФ
Информационное письмо от 22 июня 2011 года за № АЖ-П44 -4223 о проекте доклада Президенту РФ
Информационное письмо от 24 октября 2011 года за № МД-1427/03 об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ
Слайд 11Информационные и методические письма Министерства образования и науки РФ
Информационное письмо от
24 октября 2011 года за № МД-1427/03 об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ
Информационное письмо от 27 октября 2011 года за № МД-1446/03 о работе стажировочных площадок
Протокол заседания комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 4 октября 2011 года за № 1 (61)
Анализ регионального опыта апробации комплексного курса ОРКСЭ за 2009 – 2011 г.г. в 21 субъекте РФ
Слайд 12Приказ Министерства образования Нижегородской области от 27 декабря 2011 года за
№ 3543 об утверждении плана первоочередных мероприятий по подготовке к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ в ОУ Нижегородской области
Приказ ГБОУ ДПО НИРО и МОНО от 19 декабря 2011 года за № 194 о создании рабочей группы по подготовке к введению ОРКСЭ
Информационное письмо ГБОУ ДПО НИРО о формировании состава педагогов для преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ
Нормативно-правовое обеспечение
курса ОРКСЭ в Нижегородском регионе
Слайд 13Концепция гражданского
образования Нижегородской области
Цель: разработка единых подходов к формированию региональной
системы гражданского становления личности, определение и научное обоснование путей и средств ее развития в условиях становления правового государства и гражданского общества в России
Утверждена приказом Министерства образования Нижегородской области № 680, от 03.11.2009
Слайд 14Концепция гражданского
образования Нижегородской области
Задачи:
Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы
Обеспечение общественно-государственного
контроля качества системы гражданского образования и воспитания в Нижегородской области
Формирование активной жизненной позиции и ответственного отношения обучающихся к обязанностям гражданина РФ
Создание и осуществление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения системы непрерывного гражданского образования
Формирование системы изучения, обобщения и распространения передового опыта в сфере гражданского образования детей и молодежи
Слайд 15Характерные особенности региональной системы гражданского образования
Уникальность (опережающий характер)
Социальная направленность (приобретение опыта
различных социальных ролей – гражданина, избирателя, члена семьи и т.д.)
Системность (охват учебной, внеурочной, факультативной и др. видов деятельности)
Преемственность в целях и содержании на всех ступенях образования (дошкольное, начальное, основное и полное общее образование)
Практическая востребованность (определение содержательного компонента гражданского образования с учетом историко-культурных, социально-экономических особенностей региона
Слайд 16Комплексный курс ОРКСЭ в контексте Нижегородского опыта по ДНВ
Содержательный компонент:
- разработка
тематического планирования по каждому модулю
- дальнейшая разработка и апробация различных УМК по духовно-нравственному развитию и воспитанию, включая УМК ОРКСЭ (учебная, внеурочная деятельность)
Технологический компонент:
- активное использование в процессе преподавания ОРКСЭ эффективных, апробированных методов, способов работы с учащимися по другим УМК
- дальнейшее расширение перечня форм и методов реализации воспитательного процесса (социальное проектирование, дебаты, интернет-конференции, тренинги, деловые игры и т.д.)
Организационно-управленческий компонент:
- оптимизация и эффективное использование уже имеющихся в муниципальных образованиях и ОУ ресурсов
Слайд 17ГОУ ДПО НИРО
603122 Нижний Новгород, ул.Ванеева, 203.
Ректор - Бармин Николай
Юрьевич, к.э.н.
Тел. (831) 417-75-49
E-mail: secr@niro.nnov.ru
ГОУ ДПО НИРО
603122 Нижний Новгород, ул.Ванеева, 203.
Максимова Светлана Алексеевна, д.п.н., проректор по научно-исследовательской
и проектной деятельности
Тел. (831) 417-76-63
E-mail: secr@niro.nnov.ru
Контактная информация