Слайд 1ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА МАШИНЫ
1. Разработка технического предложения;
2. Разработка
эскизного проекта;
3. Разработка технического проекта.
Слайд 2ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1. Опытного образца машины (опытной
партии машин);
2. Установочной серии;
3. Изготовление и испытание головной (контрольной) серии машин.
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
1. Принцип наибольшей эксплуатационной производительности;
2. Принцип наименьшей стоимости
производства и эксплуатации;
3. Принцип наименьшей материалоемкости и энергоемкости;
4. Принцип наибольшей надежности;
5. Принцип оптимальной унификации и стандартизации.
Слайд 4ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАИБОЛЬШЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИНЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНО СЛЕДОВАТЬ ПРАВИЛАМ КОНСТРУИРОВАНИЯ:
- закладывать
в конструкцию предпосылки интенсификации использования машины;
- проектировать машину неприхотливой к уходу;
- сосредотачивать органы управления и контроля по возможности в одном месте;
- для минимальной номенклатуры составных частей машин, требующих периодической проверки, обеспечивать доступность, простоту и удобство их осмотра и регулировки;
- обеспечить безопасность обслуживающего персонала;
- предусматривать хорошую обзорность и освещенность объекта работы и исполнительных механизмов.
Слайд 5ДЛЯ НАИМЕНЬШЕЙ СТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИНЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНО СЛЕДОВАТЬ ПРАВИЛАМ КОНСТРУИРОВАНИЯ:
-
обеспечивать максимальную технологичность составных частей машины и машины в целом;
- сокращать объемы механической обработки;
- экономить дорогостоящие и дефицитные материалы;
- стремиться к максимальному заимствованию составных частей машины;
- всемерно упрощать конструкцию машины, избегая сложных многодетальных конструкций;
- исключать подбор и пригонку деталей «по месту» при сборке, обеспечивать полную взаимозаменяемость деталей;
- исключать операции выверки, регулирования деталей и сборочных единиц «по месту», предусматривая в конструкции фиксирующие элементы, обеспечивающие правильность установки составных частей машины при сборке,
Слайд 6Для сокращение эксплуатационных расходов, целесообразно руководствоваться следующими правилами
- конструировать машину с
расчетом на безремонтную эксплуатацию с полным устранением капитальных, а тем более средних ремонтов и с заменой восстановительных ремонтов комплектацией машины сменными составными частями;
- последовательно выдерживать принцип агрегатности, конструировать сборочные единицы машины в виде независимых агрегатов, устанавливаемых на машинах в собранном виде;
- придавать машине простые и гибкие (обтекаемые) внешние формы без «карманов», впадин, глубоких проемов, облегчающие уход за машиной и ее содержание.
Слайд 7ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАИМЕНЬШЕЙ МАТЕРИАЛОЕМКОСТИ И ЭНЕРГОЕМКОСТИ МАШИНЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНО СЛЕДОВАТЬ ПРАВИЛАМ КОНСТРУИРОВАНИЯ:
-
уменьшать массу машины путем увеличения компактности конструкции, применения рациональных кинематических и силовых схем;
- в машинах и механизмах, работающих при циклических и динамических нагрузках, вводить упругие элементы, смягчающие толчки и колебания нагрузки;
- обеспечивать высокую прочность деталей и машины в целом способами, не требующими увеличения массы;
- придавать конструкциям высокую жесткость целесообразными способами, не требующими увеличения массы;
- уделять особое внимание повышению циклической прочности деталей;
- применять современные методы расчетов деталей машин на прочность и износостойкость,
Слайд 8Для достижения минимальной энергоемкости , целесообразно руководствоваться следующими правилами
- стремиться к
использованию наиболее дешевых видов топлива;
- максимально увеличивать коэффициент полезного действия машины прежде всего за счет сокращения числа подвижных сочленений и различного рода передач в кинематических и силовых схемах;
- стремиться к прямому использованию механической энергии для привода исполнительных механизмов;
- по возможности стремиться обеспечить жидкостное и полужидкостное трение в передачах любого вида;
- исключать по возможности утечку или непроизводительный расход тепловой энергии, а использовать ее на отопление кузова и другие нужды без привлечения для этого дополнительных источников;
- заменять во всех случаях механизмы с прямолинейным возвратно-поступательным движением более выгодными механизмами с вращательным движением.
Слайд 9ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАИБОЛЬШЕЙ НАДЕЖНОСТИ МАШИНЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНО СЛЕДОВАТЬ ПРАВИЛАМ КОНСТРУИРОВАНИЯ:
- в части
безотказности проверять все новые элементы с помощью эксперимента, математического и натурного моделирования;
- исключать возможность поломок и аварий в результате неумелого или небрежного обращения с машиной;
- избегать открытых механизмов и передач;
- обеспечивать надежную страховку резьбовых соединений от самоотвинчивания;
- в части долговечности предупреждать техническое устаревание машины;
- предупреждать возможность перенапряжения машины в эксплуатации;
- стремиться (как правило) к дешевизне изготовления;
- в части ремонтопригодности исключать возможность неправильной сборки составных частей машины;
- предусматривать возможность разборки и сборки машины и ее составных частей;
- избегать выполнения трущихся поверхностей непосредственно на корпусах деталей;
- в машинах-орудиях и автоматах обеспечивать возможность регулирования и наладки механизмами ручного прокручивания;
- в машинах с электроприводом учитывать возможность неправильного включения электродвигателя;
- в части сохраняемости предупреждать коррозию деталей.
Слайд 10ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ УНИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ МАШИНЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНО СЛЕДОВАТЬ ПРАВИЛАМ КОНСТРУИРОВАНИЯ:
-
предусматривать возможность создания производных машин с максимальным использованием конструктивных элементов базовой машины;
- стремиться к сокращению числа типоразмеров машин;
- не применять оригинальных составных частей там, где можно обойтись стандартными;
- всемерно использовать опыт конструирования в других по отношению к данной отраслях машиностроения;
- стремиться вести проектирование машины на основе наиболее прогрессивного способа — способа агрегатирования;
- строго руководствоваться действующими стандартами, а также ограничительными перечнями и альбомами типовых конструкций, принятыми в данной отрасли машиностроения.
Слайд 11ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Слайд 12СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИНЫ
- увеличение числа одновременно осуществляемых операций;
- увеличение
числа одновременно обрабатываемых изделий;
- сокращение длительности технологичного цикла при максимально возможном совмещении операций;
- автоматизация технологических процессов;
- долговечность машины.
Слайд 13НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ СПОСОБАМИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ИЗНОСА ЯВЛЯЮТСЯ:
- повышение поверхностной твердости
(цементация, обработка ТВЧ, азотирование, диффузионное хромирование, барирование, цианирование, наплавки твердыми сплавами и др.);
- уменьшение величины давления в трущихся соединениях путем уменьшения нагрузки.