Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательной деятельности. Биология презентация

Содержание

Слайд 1«Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательной деятельности. Биология»


Слайд 2

Цель: Формирование готовности учителей биологии к использованию ЭОР в образовательном процессе, что будет способствовать обеспечению нового качества образования, повышению его доступности и эффективности в условиях реализации ФГОС.

Задачи:
формирование системы знаний о современных ЭОР, в том числе по биологии;
формирование системы знаний об особенностях обучения учащихся биологии и организации познавательной деятельности учащихся на основе использования ЭОР;
формирование системы умений по отбору ЭОР, реализации различных моделей организации деятельности учащихся (учебной и внеучебной) на основе ЭОР в процессе обучения биологии в основной школе.


Слайд 3Требования к результатам освоения программы
Знать:
требования Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, соответствующие санитарные правила и нормы (СанПиН);
основные современные инструменты управления информационной образовательной средой;
классы современного программного обеспечения (включая свободное программное обеспечение), виды платформ;
средства информационной образовательной среды основной школы;
содержание коллекций существующих ЭОР по биологии;
особенности современных ЭОР по биологии, их существенные характеристики;
основные направления и модели использования современных ЭОР по биологии;
существенные характеристики деятельности учащихся по освоению биологического содержания на основе использования ЭОР;
проблемы и риски применения ЭОР в обучении биологии в основной школе и пути их преодоления.

Слайд 4Уметь:
осуществлять рефлексию уровня интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду

и анализ возможностей ИОС своего образовательного учреждения;
осуществлять обоснованный выбор и использование инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности;
разрабатывать простые ЭОР с помощью доступных и целесообразно выбранных инструментов ИКТ;
организовывать деятельность учащихся в условиях современной информационной образовательной среды основной школы;
осуществлять отбор содержания для обучения биологии на основе ЭОР;
критически оценивать потенциальные возможности ЭОР для получении результатов обучения биологии в соответствии с ФГОС;
осуществлять деятельность по анализу и отбору ЭОР по биологии для использования их в процессе обучения биологии;
разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ЭОР и ЦОР при обучении биологии.

Слайд 5Понимать:
особенности современной информационной образовательной среды основной школы и специфику деятельности учащихся

и учителей в ее условиях;
специфику современных ЭОР по биологии и возможности их использования для организации усвоения содержания курса биологии;
особенности организации деятельности учащихся по изучению биологического содержания на основе использования ЭОР;
специфику восприятия биологического содержания при использовании ЭОР учащимися разного возраста;
специфику деятельности учителя биологии по отбору ЭОР, по подготовке, организации и проведению уроков на основе их использования, при подготовке, организации внеучебной деятельности на основе их использования;
особенности организации деятельности учащихся при использования ЭОР во внеучебной деятельности по биологии;
специфику организации деятельности учащихся при формировании

Слайд 6Владеть:
типовыми схемами деятельности по решению профессиональных педагогических задач с помощью

компонентов информационной образовательной среды (осуществление мониторинга учебных результатов, участие в электронном документообороте, информационное взаимодействие с администрацией, коллегами, учениками, родителями и т.д.);
базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами;
основными приемами разработки компонентов информационно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (веб-ресурсы, простые мультимедийные объекты и презентации).

Слайд 7Принципы отбора содержания
Основным принципом отбора содержания дисциплины является принцип расширения и

дополнения системы знаний и умений слушателей, сформированной в процессе их подготовки и профессиональной деятельности, за счет включения в их опыт знаний и умений, связанных с использованием ЭОР для решения педагогических и методических задач.

Слайд 8Основным принципом организации учебного содержания программы является его трехуровневое структурирование
1.

Содержание, обязательное для усвоения всеми слушателями, усвоение которого организуется во время проведения аудиторных занятий: при проведении лекций и на практических занятиях
2. Содержание, обязательное для усвоения всеми слушателями, но в режиме самостоятельной работы – коллективной или индивидуальной, при выполнении самостоятельных работ воспроизводящего и реконструктивного характера.
3. Вариативное содержание, необязательное для усвоения в полном объеме всеми слушателями и осваиваемое, в основном, в процессе выполнения самостоятельных работ эвристического исследовательского (творческого) характера, а также в процессе работы над итоговым заданием.

Слайд 9Модуль 2. ЭОР в образовательной деятельности по биологии в основной школе


2.1. Типология ЭОР по биологии, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения биологии в основной школе
2.2. Подготовка и проведение уроков различного типа по биологии в основной школе на основе ЭОР
2.3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по биологии в основной школе на основе ЭОР


Слайд 10Общая характеристика учебного предмета биология
Курс биологии на ступени основного общего образования

направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Слайд 11Отбор содержания
проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся

должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Слайд 12Примерная программа по биологии
строится с учетом следующих содержательных линий:
многообразие и

эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
уровневая организация живой природы.

Слайд 13Содержание
структурировано в виде трех разделов:
«Живые организмы»,
«Человек и его здоровье»,


«Общие биологические закономерности».

Слайд 14Раздел «Живые организмы»
включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии,

системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.
Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Слайд 15Раздел «Человек и его здоровье»
Содержит сведения о человеке
как биосоциальном существе,


строении человеческого организма,
процессах жизнедеятельности,
особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Слайд 16Раздел «Общие биологические закономерности»
Содержание раздела подчинено:
во-первых, обобщению и систематизации того

содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе;
во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10—11 классов.

Слайд 17 социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений,

обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Глобальные цели биологического образования :


Слайд 18Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
развитие познавательных

мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности;
овладение ключевыми компетентностями;
формирование у учащихся познавательной и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Слайд 19Требования к результатам обучения
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по

биологии являются:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Слайд 20 Метапредметными являются:
1) овладение составляющими исследовательской и

проектной деятельности;
2) умение работать с разными источниками биологической информации;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Слайд 21Предметными результатами являются:
1) выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
2)

приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний;
3) классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

Слайд 22Предметными результатами являются:
4) объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
5) различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов;
6) сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Слайд 23Предметными результатами являются:
7) выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде

обитания;
8) овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
9) знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
10) анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

Слайд 24Специфика использования ЭОР в процессе обучения биологии в школе
Специфика использования

ЭОР в процессе обучения биологии в школе

Слайд 25Дидактические функции электронных ресурсов:
обеспечение обучаемых новыми источниками знаний, расширение возможностей выбора

и получения необходимой учебной информации;
учебная коммуникация;
анализ, изучение, преобразование моделей изучаемых процессов и объектов;
развитие мышления, исследовательских умений и навыков, творческих способностей обучаемых.

Слайд 26Группы ЭОР, отражающие перечисленные выше дидактические функции:
информационно-поисковые справочные информационно поисковые

системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и программные системы – предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым различной информации;
средства компьютерных телекоммуникаций – обеспечивают доступ к удаленным источникам знаний и системам обучения, организация групповой учебной деятельности;

Слайд 27Группы ЭОР, отражающие перечисленные выше дидактические функции:
программные средства для математического и

имитационного моделирования (имитационные и моделирующие ППС, предметно-ориентированные программные среды) – позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований;

Слайд 28Группы ЭОР, отражающие перечисленные выше дидактические функции:
интеллектуальные обучающие системы (ИОС), интегрирующие

среды обучения – относят к системам наиболее высокого уровня, которые реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, в ходе которого может обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля. В ИОС на основе модели обучающегося осуществляется рефлексивное управление обучением.

Слайд 29Специфические функции, реализуемых ЭОР:
Носителями первой группы функций – справочно-информационных и

вычислительных – являются банки данных, базы знаний, телетекст, экспертные системы.

Слайд 30Вторая группа функций:
включает все формы коммуникаций и направлена на обеспечение организационных

форм обучения, выбор режимов общения и взаимодействия обучаемого с компьютером, с товарищем, с преподавателем, трансляции предметного содержания и связи между всеми участниками процесса обучения.
Благодаря этой функции пользователь получает возможность видоизменять как свою деятельность, так и деятельность того, с кем он взаимодействует и наоборот.
Качественный уровень коммуникативности электронных образовательных ресурсов порождает соответствующие условия возникновения внутренне мотивированной и целесообразной деятельности для всех участников учебного процесса, их естественной вовлеченности и активного освоения предметного содержания.

Слайд 31Третья группа функций ЭОР
Конструкторско-комбинаторная.
Благодаря этой группе функций и обеспечивается «жизнь

предметной среды» как мира объектов, с которыми работает обучаемый. В процессе работы у него развиваются умения творческого типа, овладение которыми позволяет обучаемым получить субъективно новое знание путем самостоятельного поиска. ЭОР, позволяющие реализовывать данную функцию могут служить эффективным средством формирования творческих умений учащихся. В частности, открываются необозримые возможности для решения задач нового типа, называемых оптимизационными (из ряда предлагаемых вариантов выбирается один – наиболее рациональный с определенной точки зрения). Причем ЭОР помогают находить оптимальное решение не только математически, но и графически.

Слайд 32Семантические коды мышления
вербальный и образный, решают содержательную ориентировку в проблемной

ситуации.
Семантическая обработка информации в естествознании – это обобщения относительно свойств объектов, принадлежащих поставленной задаче определенного класса, то есть определенной области действительности, это создание карт представлений, понятий, называемых познавательными картами.
Познавательные карты представляют собой записанные в память компьютера пространственные представления понятий и их взаимодействия, т.е. они являются сконструированными данными, позволяющие обучаемым связать между собой изучаемые ими понятия в многомерные сети представлений и описать природу связей между всеми входящими в сеть понятиями.

Слайд 33Гипертекстовые технологии
построены на основе семантической обработки информации. Суть этих технологий

состоит в предоставлении учащимся и преподавателям возможности иерархической организации учебного материала путем использования метода перехода по ссылкам на интересующие места и понятия. При этом в активных гипертекстовых средах преподаватель может конструировать по своему усмотрению такие операции, как раздача текстовых и графических материалов, контроль работы, опрос, получение подсказки.


Слайд 34 Специализированные и уникальные возможности ЦОР по биологии:

создание и введение в учебный

процесс изучения биологии инновационных модулей.


Слайд 35Специализированные и уникальные возможности ЦОР по биологии:
Использование комплектов датчиков, устройств, специальных

приборов, сопрягаемых посредством программного обеспечения с компьютерами (предоставляют обучаемому целый диапазон возможностей для исследования)


Слайд 36Специализированные и уникальные возможности ЦОР по биологии:
Информационное моделирование, реализуемое на компьютерах
(один

из наиболее целесообразных и эффективных методов сбора и систематизации информации, выявления факторов, влияющих на анализируемые объекты и процессы, их наглядного представления и обработки данных эксперимента).


Слайд 37Тема 1. Специфика использования ЭОР в процессе обучения биологии Практическая работа №

1

Цель работы: сформировать навык определения специфических особенностей использования ИКТ при обучении биологии
Задание 1. Определение специфических особенностей использования ИКТ в процессе обучения биологии


Слайд 38Перейдите по ссылкам и познакомьтесь со статьями учителей биологии использующих ИКТ

в преподавании биологии:

М.Б.Булычева «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»;
Л.А.Бердникова «Электронные образовательные ресурсы нового поколения на уроках биологии»;
И.О.Камилова «Использование ЭОР НП на уроках биологии в 11-м классе»;
Н.А.Полякова «Электронные учебные модули как средство повышения качества знаний учащихся при изучении раздела «Животные»;
Н.А.Полякова «Методические основы включения электронных учебных модулей в обучение биологии в средней школе»
Поработайте со Сборником материалов конференции по ИКТ в образовании
Цель работы: сформировать навык определения специфических особенностей использования ИКТ при обучении биологии
Задание 1. Определение специфических особенностей использования ИКТ в процессе обучения биологии


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика