Древняя Индия презентация

Содержание

Присущее индийцам созерцательное восприятие красочного, напоенного звуками и ароматами мира рассматривалось как идеальное состояние души, поддержать которое можно было разумным отношением к своим потребностям. Неслучайно одна из самых распространенных в Индии

Слайд 1

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Урок 8 10 класс
Древняя Индия
Буддийские

культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия.
Большая ступа в Санчи.
ОСОБЕННОСТИ БУДДИЙСКОЙ ПЛАСТИКИ И ЖИВОПИСИ
Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.

Казаретина О. В.

Казаретина О. В.


Слайд 2Присущее индийцам созерцательное восприятие красочного, напоенного звуками и ароматами мира рассматривалось

как идеальное состояние души, поддержать которое можно было разумным отношением к своим потребностям. Неслучайно одна из самых распространенных в Индии религий — буддизм — учила достигать умиротворения отказом от желаний, порождающих страдание.



Слайд 3Возникновение буддизма с его традицией ритуального обхода по часовой стрелке вокруг

«дерева мудрости» (дерево Ботхи) продиктовало появление новых архитектурных форм.

Дерево Ботхи. Будда под деревом Боти.
http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%91%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%B3%D0%B0%D1%8F



Слайд 4Классическая форма буддийского культового сооружения — ступа — представляет собой монолитную

кирпичную полусферу. Ее сакральный план символизирует космос и божественное присутствие. Божественное присутствие отмечает центральная точка — источник возникновения и гибели вселенной.


СТУПА - архитектурное сооружение мемориального характера, которое является хранилищем ("сосудом") для различного рода реликвий. Согласно буддийской традиции, Будда в ответ на вопрос о том, как следует его похоронить, молча перевернул патру (чашу для подаяний). Полусфера перевернутой чаши соотносится с насыпью погребальных курганов, а содержимое ступы - реликвия - может быть соотнесено с драгоценным содержимым священных сосудов. По достижении Буддой нирваны (конечной цели буддийского учения) его земное тело в соответсвии с принятой практикой было кремировано (огонь в эсхатологии - средство очищения, возрождения) и приобрело статус реликвии (мощи, прах - сакральный центр).


Слайд 5Купол ступы повторяет форму могильного кургана и является по сути гигантским

реликварием, поскольку скрывает хрустальный ковчег с пеплом Будды. Так выглядит и Большая ступа в Санчи (I в. до н. э.).

Возникший вслед за этим конфликт между последователями учения о праве на обладание прахом Будды (спор за сакральный центр, "истину") был решен путем его деления на восемь частей (дифференциация сакрального центра) и строительством соответственно восьми ступ. Ступа как архитектурное сооружение является одним из условий проведения буддийского ритуала (поклонение и обход по часовой стрелке pradakhsina-patha).



Слайд 6Некогда Большую ступу покрывала белоснежная штукатурка, ослепительное сияние которой дополняло свечение

вызолоченного шпиля. Шпиль увенчан тремя зонтиками, символизирующими небесные сферы и три буддийские ценности: Будду, Учение и монашескую общину.



Слайд 7Гладкую поверхность ступы эффектно оттеняет ограда из песчаника красного цвета. Она

очерчивает пространство ритуального обхода и как бы воспроизводит движение звезд и солнца вокруг мировой горы.



Слайд 8Проход к ступе обеспечивают ворота, расположенные по осям север — юг,

запад — восток. Они образуют крест, центр которого совпадает с центральной точкой воображаемой вселенной и означает равномерное распространение учения Будды во все стороны. Кроме того, ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного.



Слайд 9Ворота состоят из двух квадратных в плане столбов и трех изогнутых

горизонтальных балок, которые соединяются скульптурами или плитами. Рельефы на столбах и балках на сюжеты из жизни Будды делают их похожими на иллюстрированные рукописи, когда-то

переносимые странствующими рассказчиками из деревни в деревню.

Ворота Санчи



Слайд 10Большая ступа в Санчи . III—II вв. до н. э. (ограда

II в. до н. э., ворота I в. до н. э.). Западные ворота



Слайд 11Дерево мудрости
Рельеф западных ворот, например, воспроизводит «дерево мудрости» — наиболее часто

встречающийся мотив буддийского изобразительного искусства. К дереву, украшенному цветочными венками, с обеих сторон движутся последователи религиозного учения Будды: здесь и небесные девы, парящие в воздухе с гирляндами и сосудами в руках, и пузатые духи деревьев верхом на мифических львах, и бог богатства Кубера, любимое божество купцов, и сами купцы.



Слайд 12Симметричное расположение фигур вокруг дерева с густой круглой кроной, линейный ритм

молитвенно сложенных рук, тяжелые браслеты, повторяющие абрис постамента, из которого вырастает дерево, придают всей композиции очертания круга, вызывая ассоциации с колесом Судьбы, запущенным благодаря просветлению Учителя.



Слайд 13Дерево мудрости
Помимо «дерева мудрости» на воротах воспроизводятся знаки, напоминающие о ключевых

событиях из жизни Будды и обозначающие самого Будду, пока во II в. н. э. не сложился его антропоморфный образ.



Слайд 14Бык (знак зодиака Гаутамы) символизирует рождение, цветок лотоса — медитацию, колесо

и олень служат аллегорией первой проповеди,


Колесо Учения


Слайд 15Дхармачакра в скульптурной отделке Храма Солнца, Конарк, Орисса, Индия


Слайд 16ступни намекают на реальное присутствие Будды и обозначают духовный след, оставленный

Учителем на земле, ступа — вхождение в нирвану. Печатью Будды и символом счастья в буддийской традиции является свастика — знак, встречающийся в доарийской индийской культуре как воплощение солнечной энергии и распределения ее по четырем сторонам света.



Слайд 17Со временем у основания ступы на пути религиозной процессии стали помещать

статую Будды — стоящего, идущего или сидящего в позе святого отшельника, достигшего просветления.



Слайд 18Близость индийцев к природе обусловила появление изобразительного канона, приближающегося к природным

формам: стройная фигура, как у дерева баньян, ноги, как у газели, «львиный корпус» — широкие плечи, тонкая талия, разрез глаз, напоминающий восхитительные изгибы лотоса. Отличительными признаками Будды служат знаки величайшей мудрости: выпуклость на темени, родимое пятно на лбу, удлиненные мочки ушей.



Слайд 19Аджанта 100 фотографий Аджанты 1280х960

Наряду со ступой местом отправления буддийского

культа был пещерный храм, где молитвенные залы соседствовали с жилищем монахов.



Слайд 20Аджанта 100 фотографий Аджанты 1280х960


Слайд 21Змеиный царь


Слайд 22Портик и солнечное окно


Слайд 23Главным украшением пещерных храмов служила живопись. В пещерных храмахв Аджанте (IV—VII

вв.) она покрывает широкие пространства стен и потолков.



Слайд 24Процессия на сланах

Среди буйной зелени, пышных цветов, переплетенных лиан, усеянных розовыми,

лиловыми, красными плодами, раскачиваются кофейно-бежевые обезьяны, зацепившись хвостами за ветки; величаво шествуют темно-серые слоны, выставив белоснежные бивни; таятся в зарослях оранжево-черные тигры, выгнув спины для прыжка.

Слайд 25Этот роскошный красочный мир, расширяя пространство над головой, уничтожает самый намек

на давление скалы. Образно передавая сказочное изобилие и богатство растительного и животного царства, фрески служат также религиозной идее сакральности пещеры как чрева-утробы мировой горы.



Слайд 26В отличие от рельефных изображений в Санчи, иллюстрирующих жизнеописание Будды, в

росписях Аджанты преобладают бытовые, жанровые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений. Неслучайно живопись Аджанты по богатству сюжетов считается энциклопедией индийской жизни.



Слайд 27Девушки в саду

Вот в роскошных садах с экзотическими растениями и прозрачными

водоемами нежатся черноволосые красавицы;

Слайд 28Фреска из пещеры в Аджанте. II в. до н.э. – VII

в. н.э. Скопированы мастером Саркисом Хачатуряном



Слайд 29Придворная сцена

вот на городских площадях среди пешеходов, разносчиков воды, фокусников движутся

религиозные процессии, слоны и повозки; вот различные посетители наводняют приемную залу дворца в ожидании властителя (см. цв. вкл., рис. 10, 11). И все это ярко и празднично. Один цикл от другого отделяют колонны, дворики, ворота, не нарушающие общей панорамы.

Слайд 30Омовение принца

Атмосферу живой жизни в росписях Аджанты создают позы, точно схваченный

типаж, предельно выверенная линия рисунка.

Слайд 31Девушки качелях

Особенно это проявляется в женских образах, полных грации и изящества.

Они воплощают индийский идеал женской красоты: широкие бедра, тонкая талия, тяжелая грудь, голова яйцевидной формы, длинные волосы, миндалевидные глаза и удлиненные брови.

Слайд 32Ирадани на качелях

Чтобы передать кокетливый, призывный и в то же время

ускользающий взгляд обольстительных женщин, художники изображали полузакрытые глаза с узкой, нарочито удлиненной щелью, поэтому было не ясно, куда и на кого смотрит красавица, о чем ее и вопрошали поэты:

Слайд 33
К любви зовущими, и томными, и ждущими ответа,

в полон берущими, глядящими то искоса, то прямо, вовек не лгущими, огромными и нежными глазами, о простодушная, о скромная, кому в глаза ты глянешь?
(Перевод Н. Горской)

Бодхисатва

Девушка с подносом


Слайд 34Ботхисатва Авапокитешвара Падмапати

Теплая медово-терракотовая гамма, оттененная вспышками золота, снежно-белыми, изумрудно-зелеными и

пурпурно-красными мазками, делала фрески настоящим апофеозом красоты.

Слайд 35Буддийские подвижники


Слайд 36Апсара (небесная дева). Пещерный храм № 17


Слайд 37Летящий Индра. Пещерный храм № 7

Индра - «Владыка», Господь, божество индуистского

пантеона, бог - воитель, Громовержец, царь богов, миродержец Востока, покровитель военной дружины.

Слайд 38Культуру Древней Индии можно интерпретировать как метафору сакрального, ибо основу архитектуры,

скульптуры, живописи, поэзии, танца, музыки, театрального действа здесь составляло представление об Абсолюте. Вместе с тем щедрая, изобильная природа развила у индийцев любовь к созерцательности и склонность к радостям и наслаждениям. В связи с этим вдохновение они черпали не только в беспредельном стремлении к Абсолюту, но и в чувственном жизнелюбии. Неслучайно аскетически суровая простота внутренних помещений храма ассоциируется с небесами и предназначена для богов, а пышный наружный декор ориентирован на людей. Такой магический сплав глубины мистических учений и роскошной фантазии знойного юга делает индийскую культуру столь притягательной во все времена.



Слайд 39Дхармачакра в скульптурной отделке Храма Солнца, Конарк, Орисса, Индия


Слайд 40Дхармачакра (санскр. «колесо дхармы», «колесо закона») — мандала, символ непрекращающегося круга

рождений и смертей (самсары) в дхармических религиях. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами.

Значение: Обычно восемь спиц трактуются как изображение составляющих Благородного восьмеричного пути: правильное понимание (правильное воззрение), правильное стремление (правильная решимость), правильная речь, правильная деятельность (правильное поведение), правильные средства к существованию (правильный образ жизни), правильное усилие, правильная осознанность (правильное направление мысли), правильная концентрация.
Изображение бхавачакры — другого визуально сходного широко известного символа в виде колеса самсары (санскр. «блуждание», «круговорот») демонстрирует бесконечное круговращение бытия, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением в различных местопребываниях.



Слайд 41Ступу можно образно разделить на 5 основных частей: верхушка - 1,

зонт - 2 , шпиль - 3 , сфера - 4 и основание - 5.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика