Дорога Жизни презентация

Содержание

8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда. В условиях блокады единственной возможной транспортной коммуникацией, связывающей Ленинград с тылом, если не считать воздушный путь, была Ладога. К началу

Слайд 1Дорога Жизни
Александрова Ж.А.
Гимназия 402
2007 г.


Слайд 28 сентября 1941 года гитлеровцы захватили Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши.

Началась 871-дневная блокада Ленинграда.

В условиях блокады единственной возможной транспортной коммуникацией, связывающей Ленинград с тылом, если не считать воздушный путь, была Ладога.

К началу Великой Отечественной войны Ладожское озеро было мало освоено, слабо изучено, на нем не было необходимого озерного флота, отстойных бухт и никакого пристанского хозяйства.


Шлиссельбург



Слайд 3   30 августа 1941 года ГКО (Государственный Комитет Обороны) принял решение

о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец , в 55 км от Ленинграда, недалеко от станции Ладожское озеро,- конечной станции Ириновской железной дороги.

   Перевозки возлагались на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал Дорогой жизни.


Слайд 4   С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась,

по Ладоге удалось доставить 24 097 т зерна,  муки и крупы, более 1130 т мяса и молочных продуктов и др. грузов.

Из Ленинграда водным путем было эвакуировано  33 479 человек. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство.

Серьезную опасность для движения судов представляла вражеская авиация, часто налетавшая на транспортные суда и пристани. И только благодаря мастерству и мужеству команд суда совершали плавания в течение всей навигации. Количество продовольствия, привезенное по Ладоге, составляло 20-дневную потребность города.


Слайд 5С наступлением ледостава перевозки водным путем прекратились.
20 ноября с Вагановского

спуска у деревни Коккорево спустился на лед конно-санный обоз, который возглавил старший лейтенант М.С. Муров. Около 350 саней направились на восточный берег озера  в Кобону. Погрузив на сани 63 тонны муки, обоз утром 21 ноября прибыл в Осиновец.

На следующий день, 22 ноября, в Кобону за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА под командованием майора В. А. Порчунова (первыми десятью машинами командовал капитан Бирюкович). Совершив трудный рейс, колонна вернулась 23 ноября, доставив 33 т продовольствия. Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия.


Слайд 6Так родилась, ставшая знаменитой, ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой №

101.

В первых числах декабря лед окреп и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС-5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.


Слайд 7   Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и

удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день, в ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек.

Слайд 8   С 1 января 1942 года трасса подвоза грузов для Ленинграда

стабилизировалась, движение по ней было упорядочено. Дорога стала сложнейшим инженерным сооружением. Ее строители изготавливали дорожные знаки, вехи, переносные щиты, мостики, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, приспосабливали разнообразные средства маскировки.

Слайд 9   Дорога состояла из двух кольцевых трасс, каждая из которых имела

два отдельных направления движения - для грузового движения (в город) и для порожняка или эвакуации (из города).

Первая трасса для перевозок грузов в город проходила по маршруту Жихарево - Желанное - Троицкое - Лаврово - ст. Ладожское озеро, протяженность направления составляла 44 км; для порожняка и эвакуации из города - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива - Вагановский спуск - Лаврово - Городище - Жихарево протяженностью 43 км. Общая протяженность рейса по первой кольцевой трассе составляла 87 км.

Вторая трасса для перевозок грузов проходила по маршруту Войбокало - Кобона - Вагановский спуск - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива (58 км) и для порожняка или эвакуации - ст. Ладожское озеро или Борисова Грива - Вагановский спуск - Лаврово - Бабаново - Войбокало (53 км). Общая протяженность второй кольцевой трассы составляла 111 км. Прежняя трасса Тихвин - Новая Ладога перестала функционировать, но поддерживалась в рабочем состоянии.


Слайд 10 Движение по трассе обеспечивали четыре дорожно-эксплуатационных полка, три отдельных мостостроительных батальона,

Сясьский и Ново-Ладожский рабочие батальоны и две рабочие роты. Обслуживание наиболее ответственного участка было возложено на 64-й дорожно-эксплуатационный полк.

Слайд 11С 7 по 19 января перевозки увеличились почти вдвое, а 18

января дорога впервые выполнила план (в Ленинград ежедневно доставлялось в среднем до 2 тыс. т грузов).

Темп перевозок грузов на трассе нарастал с каждым месяцем. Так, было перевезено:


Слайд 12   Ледовая трасса работала бесперебойно. В целях еще большего сокращения пробега

машин 11 января 1942 г. ГКО принял постановление о строительстве в месячный срок железнодорожной ветки Войбокало - Лаврово - Коса протяженностью 40 км.

В условиях суровой зимы, на глазах у немцев, строительство дороги было завершено к 10 февраля. Ветка вплотную подходила к озеру. Протяженность трассы сократилась более чем наполовину, а расход горючего - на 200 т в сутки. Отдельная трасса, именовавшаяся "угольной", была проложена от ст. Коса до ст. Осиновец и по ней специальными машинами перевозилось топливо для Ленинграда.


Слайд 13  
Ледовая дорога работала до последней возможности. В середине апреля

температура воздуха стала подниматься до 12 - 15° и ледовый покров озера стал быстро разрушаться. На поверхности льда накапливалось большое количество воды. В течение целой недели - с 15 по 21 апреля - машины шли по сплошной воде, местами глубиной до 45 см. В последних рейсах машины не доходили до берега и грузы переносили на руках.

Дальнейшее движение по льду стало опасным, и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была официально закрыта, но фактически она функционировала до 24 апреля, так как некоторые водители, несмотря на приказ о закрытии трассы, продолжали рейсы по Ладоге. Когда озеро начало вскрываться и движение машин по трассе прекратилось, работники трассы перенесли с восточного на западный берег 65 т продовольственных продуктов.


Слайд 14   Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было доставлено

Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия.
   За этот же период (с 22 января по 15 апреля) было эвакуировано 554 186 человек. Из них:


Слайд 15В конце мая 1942 года моряки Ладожской военной флотилии и водники

Северо-Западного пароходства открыли новую навигацию по трассам Осиновец - Кобона, Осиновец - Новая Ладога. И за время этой навигации в обоих направлениях удалось перевезти 1 миллион 99,5 тысячи тонн грузов: из них в адрес осажденного города - более 790 тысяч тонн, включая 353 тысячи тонн продовольствия.

   По некоторым сведениям в 1942 году по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения горючим города и фронта.

Было также вывезено на Большую землю около 540 тысяч человек, из которых эвакуированных жителей - более 448 тысяч. Для пополнения Ленинградского фронта переброшено около 290 тысяч солдат и офицеров


Слайд 16 Прокладка линии электропередачи началась в августе 1942 года. Строителям предстояло

протянуть под непрерывными бомбежками и обстрелами 104 км трассы по лесам и болотам и почти 23 км по дну Ладожского озера, что было особенно сложно.

К 1 ноября, преодолев все трудности, водолазы уложили последнюю нитку кабеля. В декабре 1942 г. снабжение Ленинграда электроэнергией увеличилось в 4 раза по сравнению с февралем месяцем, на который падало наименьшее количество электроэнергии, полученной Ленинградом за все время блокады.


Слайд 17   Еще в конце октября 1942 года начались подготовительные работы по

сооружению трассы через Ладожское озеро.

В связи с предложением Военного совета Ленинградского фронта и Наркомата путей сообщения СССР ГКО принял решение о строительстве на льду Ладожского озера не только автомобильной дороги но и свайно-ледовой железнодорожной переправы.

Строительство железнодорожной переправы было начато, и она была проложена на протяжении 12,5 км, однако в связи с прорывом блокады и сооружением на освобожденной от врага территории железнодорожной линии было решено ограничиться проведенной через озеро автомобильной ледовой дорогой.

С наступлением зимы 1942/43 года до 30 марта 1943 г. действовала ледовая трасса.

Картина Соколова


Слайд 18

Утром 12 января 1943 г. части Волховского и Ленинградского фронтов

одновременно начали наступление

В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной и 67-й армий соединились в районе Рабочих поселков N 1 и N 5. К концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненные группы ликвидированы.

Между Ладожским озером и линией фронта образовался коридор шириной 8-11 км, через который в течении 17 суток были проложены железная и автомобильная дорога. Однако полностью задача восстановления связи города со страной не была решена.


Слайд 19Обстановка к концу 1943 года коренным образом изменилась. Наши войска готовились

к новым решающим ударам по врагу.

Войска Ленфронта, хорошо подготовленные и оснащённые боевой техникой, под командованием генерала армии Говорова в середине января 1944 года перешли в наступление из районов Ораниенбаума и Пулково.

Значение Ладожской коммуникации невозможно переоценить. Она спасла ленинградцам жизнь, позволила городу выстоять в кольце блокады, явилась путем, по которому осуществлялась его связь со всей страной, оказавшей ему всю возможную поддержку

Форты и корабли Балтийского флота открыли ураганный огонь по укреплённым позициям немцев. Одновременно всеми силами ударил по врагу Волховский фронт. 2-й Прибалтийский фронт до начала наступления Ленинградского и Волховского фронтов активными действиями сковал вражеские резервы и не позволил перебросить их под Ленинград. В результате тщательно разработанного талантливыми полководцами плана, хорошо организованного взаимодействия войск трёх фронтов и Балтийского флота сильнейшая группировка немцев была разгромлена, и Ленинград полностью освободился от блокады.


Слайд 20   На западном берегу Ладожского озера у мыса Осиновец ныне создан

музей "Дорога жизни" филиал Центрального военно-морского музея. Собранные здесь многочисленные документы и реликвии рассказывают о мужестве и подвигах тех, кто обслуживал и защищал водные и ледовые трассы, связавшие в годы Великой Отечественной войны город на Неве с Большой землей. У Вагановского спуска сооружен мемориальный комплекс "Разорванное кольцо".


Слайд 21Памятники Дороге Жизни


Слайд 22
"Ладожский курган"

“Осиновецкий маяк “
"Разорванное кольцо"
Памятники Дороге Жизни


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика