Расписание в современной российской школе: каким ему быть? Рогозина Т.В., доцент кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО, кандидат педагогических наукапрель2013 презентация

Содержание

Линейность и нелинейность

Слайд 1 Расписание в современной российской школе: каким ему быть?

Рогозина Т.В., доцент

кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО,
кандидат педагогических наук апрель 2013

Слайд 2Линейность и нелинейность


Слайд 3Вопросы для обсуждения
Почему линейная модель расписания не может больше использоваться

в современной российской школе?

Каковы признаки нелинейной модели расписания?

Каковы существующие в настоящее время стимулы и барьеры к смене линейной модели расписания на нелинейную?

Может расписание называться «Расписание уроков»?


Слайд 4Традиционное линейное расписание


Слайд 5Виды учебной деятельности и учебных занятий по истории
Поиск информации из различных

источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город».
Ролевая игра (игровое занятие) «Путешествие в древний Новгород».
Оформление альбома, посвященного памятникам культуры родного края изучаемого периода (XIV-XV вв.).
Совместный просмотр и бсуждение видео- и киноматериалов об Иване Грозном.
Подготовка и проведение игры-путешествия «Петровский Петербург».
Подготовка выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.».
Подготовка обзора «Советское кино 1930-х гг.: жанры и герои».
Участие в дискуссии о характере экономического развития страны в 1970-е гг.



Слайд 6Необходимо развести такие понятия как «формы деятельности» (урочные и внеурочные) и

«виды деятельности» (учебная и внеучебные: проектная, организационная, исследовательская, художественная и т.п.).

Слайд 7
• Категорией, регламентирующей внешнюю сторону
организации процесса обучения, т.е., определяющую, когда, где,

кто и как обучается, является расписание.


Слайд 8ФГОС - фактор, стимулирующий повышение квалификации

Введение ФГОС требует :

От учителей –

быстрой и качественной смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, освоения новых образовательных технологий и высокого уровня мотивации для осуществления всех этих изменений

От руководителей – способности гибко менять организацию образовательного процесса, способности использовать весь потенциал таких управленческих технологий, как проектные, программные и т.п., быстрого усвоения новых экономических и правовых знаний, повышения уровня личной ответственности за условия и качество реализации образовательных программ

Задача разработки и присвоения новых норм профессиональной педагогической и управленческой деятельности

Слайд 9
Показатели мониторинга введения ФГОС НОО
(2012 год, ГК -116)
 
 


Слайд 10
Показатели мониторинга введения ФГОС НОО
(2012 год, ГК -116)
продолжение
 


Слайд 11Урок остается основным образовательным форматом
Доля учителей начальных классов, указывающих в рабочих

программах неурочные формы работы – 32%
Доля ОУ, где во вторых классах не менее 20% учебных часов (математика, русский, изо, музыка) распределены на неурочные формы занятий – 6, 26%
Вывод: даже если указываются неурочные формы работы, то в очень малом количестве

Слайд 12Внеурочные формы работы в рабочих программах (по результатам мониторинга ОИ «Эврика»)


Слайд 13 
5 сентября
Я устал.
Пришли с мамой домой, а она говорит мне:

«Иди полежи немного».
А я ей говорю: «Мамочка, я не устал».
«Как же ты не устал, – спрашивает она, – если недавно только сказал только, что устал?»
«Как ты не понимаешь, Я УС-ТАЛ ОТ У-РО-КОВ».
http://eurekanext.livejournal.com/24737.html


Из дневника первоклассника


Слайд 14ФГОС ООО: п.18.3.1. Учебный план основного общего образования
«Нормативный срок освоения основной образовательной

программы основного общего образования составляет 5 лет.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020  часов».

Таким образом, возможная разница количества учебных занятий в разных школах может составлять до 753 часов.

Слайд 15Примерная основная образовательная программа ФГОС ООО:
Примерный учебный план ступени общего образования

Принципы

чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.




Слайд 16Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.

N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

10.6 Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

10.8 При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.




Слайд 17 «Родителям мы должны сказать: ваш ребенок не будет 6 часов

кряду сидеть за партой. Он будет и бегать, и заниматься творчеством индивидуально. Невозможны сейчас в школе индивидуальные виды деятельности ребенка. Почему? Да потому, что все равны как на подбор. В этом смысле переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями. Учителю за это тоже надо платить как за урок»

Александр Изотович Адамский,
Ректор Института образовательной политики
"Эврика", зам. председателя Комиссии по
вопросам интеллектуального потенциала
нации Общественной палаты РФ

• Нелинейное расписание: мнения экспертов


Слайд 18 «Это не будет день сплошных уроков - это комбинация уроков,

театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Разнообразие занятий - это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов».

Исаак Иосифович КАЛИНА,
заместитель министра образования и
науки (2011 г.)

• Нелинейное расписание: мнения экспертов


Слайд 19 Если считать проблему многоуровневой, мы что-то зациклились на содержании. Есть

еще важные моменты школьного образования, которые требуют пересмотра. Прежде всего, это касается трех вещей: первое — нужно кардинально изменить подход к идеологии учебного плана школы. Тот учебный план, который существует на сегодняшний день, не дает возможности выйти за пределы урока, за пределы школы, и поэтому, если учебный план идеологически не изменить, проблема не будет решена. Второе —это кардинально изменить идеологию расписания. Главный, кто сейчас управляет расписанием — это СанПин. Следовательно, если мы будем дальше продолжать расписание делать под эти устаревшие нормы, то никаких проблем мы кардинально не решим.
А.Б. Воронцов,
генеральный директор Открытого института «Развивающее образование».


• Нелинейное расписание: мнения экспертов


Слайд 20 Требования к организации образовательного процесса в старшей школе должны ориентировать на

использование гибких организационных форм обучения, в т.ч. на концентрацию занятий по учебному предмету в течение дня (или нескольких дней) для проведения практикумов и выполнения учебно-исследовательских работ, на организацию бесклссного обучения, на использование лекционных форм организации учебного процесса, способствующих подготовке к обучению в системе высшего образования.
Лебедев О.Е., член-корр. РАО, д.п.н., профессор
 

• Нелинейное расписание: мнения экспертов


Слайд 21 Известно, что пики умственной активности приходятся на 11 часов, 15 часов

и 22 часа. Поэтому логично (многократно доказано и никем не опровергнуто!) заниматься музыкой или рисованием в 9 утра, а физикой – в 11 или 15 часов. Скептики возразят, что это невозможно организовать. Значит, получается, что взрослым это организовать сложно, и поэтому они облегчают себе жизнь, а все трудности (которые, кстати, никуда не исчезают!) цинично перекладывают на хрупкие плечи детей. И от них же требуют эти препятствия преодолевать! Вы можете спросить, есть ли способ организовать чередование предметов по_человечески, чтобы они плавно перетекали из одного в другой и не портили детям, учителям и родителям нервы. Так как в школе приходится проживать большую часть дня, то, для того чтобы заполнить «сосуд» нужным объёмом знаний, надо их умело чередовать, выстраивая (с позиции здравого смысла, логики, да и просто любви к детям) более рациональную последовательность занятий. Сначала нагрузка на тело; затем – на воображение (рисование, музыка, когда задействовано правое полушарие головного мозга); потом – на лёгкие (игры на воздухе); затем – на ум (науки); затем – на желудок (дети любят «перекусить»); потом – на душу (литература, психологические упражнения), память (языки), мышцы (спорт), чувства (упражнения по разбору ситуаций), руки (умение мастерить). Мы так и сделали. Что получили в результате? День пролетает незаметно, причём без тени усталости, но с чувством выполненного долга, с ощущением радости от полноценно прожитого дня.
М.В. Спиваковский «Образовательный взрыв»

• Нелинейное расписание: мнения экспертов


Слайд 22Что и как может измениться в предметно-классно-урочной системе?
предметная составляющая;
организация учебных коллективов;
формы

организации учебной и внеучебной деятельности;
построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
построении образовательного процесса в течение учебного года и учебного дня.


Слайд 23Изменения в предметной составляющей, то есть изменения в структуре учебных программ,

их содержании, подходе к выбору тем для учебной деятельности



Основная идея этого блока изменений заключается в понимании образования как всего, что происходит с ребенком относительно его образовательных инициатив. В связи с этим предлагается иной подход к структуре учебных программ, а именно, модульные программы.


Слайд 24Изменения в организации учебных коллективов
Идея – организация мобильных коллективов при сохранении

стабильных. Наряду с постоянными коллективами (например, классами, которые остаются для процесса социализации учащихся), предполагается обучение в группах,
различных по числу человек в группе;
различных по длительности совместной работы (временные учебные коллективы от одного урока до нескольких лет);
разновозрастных группах, которые включают детей разного возраста, а также взрослых.

Слайд 25Изменения в формах организации учебной и внеучебной деятельности

Идея – выбор форм

деятельности должен позволять учащимся разного возраста решать свои учебные, коммуникативные и личностные проблемы, а это возможно при реализации учебных проектов, учебных исследованиях, экспериментов, ситуационно-ролевых игр с развивающим содержанием (т.е. виды организованной деятельности, имеющие непосредственный эффект и конкретные продукты, социально-значимые результаты).


Слайд 26
урок-мастерская
урок-презентация
урок-дебаты
урок-диспут
урок-дискуссия
урок-игра
урок-экскурсия
урок-путешествие
урок-прогулка
урок-спектакль
урок-семинар
урок-исследование





урок-интервью
урок-репортаж
урок-пресс-конференции
урок-выставка
урок-конкурс
урок-соревнование
урок-викторина
урок-подарок
урок-праздник
урок-смотр знаний
урок-конференция
урок-«живая газета»





урок-портрет
​ урок-лаборатория
​ урок-консультация
​ урок-моделирование
​ урок-рефлексия

урок-форум
​ урок-панорама
урок-проект
урок-инсценизация
урок- мозговой штурм
урок вопросов и ответов
урок ученик - ученику

 

• Предметно – классно - урочная система, принятая в российской школе, основана на уроке как единице учебного процесса. Какие формы уроков используются в школьной практике?

А если убрать слово «урок»?


Слайд 27
«Музейно-эрудиционный» тип: гостиная, экспедиция, экскурсия, викторина, клуб. Основное назначение: работа с

эрудицией, общей осведомленностью, с приобщением к культурному контексту предметного знания, получение опыта содержательной коммуникации.
Тренинг. Основное назначение: работа с навыками и умениями, внутренними ресурсами, с «личностным ростом» – тренировка вычислительных навыков, грамотного (понимающего, смыслового) чтения, тренинг коммуникативных умений, тренинг групповой сплоченности и т.д.
«Продуктивно-творческий» тип: студия, мастерская, театр. Основное назначение: работа с продуктивными видами деятельности, с техниками и способами самовыражения, в которых создаются авторские тексты и произведения искусства: рисунки, музыкальные композиции, скульптуры, видеоролики и т.д.


• В подростковой школе можно выделить пять типов учебной работы, которые в настоящее время помещены в традиционный урок:

Красноярская Университетская Гимназия «Универс» №1,
Институт Психологии и Педагогики Развития
Конкурс концепций «Школа «Сколково»


Слайд 28
Учебный тип: урок, занятие, лаборатория, практикум, погружение, выездная школа. Основное назначение:

работа с учебным исследованием, с постановкой учебных задач, с общим способом действия (опробование и экспериментирование с общим способом действия, его перенос на разные предметные области).
Пробно-демонстрационный тип: конкурсы, состязания, интеллектуально-творческие игры, кубковое движение. Основное назначение: перенос приобретенных знаний, умений, компетентностей в социально-статусную ситуацию, проверка и опробование своих ресурсов во взаимодействии с взрослым или с другими подростками, реализация претензии на определенное место и статус.

• В подростковой школе можно выделить пять типов учебной работы, которые в настоящее время помещены в традиционный урок:

Красноярская Университетская Гимназия «Универс» №1,
Институт Психологии и Педагогики Развития
Конкурс концепций «Школа «Сколково»


Слайд 29Предметно – классно - урочная система, принятая в российской школе, основана

на уроке как единице учебного процесса. Какие формы уроков должны использоваться в школе?

урок – аудиторное занятие, при котором осуществляется коллективная постановка и решение учебных задач, педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений;
экскурсия – внеаудиторное занятие, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природные объекты, историко-художественные памятники);
творческая мастерская – аудиторное занятие (неурочная форма), которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности;


Слайд 30Предметно – классно - урочная система, принятая в российской школе, основана

на уроке как единице учебного процесса. Какие формы уроков должны использоваться в школе?

конференция – аудиторное занятие (неурочная форма) как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников;
спортивные соревнования и игры – это внеаудиторное занятие (состязание, игра) учащихся в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания;
образовательное путешествие – это подростковая образовательная экспедиция (внеаудиторное занятие), разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира;


Слайд 31Предметно – классно - урочная система, принятая в российской школе, основана

на уроке как единице учебного процесса. Какие формы уроков должны использоваться в школе?

познавательная лаборатория – аудиторное занятие (неурочная форма), которое используется для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике);
школьная театральная студия – внеаудиторное занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подхода к любому делу, умению подать себя; 
кафедра – аудиторное занятие (неурочная форма), направленное на развитие проектной и исследовательской деятельности по предмету или нескольким предметам;


Слайд 32Предметно – классно - урочная система, принятая в российской школе, основана

на уроке как единице учебного процесса. Какие формы уроков должны использоваться в школе?

спортивная секция - внеаудиторное занятие;
поход - внеаудиторное занятие;
индивидуальные занятия (консультации) - аудиторное занятие, направленное на развитие личной образовательной траектории ученика;
социальные проекты – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми;
занятия в клубе – внеаудиторное занятие (или аудиторное занятие, неурочная форма), построенное по принципу общения равноправных членов клуба вокруг обсуждаемой темы или проблемы.


Слайд 33 КОНКУРСЫ? ИГРЫ?
Конкуренция
Выявление лучшего
Пьедестал победителей
Актовое финальное действие
Презентация готового опыта
Однократное

получение статуса победителя
Классический сценарий демонстрации опыта
Самоподготовка
Подневольное участие
Разобщенность

КОНКУРС

Кооперация
Выявление лидеров
Рейтинг участников
Регулярное проведение
Наращивание ресурса
Возможность повторного участия
Энергичная, зрелищная, активная форма
Тренировки
Желание включаться
Идентичность с сообществом

ИГРЫ


Слайд 34Признаки нелинейного расписания

расписание строится с учетом возрастных особенностей школьников, т.е. расписание

на разных ступенях школьного образования должно различаться не только количеством учебных занятий, названиями предметов, но формами деятельности на этих занятиях, которые указываются в расписании;
в расписании указаны учебные (урочные и внеурочные) формы деятельности, связанные с учебными предметами, интегрированными курсами, занятиями внеурочной деятельности, принципы чередования которых определяет сама школа;
расписание фиксирует гибкую организацию образовательного процесса, включающую модульное построение обучения, концентрацию уроков по предмету на определенном этапе образовательного процесса (погружение), сдвоенные уроки, учебные дни, построенные в технологии «Школа-парк», тематические учебные дни и пр.


Слайд 35Признаки нелинейного расписания

расписание не закрепляет проведение учебных занятий только в стенах

школы, а фиксирует обучение и в других местах, которые используются для образовательной деятельности (учреждения образования, культуры, спорта, бизнеса, объекты природы и пр.);
расписание ориентировано не только на классы, но и на группы обучающихся, которые могут различаться по длительности времени совместной работы (от нескольких занятий до года), составу детей и взрослых (одновозрастные и разновозрастные группы детей и взрослых);
расписание позволяет объединять временные и педагогические ресурсы разных учителей школы для совместной работы с обучающимися (интегрированные занятия, междисциплинарные проекты, в которых участвует несколько педагогов);

Слайд 36Признаки нелинейного расписания

расписание динамично, то есть оно изменяется в течение определенных

школой этапов образовательного процесса (недели, четверти, месяца), оно может учитывать изменение количества учебных занятий в течение определенных периодов учебного года (уменьшение в феврале, увеличение в октябре, апреле) и пр.;
расписание составляется не на целый год вперед, а на определенный школой этап образовательного процесса (четверть, триместр, полугодие) с последующим качественным и количественным анализом проведенных учебных занятий в рамках общего числа учебных занятий на ступени школьного образования.

Слайд 37Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного дня начальная школа
Гимназия «Корифей»,

г. Екатеринбург
Конкурс концепций «Школа «Сколково»

Слайд 38Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного дня основная школа
Гимназия «Корифей»,

г. Екатеринбург
Конкурс концепций «Школа «Сколково»

Слайд 39Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного дня старшая школа
Гимназия «Корифей»,

г. Екатеринбург
Конкурс концепций «Школа «Сколково»

Слайд 40Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного дня
Нелинейное (динамическое

расписание) – вариант 1 день, 2 неделя (Адамский А.И)



Слайд 41 
Сайт Ковшиной Елены Владимировны, учителя начальных классов
http://www.klass39.ru/raspisanie-urokov/


Расписание в 1 классе (1

полугодие)

Обозначения:
Занятия по четной неделе
Занятия по нечетной неделе
Внеурочная деятельность по выбору учащихся


Слайд 42Расписание в 1 классе (2 полугодие)


Слайд 46Каковы возможности нелинейного расписания?
Нелинейное расписание позволяет:
объединить то, что традиционно определяется

как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, урочные и неурочные (внеурочные) формы деятельности;
сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся ;
объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы;
снизить утомляемость школьников, которое в течение учебного дня активно двигаются, занимаются творчеством, работают индивидуально;
повысить их интерес к изучаемым дисциплинам и обеспечить достижение новых результатов (УУД).




Слайд 47 Бостон. Расписание занятий составляется таким образом, что все учителя, преподающие один

предмет в параллельных классах, имеют «окна» одновременно, что дает им возможность работать вместе. Эти «окна» используются для встреч, на которых проводятся совместное планирование и анализ педагогической практики, базирующийся на оценках учащихся. Такие встречи проводятся под руководством либо директора школы, либо кого-нибудь изучителей-наставников; на них используются в качестве отправного
пункта для дискуссий данные об успеваемости учащихся; проводится обсуждение, направленное на выявление особенностей педагогических практик учителей школы и осознание того, как эти особенности влияют на результаты преподавания. Подобные сессии интенсифицируют обмен мнениями между учителями, за ними следует совместное планирование преподавательских стратегий.

• Создание условий для того,
чтобы учителя учились друг у друга


Слайд 48 При подготовке презентации использованы материалы
А. Адамского,
Ж. Исаевой,
Е. Козыревой,
В. Кучурина,
О.Лебедева,
К.

Митрофанова,
М. Пинской,
Б. Хасана.






Слайд 49

Спасибо за внимание!


rtv-loiro@yandex.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика