Слайд 1Кафедра «Транспортная техника и логистические системы»
Слайд-лекция
Механизация погрузки и выгрузки 
тарно-штучных грузов
                                                            
                                    
Дисциплина: «Механизация погрузо-разгрузочных, транспортных и складских работ»
Специальность: 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии»
Автор: к.т.н., ст.преп. Курмашева Б.К.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2План лекции:
Классификация и характеристика;
2. Пакетирование грузов. Типы поддонов и пакетов;
3. Рациональные
                                                            
                                    схемы размещения и крепления пакетированных грузов в транспортных средствах;
4. Типовой технологический процесс.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3	
1 Классификация и характеристика
Тарно-штучные грузы отличаются большим разнообразием. Их условно можно
                                                            
                                    разделить на две группы: тарно-упаковочные и штучные без упаковки.
Грузы первой группы перевозят в стандартной или унифицированной таре, параметры которой регламентированы государственными стандартами.
Тара, в которую упаковывают эти грузы, может быть жесткой, полужесткой или мягкой. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Для сыпучих и других грузов, не подвергающихся деформации, используют мягкую тару
                                                            
                                    (мешки, кули, сетки, тюки) (рисунок 1, а). Сетки, сплетенные из нескольких проволок или металлических лент, а также из другого, подходящего для этой цели увязочного материала, применяют для упаковки грузов большого объема. Полужесткой тарой считают коробки, решетки, корзины и др. (рисунок 1, б).	
а – мягкая; б - полужесткая
Рисунок 1 – Тара для тарно-штучных грузов
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Жесткая тара предохраняет груз от давления извне (рисунок 2). К ней
                                                            
                                    относятся: ящики, бочки, бидоны и другие емкости, способные воспринимать давление на груз со всех сторон; открытые ящики, ящики со стеклом, воспринимающие давление на груз со всех сторон; открытые ящики, ящики со стеклом, воспринимающие давление только в одном направлении.
Рисунок 2 – Жесткая тара
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6	
К штучным грузам без упаковки относят комплектующие изделия, запасные части к
                                                            
                                    машинам и др. (за исключением металлов и лесных грузов), которые перевозят поштучно или связками. Согласно Единым нормам выработки и времени, тарно-упаковочные и штучные грузы должны иметь массу одного места до 250 кг. Однако катнобочковые грузы в металлических, фанерных и деревянных бочках, барабанах, цилиндрах, рулонах, катушках, металлических бочках могут иметь массу одного места до 500 кг.
В общем объеме перевозок, выполняемых всеми видами транспорта, удельный вес тарно-штучных грузов составляет около 20%. Вместе с тем затраты, связанные с их погрузкой, выгрузкой, сортировкой и складскими операциями, достигают около 50% суммарных расходов на погрузочно-разгрузочные работы 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Грузовые места обычно укладывают в ряды, стопы и штабеля.
Стопа представляет собой
                                                            
                                    правильной формы вертикальную укладку отдельных тарно-упаковочных мест, в которой каждое верхнее место совпадает с лежащим ниже.
Рядом называют несколько стоп, уложенных одна к другой. Ширину ряда ограничивает размер одного места.
Штабель — несколько рядов по ширине. Упакованные грузовые места, находящиеся в одном горизонтальном слое штабеля, называют ярусом. Грузы укладывают в штабеля непосредственно на полу складского помещения, поддонах или стеллажах. В штабелях хранят, как правило, все тарные грузы (кипы, мешки, ящики, бочки и др.).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 82 Пакетирование грузов 
Типы поддонов и пакетов
Под транспортным пакетом понимают укрупненную
                                                            
                                    грузовую единицу (грузовое место), сформированную из более мелких (не менее двух) в транспортной таре (мешки, ящики, тюки), на поддонах или без них, обеспечивающую в процессе перемещения и хранения возможность механизированной перегрузки вилочными погрузчиками, кранами или другими подъемно-транспортными машинами, а также сохранность грузов.
В пакет укладывают однородные грузы в одинаковой упаковке. На пакетах, сформированных в пунктах необщего пользования, должны быть контрольные знаки отправите-ля, а способ их укладки должен исключать возможность изъятия груза без нарушения крепления и, контрольных знаков. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
Поддон — плоская (или с верхней надстройкой) площадка, предназначенная для формирования
                                                            
                                    из мелких грузов транспортного пакета, удобного для механизирован-ной перегрузки и хранения в штабелях. 
Поддоны для пакетирования грузов принято делить на следующие четыре типа: 
1) плоские, не имеющие выступающих над верхней плоскостью настила надстроек (рисунок 3); 
Рисунок 3 – Плоский поддон
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10
2) стоечные — с постоянными или съемными стойка-ми, расположенными над плоскостью
                                                            
                                    верхнего настила. 
Стоечные поддоны имеют над верхним настилом (грузовой площадкой) выступающие стойки (рисунок 4), которые могут быть жестко закрепленными (несъемными) а, шарнирными (или складными) б, в. 
Рисунок 4 - Стоечные поддоны
Такие поддоны применяют для грузов, не выдерживающих большие нагрузки. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
3) ящичные со съемными или откидными стенками для удержания груза на
                                                            
                                    поддоне.
Поддон ящичный с неразборными стенками на опорах (полозьях) с уголковыми фиксирующими элементами (рисунок 5) применяется на автоматизированных складах для хранения грузов в стеллажах и имеет грузоподъем-ность 0,5-1 т. 
а - картонный с четырьмя вкладышами; б - металлический с откидной стенкой; в - решетчатый; г - складного типа
Рисунок 5 - Ящичные поддоны
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12
4) специальные, предназначенные для формирования пакетов из таких грузов, как, например,
                                                            
                                    кирпич, листовое стекло и т. д.
Рисунок 6 - Поддоны для кирпича
а - на брусках; б - с крюками
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13
Решетчатый складной поддон (рисунок 7) имеет грузоподъемность 450 кг при собственной
                                                            
                                    массе 80 кг. Высота боковых ограждающих стенок 900 мм. В порожнем состоянии боковые стенки складывают, что делает поддон компактным для транспортировки и хранения.
Рисунок 7 - Решетчатый ящичный поддон
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14
Груз не должен выступать за пределы поддона более чем на 20
                                                            
                                    мм с каждой стороны. Кроме того, для перевозок грузов водным транспортом применяют поддоны размерами в плане 1200х1600 и 1200х1000 мм, грузоподъемностью 2 т. 
Для внутренних перевозок используют также плоские поддоны размерами в плане 1000х1200 мм, грузоподъемностью 1 т. 
Собственная масса поддона 25-30 кг. 
Они допускают четырехъярусное штабелирование грузов с максимальной загрузкой. Срок службы деревянных поддонов до 2 лет, после чего требуется восстановительный ремонт.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15
Таблица 1 - Параметры пакета тарно-штучных грузов
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16
Готовый пакет транспортируют, перегружают и хранят, не расформировывая, на всем пути
                                                            
                                    следования от отправителя к получателю. Пакеты ТШГ укладывают в крытых вагонах в большинстве случаев в два яруса, допускается размещать пакеты тяжелых грузов в один, а легких – в три яруса. Высота пакетов зависит от числа ярусов укладки в крытом вагоне и вместимости его кузова (таблица 2)
	
	Таблица 2 - Наибольшая высота пакетов при перевозке в крытых вагонах, мм 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17
Средства пакетирования, параметры пакетов, способы укладки и крепления грузов в них
                                                            
                                    должны соответствовать стандартам.
Грузы в пакеты можно укладывать блоками в виде стопок (рисунок 8, а-д) или вперевязку с поворотом на 90° (рисунок 8, ж). В последнем случае обеспечивается большая устойчивость пакета при транспортировании и перегрузке.
Грузы цилиндрической формы располагают на поддонах либо вертикально (рисунок 8, е, з), либо горизонтально со специальными прокладками между рядами (рисунок 8, и). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Рисунок 8 - Схемы укладки и крепления ТШГ на плоских поддонах
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19
Для большей сохранности пакет обвязывают лентой, проволокой, покрывают полиэтиленовой пленкой и
                                                            
                                    др. Необходимое число поддонов рассчитывают исходя из условий пакетирования грузов и сроков их доставки:
где кн – коэффициент неравномерности поступления грузов 1,1... 1,2; 
    kр – коэффициент, учитывающий нахождение поддонов в ремонте, 1,03—1,04; 
    nг – число групп (партий) груза; 
    Qi – общее среднесуточное количество груза группы i, перевозимого на поддонах; 
    toi – продолжительность оборота поддона грузов группы (время перевозки и хранения на складе); 
    qi – количество груза группы i размещаемого на одном поддоне. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20
Пример. Определим необходимое число поддонов на складе ТШГ, если годовая грузопереработка
                                                            
                                    склада Qг = 182000 т, kн = 1,1; kp = 1,03, средняя загрузка поддона qn = 0,75 т, продолжительность оборота поддона tо = 5 сут.
Решение. Среднесуточная грузопереработка склада
Необходимое число поддонов:
Необходимое число поддонов:
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21
Штучные грузы часто перевозят пакетами без поддонов, например, чушки металла. 	
Для
                                                            
                                    переработки обычными вилочными погрузчиками пакеты из ящиков без поддона формируют уступом в нижнем ряду (рисунок 9, а) или делают проемы для грузозахватных вилок во втором ряду (рисунок 9, б).
а - с уступами в нижней части; б - с проемами для грузозахватных вил
Рисунок 9 - Пакет из ящиков без поддона 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22
Большим разнообразием отличаются зарубежные конструкции ящичных и стоечных поддонов. Так, в
                                                            
                                    Германии разработаны 23 типа ящичных поддонов с одной частично открытой продольной стенкой, высота их 1000 мм. Они имеют решетчатые стенки и угловые стойки из цельнотянутых газовых труб диаметром 25 мм, соединенных профильной сталью. Погрузочная площадка состоит из 6 деревянных досок одинаковой ширины. Масса поддона 70 кг. 
На Британских железных дорогах также применяют специальные поддоны: разборные и складные, они при необходимости могут быть использованы в качестве обычных плоских. Особенность разборных металлических поддонов состоит в том, что они допускают штабелирование до 5 ярусов. При хранении в штабелях можно удалять две противоположные стенки, что облегчает доступ к грузу. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23
Специальные поддоны отличаются большим разнообразием. Глиняный строительный кирпич пакетируют на поддонах,
                                                            
                                    размеры которых регламентированы ГОСТ 18343-80. Поддон состоит из деревянной площадки с поперечными опорными брусьями. Размеры в плане 520х1030 мм. Поддон для силикатного кирпича (ГОСТ 23421-79) выполнен в виде металлического основания, канатной обвязки, натяжного и замкового устройств.
Для грузов в мешках при пакетировании иногда применяют специальные бумажные поддоны, представляющие собой листы прочной бумаги с петлями на концах. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24
3 Рациональные схемы размещения и крепления пакетированных грузов в транспортных средствах
Способы
                                                            
                                    размещения и крепления пакетов в транспортных средствах (вагонах, автомобилях) определяются условиями безопасности движения и использования их грузоподъемности и вместимости. При производстве ПРР вручную соблюдение этих требований не вызывает особых трудностей, кроме максимального использования высоты помещения.
На железнодорожном транспорте наибольшее количество пакетированных тарно-упаковочных и штучных грузов перевозят в крытых (таблица 3) и изотермических (таблица 4) вагонах. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25
Таблица 3 - Техническая характеристика крытых вагонов
* 3825 —для вагонов с
                                                            
                                    уширенным дверным проемом
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26
Таблица 4 - Характеристика грузового помещения рефрижераторных вагонов
Примечание: высота загрузочной двери
                                                            
                                    2000 мм
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27
	Краткие характеристики железнодорожных платформ, полувагонов приведены в таблица 5. 
Таблица 5
                                                            
                                    - Краткая характеристика железнодорожных платформ и полувагонов
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28
Для хранения тарно-штучных, ценных и боящихся атмосферных воздействий грузов, перевозимых в
                                                            
                                    крытых вагонах, как правило, применяют одноэтажные крытые склады с наружным или внутренним расположением погрузочно-разгрузочных путей и внешним расположением автоподъездов (рисунок 10).
Рисунок 10 – Крытые железнодорожные склады с внешним расположением железнодорожного пути и автоподъезда
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29
	Грузы, не боящиеся атмосферных осадков и температурных колебаний, перевозимые на платформах,
                                                            
                                    хранятся на открытых грузовых платформах или площадках. Крытые склады часто сооружают в комплексе с крытой и открытой грузовыми (рисунок 11), и сортировочной (рисунок 12) платформами.
Рисунок 11 – С внутренним вводом железнодорожного пути и внешним автоподъездом
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30
Одноэтажные крытые склады с внутренним вводом железнодорожных путей и автопоездов называют
                                                            
                                    ангарными. В таких складах создаются наиболее благоприятные условия работы, особенно при длительных низких температурах воздуха в зимнее время. Одноэтажные склады с внутренним вводом железнодорожных путей строят однопролетными и многопролетными. 
Рисунок 12 – Сортировочная платформа
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31
	4 Типовой технологический процесс работы 
Типовой технологический процесс механизированной дистанции ПРР
                                                            
                                    рекомендует различные схемы переработки тарно-штучных грузов. Они предусматривают применение малогабаритных погрузчиков и автопогрузчиков с различными грузозахватными приспособлениями, стандартных поддонов, оснащение складов стеллажами для складирования и хранения мелких отправок.
При выгрузке тарно-штучных грузов из вагонов и выдаче их на автотранспорт порядок выполнения операций должен быть следующим:
- к моменту подачи вагонов приемосдатчик определяет место для выгрузки грузов; 
- устанавливает очередность разгрузки вагонов;
- знакомит бригаду с планом предстоящей работы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32
I вариант схемы комплексной механизации ПРР типовых схем комплексной механизации переработки
                                                            
                                    тарно-штучных грузов, перевозимых в крытых вагонах, предусматривает:
- выгрузку из вагона, 
- промежуточное складирование, 
- а затем погрузку в автомобили электропогрузчиками (рисунок 13).
1 - склад; 2 - рампа: 3 - стеллажи; 4 – вагон; 5 – погрузчик
Рисунок 13 – Схема с промежуточным складированием
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33
В варианте II выгрузка из вагона, складирование, подача грузов со склада
                                                            
                                    на рампу выполняются электропогрузчиками, а погрузка в автомобиль - краном-штабелером. Эти варианты переработки по схеме вагон - склад - автомобиль предусматривают как напольное, так и стеллажное хранение грузов в складе, а также применение электропогрузчиков с кабельным питанием (рисунок 14). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34
В варианте III тарно-штучные грузы из вагона перегружают электропогрузчиком непосредственно в
                                                            
                                    автомобиль по прямой схеме (рисунок 15).
Технико-экономическое сравнение этих вариантов приведено в таблице 6.
3 - стеллажи; 4 – вагон; 5 – погрузчик
Рисунок 15 – Прямая схема
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35
Таблица 6 - Основные показатели вариантов комплексной механизации переработки тарно-штучных грузов
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36Задания для СРС
1. Схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами и
                                                            
                                    контейнерами;
2. Классификация и характеристика тарно-штучных грузов;
3. Погрузчики – основные машины для перевозки пакетированных грузов;
4. Машины для формирования и разборки пакетов;
5. Характеристика погрузочно-разгрузочных работ;
6. Планирование погрузочно-разгрузочных работ.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37Литература
1. Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ. Под ред. А.А. Тимошина
                                                            
                                    и И.И. Мачульского. М.: Маршрут, 2003. – 400 с.
2. Бекжанова С.Е., Бекжанов Д.З., Бекжанов З.С. Технология и механизация погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте. – Астана: «издательство «Парасат Әлемі», 2005. – 220 с. 
3. Мачульский И.И. Погрузочно-разгрузочные машины. Учебник для вузов. М.: Желдориздат, оформление, 2000. – 276 с.
4. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. М.: Юртранс. 2003. – 554 с.