Слайд 1
Департамент образования г.Москвы
Московский городской психолого-педагогический университет
Управление по социально-психологической адаптации и развитию
подростков
центр ПЕРЕКРЕСТОК
2014 год
Слайд 2
Центр социально-психологической адаптации и развития подростков
ПЕРЕКРЕСТОК
Создан в структуре Московского
городского психолого-педагогического университета в 2003 году для оказания помощи подросткам в ситуации социально-психологической дезадаптации (СПД).
Одно из важнейших направлений деятельности Центра учебно-методическое: обучение и стажировка специалистов, публикация методических пособий, разработка рекомендаций т.п.
Слайд 3Целевая группа
Основная целевая группа - подростки 11 –
18 лет и их семьи
Проблемы, с которыми работают специалисты центра, являются специфическими для подростков:
трудности в отношениях с родителями,
снижение учебной мотивации,
прогулы в школе,
конфликты в школе (школьная травля),
употребление психоактивных веществ,
совершение подростками преступлений.
Такие проявления поведения подростков, традиционно обозначают как девиантное поведение подростков.
Слайд 4
Организация работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной (сложной)
жизненной ситуации специалистами подросткового центра
Перекресток
Слайд 5Ресурсы центра Перекресток
ПСКС
Помощь семьям в кризисной ситуации
ТСО
Территория свободного общения
ПП
Психологическая помощь
ОРШК
Работа со
школами и колледжами (2013 – 2…)
РПН
Работа с правонарушениями несовершеннолетних
ИКАО
Информационно-коордицнаионно-аналитический отдел
Слайд 6Подростковый клуб
Клуб «Территория свободного общения» представляет собой развивающее пространство, отвечающее
потребностям подростка в интересном времяпрепровождении, общении со сверстниками, доверительном и партнерском взаимодействии со взрослыми.
Находясь в клубе, подросток сам может регулировать степень своей включенности в занятия, характер общения с сотрудниками, степень ответственности за происходящее и выполнение правил.
Программа занятий и мастерских выстраивается исходя из интересов подростков, новые виды деятельности осваиваются совместно со взрослыми.
Сотрудники клуба стремятся устанавливать и поддерживать взаимно развивающий межличностный контакт и взаимодействовать с каждым подростком, а не воздействовать на него. Основное правило, которое вводится на территории клуба, – трезвость. Все остальные правила вырабатываются совместно с подростками. Специалисты клуба используют в работе с подростками элементы тренинговой работы и консультирования.
Слайд 7Социально-психологическая работа с семьями
Специалисты подразделения осуществляют социальный патронат семей, попавших в
трудную жизненную ситуацию.
Как правило, работа по социальному и психологическому сопровождению семей начинается по запросу социального педагога (или администрации) образовательного учреждения или районной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Проблемное поведение подростка рассматривается в контексте семейной ситуации.
Специалисты семейной службы знакомятся с семьёй, исследуют ситуацию с учетом позиции каждого участника, помогают найти решение, наиболее подходящее для всех членов семьи, проводят социальное и психологическое консультирование, выступают в роли посредников между семьей и социальными структурами.
Задачами сотрудничества специалистов «Перекрестка» с семьей становится:
• активизация ресурсов, уже имеющихся в семье, для решения сложных ситуаций,
• совместный поиск эффективных и работающих решений,
• поддержка семьи в реализации программы по изменению ее трудной ситуации.
Слайд 8
Психологическая помощь
В подразделении «Психологическая Помощь» ведется индивидуальная,
семейная, групповая психологическая работа.
Специалисты –- психологи и психотерапевты проводят индивидуальный и семейный прием по направлению из школ, Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по личному обращению подростков и родителей.
Ведутся групповые занятия для подростков и родителей, тематические психологические группы и тренинги на территории центра.
Слайд 9
Работа с правонарушениями несовершеннолетних
Специалисты подразделения «Работа с правонарушениями несовершеннолетних»
работают с подростками, которые совершили правонарушение, и с потерпевшими от правонарушений подростков.
Специалисты предлагают различные пути работы, направленной на анализ и устранение последствий произошедшей криминальной ситуации, на уменьшение вероятности повторения подобной ситуации. При работе с ситуацией правонарушения специалисты активно используют ресурсы семьи и социального окружения подростка.
Основной акцент в работе подразделения делается на программах восстановительного правосудия (программах по заглаживанию вреда), помогающих правонарушителям и пострадавшим от правонарушений достичь соглашения по возмещению нанесенного ущерба. Такие программы широко используются во всем мире.
Работа подразделения ведется в тесном взаимодействии с судами, уголовно-исполнительными инспекциями, комиссиями по делам несовершеннолетних, и учреждениями ЦАО, оказывающими помощь несовершеннолетним и их семьям.
Слайд 10Работа со всеми участниками образовательного процесса на территории школы (школьный отдел)
Основным
направлением деятельности отдела по работе со школами и колледжами (ОРШК) является профилактика современных социальных рисков подросткового возраста.
На территории школы специалистами отдела проводятся занятия по следующим программам:
Программа профилактики химической зависимости (алкоголь, наркотики, курение)
Программа профилактики чрезмерного использования интернета и компьютера (компьютерной и интернет зависимости)
Программа профилактики суицидального поведения
Программа профилактики школьной травли (буллинга)
Программа профилактики рискованного сексуального поведении
Также специалисты центра по запросу ОУ могут предложить школе следующие услуги:
Выездной психолог (дежурство психолога Центра на территории школы)
Выездной Родительский клуб (серия встреч родителей и специалистов на территории школы)
Выездной Дискуссионный клуб
Тренинг, направленный на командообразование
Помощь в разрешении конфликтных ситуаций (школьная травля)
Создание и сопровождение школьной службы примирения (ШСП)
Слайд 11Профилактические программы
Центра Перекресток
Слайд 12История создания
2012 - 2013 год: выбраны 5 социальных рисков, созданы
5 программ, проведена апробация программ
2013 год в центре Перекресток создан школьный отдел, реализован пилотный проект (цель пилотного проекта: оценка эффективности данных программ)
2014 год началась реализация программ в школах города Москвы
Слайд 13
Типы современных рисков
Употребление ПАВ
Чрезмерное использование интернета
Аутоагрессивное поведение
Конфликтное
поведение и школьная травля (буллинг)
Рискованное сексуальное поведение
Слайд 14
Принципы построения программ
Системная работа
Учет возраста учащихся
Ориентация на опыт
участников
Ориентация на ресурсы участников
Интерактивность и диалогичность
Вариативность форматов
Оценка эффективности
Слайд 15
Профилактические программы
химической зависимости в подростковом возрасте
компьютерной и интернет зависимости в
подростковом возрасте
суицидального (аутоагрессивного) поведения в подростковом возрасте
конфликтов и школьной травли (буллинга)
рискованного сексуального поведения в подростковом возрасте
антистресс (в рамках отдела)
Слайд 16Профилактика химической зависимости в подростковом возрасте
Направлена на развитие у подростков навыков
совладания с тревогой и навыков получения удовольствия без употребления психоактивных веществ
Слайд 17Профилактика компьютерной
и интернет зависимости в подростковом возрасте
Осознанное отношение к компьютеру
и гаджетам
Осознание эффектов от пребывание в интернете и за компьютером ( в том числе вопросы безопасности)
Осознание факта «компьютеризации» как объективного явления современности
Слайд 18Профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте
Расширение репертуара копинг-стратегий
На занятиях
для учащихся тема самоубийства не упоминается - занятие для учащихся позиционируется как “Тренинг жизнестойкости”
Фокус на ресурсах и сильных сторонах
Слайд 19Профилактика конфликтов и школьной травли (буллинга)
Новые способы решения трудностей, возникающих в
общении
Выстраивание конструктивных взаимоотношений в группе
Диагностика отношений в классе
Слайд 20Профилактика рискованного сексуального поведения в подростковом возрасте
Навыки гигиены и заботы о
себе
Сознательное отношение к будущему
Навыки прогнозирования и оценки ситуаций
Расширение представлений о возможностях выхода из сложных ситуаций
Слайд 21Профилактика рискованного сексуального поведения в подростковом возрасте
Навыки гигиены и заботы о
себе
Сознательное отношение к будущему
Навыки прогнозирования и оценки ситуаций
Расширение представлений о возможностях выхода из сложных ситуаций
Слайд 22
Антистресс
Знакомство с методами саморегуляции
Развитие навыков саморегуляции
Слайд 23Результат занятий по профилактике суицидального поведения для детей
(тренинг жизнестойкости)
Слайд 24
Департамент образования г.Москвы
Московский городской психолого-педагогический университет
Центр социально-психологической адаптации и развития подростков
ПЕРЕКРЕСТОК
Благодарим
за внимание
Наши координаты:
Москва, Фрунзенская набережная, д.36/2
Тел: (495) 609-17-72
www.perekrestok.info
Презентацию подготовила
Женодарова Е.Д.
Руководитель отдела
по работе со школами
и колледжами
Zhenodarova@gmail.com
2014 год