Слайд 1Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности:
статус, базовые характеристики, аспекты
применения
В.К. Клюев,
профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель УМС вузов России по библиотечно-информационному образованию, Почётный работник высшего профессионального образования РФ
Рязань, 20 мая 2014 г.
Слайд 2Что такое
«профессиональный стандарт»
Профессиональный стандарт – «характеристика квалификации, необходимой работнику для
осуществления определённого вида профессиональной деятельности»; «квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (ТК РФ, ст. 195.1)
Слайд 3Нормативные основания
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №
597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (поставлена задача разработать и утвердить к 2015 г. не менее 800 профстандартов)
План мероприятий («дорожная карта») на 2013-2018 гг. «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.12 № 2606-р)
Слайд 4Нормативные основания
Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23
«О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»
Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. № 147-н «Об утверждении макета профессионального стандарта»
Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. № 148-н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
Слайд 5Нормативные основания
Приказы Минтруда РФ от 8 мая 2013 г. № 200
и от 4 июня 2013 г. № 294 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счёт средств федерального бюджета» (в их число включены 13 стандартов специалистов в области культуры, в т.ч. специалиста БИД)
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2011 г. № 251-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»)
Слайд 6Задачи профессионального стандарта
взаимодействие сферы труда и системы образования; поддержка непрерывности профессионального
развития работников в течение всей трудовой деятельности; учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения;
унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований к работникам; подтверждение и оценка профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования;
Слайд 7Задачи профессионального стандарта
совершенствование деятельности по подбору подходящей работы, профессиональную ориентацию;
оценка качественных
и количественных изменений на рынке труда, регулирование трудовых ресурсов, согласование требований рынка труда и развитие сферы профессионального образования и обучения.
Слайд 8Работодателями – при формировании кадровой политики и управлении персоналом, разработки должностных
инструкций, установлении оплаты труда, организации обучения и аттестации работников;
Организациями-разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов;
Образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ.
Профессиональные стандарты должны применяться
Слайд 9Макет профессионального стандарта
Четыре раздела:
Общие сведения
Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной
деятельности)
Характеристика обобщённых трудовых функций
Сведения об организациях-разработчиках
Слайд 10Макет профессионального стандарта
Логическая цепочка:
Цель вида профессиональной деятельности
Обобщённые трудовые функции
Трудовые действия
Необходимые
умения и знания
Способы приобретения необходимых знаний и умений
Слайд 11Разработчики профессионального стандарта
Н.Ю. Дементьева – председатель Рабочей группы (директор Института информационных коммуникаций
и библиотек МГУКИ),
В.К. Клюев (заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель Учебно-методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности),
Т.Я. Кузнецова (заведующий кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА);
И.С. Пилко (проректор по учебной работе КемГУКИ, член Совета РБА)
Слайд 12Задачи рабочей группы
формирование экспертного коллектива и разработка проекта функциональной карты, определение
первичного перечня знаний, умений и ключевых компетенций специалиста БИД (с учётом анализа развития профессиональной библиотечной деятельности в России и за рубежом);
организация, проведение и обобщение данных репрезентативного целевого анкетного опроса представителей разных уровней профессиональной деятельности для анализа и объективирования трудовых функций, операционализации их в виде трудовых действий, выявления необходимых специалисту ключевых знаний и умений;
Слайд 13Задачи рабочей группы
подготовка первичного (базового) варианта проекта профстандарта;
организация публичного обсуждения
проекта профстандарта (научно-практические мероприятия; размещение проектов документа в интернет-ресурсах; публикация информации о ходе разработки документа в федеральных отраслевых изданиях); комплексный анализ замечаний и предложений профессионального сообщества;
доработка собственно проекта профессионального стандарта с учетом высказанных замечаний;
Слайд 14Задачи рабочей группы
получение разносторонней внешней экспертной оценки подготовленного итогового проекта профстандарта
(в том числе от лидеров общественного мнения отрасли), заключения РБА в качестве коллективного отраслевого работодателя, согласования с Минкультуры РФ и профессиональными союзами федерального уровня (Российским профсоюзом работников культуры, Федеральной палатой культуры как общероссийским объединением работодателей);
представление проекта профессионального в Экспертный совет Минтруда России.
Слайд 15ТЗ к Госконтракту по разработке профстандарта специалиста БИД
«Подготовка проекта профессионального стандарта,
включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся не менее чем к двум уровням (подуровням) квалификации и включающих описание деятельности главного библиотекаря, главного библиографа, библиотекаря, библиотекаря-каталогизатора, библиографа, эксперта по комплектованию библиотечного фонда, методиста централизованной библиотечной системы (библиотеки)»
Слайд 16
Дополнительно введённая должность по инициативе Рабочей группы – «библиотекарь-эксперт по сохранности
библиотечного фонда»
Слайд 17Обобщённые трудовые функции специалиста БИД
Соотнесены с логической цепочкой технологических процессов в
библиотеке:
Формирование и организация фонда
Организация СПА
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание
Библиотечное обслуживание
Культурно-просветительная и досуговая деятельность
Научно-методическое обеспечение профдеятельности
Слайд 18Уровни квалификации специалистов
6-й уровень – бакалавриат или специалисты среднего звена
7-й уровень
– магистратура или специалитет
8-й уровень – аспирантура, магистратура или специалитет
Слайд 19Обобщённые трудовые функции, должности и уровни образования
Слайд 25Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта
Московский государственный университет культуры
и искусств;
Кемеровский государственный университет культуры и искусств;
Академия переподготовки работников культуры, искусств и туризма;
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;
Слайд 26Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта
Российская государственная библиотека;
Российская государственная
библиотека для молодёжи;
Российская государственная детская библиотека
Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова (Москва)
Слайд 28http://regulation.gov.ru/about.html
Слайд 29Благодарю за внимание!
Клюев Владимир Константинович
Эл. почта: kluevvlad@yandex.ru