Лекция Мониторинг и оценка в управлении муниципальным социально-экономическим развитием Ветров Г.Ю. Институт экономики города презентация

Содержание

Основные вопросы лекции Понятие мониторинга Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Муниципальная статистика. Проект ИЭГ «Городской барометр» Понятие оценки Оценка муниципальных программ

Слайд 1Лекция

«Мониторинг и оценка в управлении муниципальным социально-экономическим развитием»


Ветров Г.Ю.
Институт

экономики города

Лекция

«Мониторинг и оценка в управлении муниципальным социально-экономическим развитием»


Ветров Г.Ю.
Институт экономики города


Слайд 2Основные вопросы лекции
Понятие мониторинга
Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований
Муниципальная статистика. Проект

ИЭГ «Городской барометр»
Понятие оценки
Оценка муниципальных программ



Слайд 3Курс «Экономика города и управление муниципальным социально-экономическим развитием»
Часть 1
«Мониторинг социально-экономического развития

российских муниципальных образований»

Слайд 4Понятие мониторинга
Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления

его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.
Основная сфера практического применения мониторинга – это управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.



Слайд 5Типы мониторинга – по разным основаниям
Основания – цели, объекты, процедуры и

пр.

Например, по характеру процедуры:

1 тип - динамический
2 тип - сравнительный
3 тип - комплексный


Слайд 6Типы мониторинга – по разным основаниям
По характеру сбора информации:
1 тип -

непосредственное описание объекта мониторинга, без измерений
2 тип - физическое измерение параметров объекта
3 тип - измерение с использованием системы общепринятых показателей
4 тип - измерение опосредованное, с использованием системы специальных показателей



Слайд 7Зачем нужен мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований
Получение объективной информации о ситуации

в местной экономике и социальной сфере
Учет наличных ресурсов
Выявление сильных и слабых сторон территории
Прогнозирование социально-экономической ситуации
Принятие и корректировка стратегических планов развития
Принятие частных управленческих решений
Контроль со стороны местного сообщества за исполнением принятых решений


Слайд 8Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований
В зависимости от объекта может быть поделен

на:

Мониторинг социально-экономического положения муниципального образования
Мониторинг хода выполнения муниципальных программ

Слайд 9Мониторинг: какие показатели?
Отвечающие задачам мониторинга
Эффективные
Чувствительные
Достоверные
Сопоставимые
Собираемые


Слайд 10Муниципальная статистика – информационная основа мониторинга
Источники информации для мониторинга
Данные регулярной статистической

отчетности
Данные специально организованных информационно-аналитических обследований

Организации занимающиеся сбором статистической информации о развитии муниципальных образований
Органы государственной статистики
Другие федеральные и региональные органы исполнительной власти
Муниципальные образования и их ассоциации
Исследовательские центры


Слайд 11Земская статистика
1870-1894 гг. - возникновение и систематическое проведение статистических работ; в

этот период в организационном плане и финансовом отношении земские статистические органы были независимыми от правительства
1984-1900 гг. - расширение программы работ, включая проведение имущественной оценки; в этот период деятельность земских статистических органов постепенно была поставлена под правительственный контроль
1900-1917 гг. - (практически деятельность земской статистики прекратилась с начала первой мировой войны в 1914 г.) - статистические работы начали субсидироваться правительством в размере 1 млн. рублей в год; в результате независимость земской статистики была резко ограничена

Слайд 12Система государственной статистики России (свыше 50 тыс. человек)



Федеральный: центральный аппарат Госкомстата

и его подведомственные учреждения

Территориальный: 89 территориальных органов государственной статистики

Районный: порядка 2000 районных (городских) отделов статистики

Слайд 13Информационный ресурс Госкомстата России



Включает:

Единый государственный регистр предприятий и организаций

Генеральную совокупность объектов статистического наблюдения (ГС)
Банк данных «Бухгалтерская отчетность организаций» (БД БОО)
Центральную базу статистических данных (ЦБСД) Госкомстата России
Отраслевые статистические базы данных (субрегистры)
Автоматизированный банк классификаторов (АБК)
Банк готовых документов (БГД) «Статистика России»


Слайд 14Нормативно-правовая база муниципальной статистики
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №

154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
муниципальные образования ответственны за «комплексное социально-экономическое развитие», которое определено как один из вопросов местного значения (статья 6).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
к полномочиям органов местного самоуправления относится «организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Слайд 15Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования
Постановление Госкомстата РФ от

29 марта 1996 N 24 «Об утверждении Примерного перечня статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований»
Постановление Госкомстата РФ от 9 января 1998 г. N 2 «Об утверждении унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования»

Перечень содержит 25 разделов, включающих около 900 показателей
Перечень имеет рекомендательный характер


Слайд 16Министерства, ведомства и их территориальные органы, располагающие информацией


Слайд 17«Регионы России»
Данные о социально-экономическом развитии столиц субъектов Федерации
84 столицы (нет

данных по столицам Московской и Ленинградской областей, Чеченской Республики; Москва и Санкт-Петербург – субъекты РФ)
около 60 показателей
данные за период 1990-2002 гг.

Данные о социально-экономическом развитии городов с численностью населения более 100 тыс. чел.
104 города
около 50 показателей
данные за 1999 - 2002 гг.

Слайд 18Почему различаются данные Госкомстата России и местных статистических отделов (на примере

Тулы)

Слайд 19Проект «Городской барометр» Института экономики города
Почему потребовалась разработка собственной системы показателей

социально-экономического развития муниципальных образований:
информации о социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях, собранной в единые массивы, мало вообще
имеющаяся информация малодоступна
низкое качество имеющейся информации (неоднозначность трактовок показателей, нарушение динамических рядов, несопоставимость по городам, ошибки и т. д.)
Результаты размещены на сайте ИЭГ (www.urbaneconomics.ru) и на специальном интерактивном сайте www.citybarometer.ru в виде таблиц и диаграмм, публикуются в брошюре

Слайд 20Иерархия системы показателей социально-экономического развития муниципальных образований
Первичная информация - стандартные формы,

заполняемые в городе (в электронном виде)
Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований - главным образом относительные показатели, рассчитываются автоматически по данным таблиц первичной информации
Индексы социально-экономического развития муниципальных образований - сложные показатели, рассчитываются автоматически по данным таблиц первичной информации

Слайд 21Структура системы индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований
Всего: 123 показателя
Уровень жизни (15)
Экономическая

база муниципального образования (18)
Муниципальные финансы, нежилая недвижимость и землепользование (26)
Сфера услуг и городское хозяйство (64)


Слайд 22Состав основных блоков показателей социально-экономического развития муниципальных образований (1)
1. Уровень жизни
1.1. Демографические

показатели (10)
1.2. Доходы населения (5)
2. Экономическая база муниципального образования
2.1. Производственный сектор (2)
2.2. Занятость (6)
2.3. Малое предпринимательство (5)
2.4. Инвестиционная деятельность (5)
3. Муниципальные финансы, нежилая недвижимость и землепользование
3.1. Бюджет (12)
3.2. Муниципальная нежилая недвижимость и землепользование (14)

Слайд 23Состав основных блоков показателей социально-экономического развития муниципальных образований (2)
4. Сфера услуг

и городское хозяйство
4.1. Жилье и его доступность (12)
4.2. Жилищно-коммунальное хозяйство (9)
4.3. Коммунальные услуги (5)
4.4. Транспортные услуги (6)
4.5. Услуги связи и информационные услуги (2)
4.6. Услуги бытового обслуживания и общественное питание (2)

4.7. Культурно-просветительное обслуживание (2)
4.8. Социальная защита (4)
4.9. Здравоохранение (7)
4.10. Образование (4)
4.11. Благоустройство (3)
4.12. Охрана порядка (3)
4.13. Рекреационная сфера (2)
4.14. Торговля (3)


Слайд 24Сайт www.citybarometer.ru


Слайд 25Сводная таблица первичных данных


Слайд 26Индикаторы социально-экономического положения


Слайд 27Сводные индексы развития муниципальных образований
Развитие экономики – характеризует уровень и динамику

развития промышленного производства, строительства, торговли, услуг, малого бизнеса;
Муниципальные финансы – структуру и динамику структуры доходов бюджета, бюджетную обеспеченность и ее динамику, соотношение доходов и расходов муниципального бюджета;
Уровень жизни населения и социальная напряженность – отношение доходов населения и прожиточного минимума, уровень бедности населения, динамику этих показателей;
Благоустройство – степень благоустройства жилищного фонда и динамику показателей, ее характеризующих;
Развитие социальной сферы и демографическая ситуация – уровень и развитие системы здравоохранения и образования, демографическую ситуацию в муниципальном образовании.

Слайд 28Курс «Экономика города и управление муниципальным социально-экономическим развитием» Лекция «Мониторинг и оценка»
Часть

2
«Оценка муниципальных программ»

Слайд 29Мониторинг и оценка

Оценка объясняет:
насколько хорошо или плохо?
почему?
как сделать лучше?

Мониторинг показывает:
сколько?
что?


где?
когда?
как?

Мониторинг описывает объективную ситуацию, оценка анализирует какую-либо деятельность и дает рекомендации по ее совершенствованию


Слайд 30Что такое оценка программы?
Это экспертиза программы, направленная на анализ ее

качества, произведенного ей эффекта и сравнение этих результатов с запланированными
Это способ измерить «успех» программы или ее проектов

Слайд 31Некоторые важные характеристики оценки программ
Объект оценки – программа как управленческое действие

(а не объективная ситуация)
Мониторинг проводится на постоянной основе, оценка – на разовой или периодической основе
По времени проведения:
- до реализации программы (предварительная)
- в ходе реализации (промежуточная)
- по завершении реализации (обобщающая)

Слайд 32Исторический обзор
1950-60-е. Зарождение теории и практики оценки проектов (project evaluation)
1960-80-е.

Выделение теории оценки в самостоятельную область знаний; накопление практического опыта
1980-е. Формирование различных концепций в рамках теории оценки
С конца 1990-х. Появление и практическое применение теории оценки в России

Слайд 33Мотивация проведения оценки
Внутренние стимулы
В ходе мониторинга выявлены какие-либо проблемы
Руководители программы хотят

изучить возможности по повышению ее эффективности
Внешние стимулы
Принято решение о существенном пересмотре программы
Требуется дополнительное финансирование или рассматривается возможность расширения/прекращения программы



Слайд 34Процедура: 1. Определение цели оценки
По целевому назначению:
Оценка потребности в проекте
Оценка хода

реализации
Оценка результативности
Оценка эффективности
Оценка «затраты-выгоды»
Оценка влияния
Например, повышение эффективности управления в муниципалитете в целом или в отдельной отрасли.




Слайд 35Процедура: 2. Определение задач оценки
Задачи оценки формулируются в соответствие с целями,

например:
Анализ причин успехов и неудач программы
Обеспечение и привлечение финансирования
Информирование лиц, принимающих решения
Корректировка содержания программы
Активизация выполнения программы
Анализ разногласий, возникающих в ходе реализации программы
Привлечения внимания общественности к программе
Учет недостатков программы при разработке других программ




Слайд 36Процедура: 3. Организационная схема оценки
ЗАКАЗЧИК
ИСПОЛНИТЕЛЬ
Задание по
оценке
(цель и задачи)
Оценка

– работа, которую профессиональный оценщик выполняет по заказу в соответствие с заданием по оценке


Главное для оценщика – ответить на вопросы заказчика


Слайд 37Процедура: 4. Формирование структуры оценки
II.Параметры оценки
III.Индикаторы оценки
IV.Критерии успеха программы
индикатор
индикатор
индикатор
1.
2.
3.
4.


1.

2.

3.

1.

2.


индикатор
индикатор
индикатор

СРАВНЕНИЕ

3.

I. Вопросы оценки


Слайд 38Вопросы оценки
Соотношение целей и результатов

Степень выполнения мероприятий

Соотношение затрат и эффекта


Слайд 39Необходимые характеристики индикаторов
Определение

Источник информации

Периодичность

Точка отсчета

Целевое значение

Единица измерения


Для каждого индикатора необходимо установить:


Слайд 40Обоснованность
Объективность
Достоверность
Однозначность
Измеримость

Устойчивость
Ориентация на результат
Доступность
Требования, предъявляемые к индикаторам


Слайд 41Методы и инструменты сбора информации
Мониторинг программы
Изучение документации и аналитических материалов
Анкетирование
Фокус-группы
Интервью


Слайд 42Схема отчета по оценке
Описание фактической ситуации
Сравнение фактических показателей/результатов с запланированными (целевыми)
Причины

успехов и неудач
Выводы
Рекомендации

Слайд 43Важнейшие моменты, которые нельзя упустить
В оценке, ориентированной на управление программами, необходима

ориентация на ее промежуточный характер
Все разделы отчета по оценке фокусируются на рекомендациях по принятию дальнейших управленческих решений
Любая программа – это система интересов. Оценщик должен быть хорошим психологом
Негласные правила. Этика оценки. Отношения «заказчик оценки – исполнитель оценки» и конфиденциальность информации


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика