Рейтинги университетов. Что это? Зачем они? Какие и сколько? презентация

Содержание

Ирина Разумова Консорциум НЭИКОН razumova@neicon.ru Science Online в Крыму, июнь 2009 Международные и национальные рейтинги университетов как механизм оценки научной деятельности: альтернатива или дополнение к индексам цитирования?

Слайд 1
Ирина Разумова
Консорциум НЭИКОН
razumova@neicon.ru

Вятка, ВятГУ, октябрь 2009
Рейтинги университетов.
Что это? Зачем они?
Какие и

сколько?



Слайд 2
Ирина Разумова
Консорциум НЭИКОН
razumova@neicon.ru
Science Online в Крыму, июнь 2009
Международные и национальные
рейтинги

университетов как механизм оценки научной деятельности:
альтернатива или дополнение
к индексам цитирования?



Слайд 3Вятка, октябрь 2009
Почему вдруг? Письмо о ФОТ и индикаторе, октябрь 2008

г.


В связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 и требованиями Федерального агентства по образованию по порядку и выполнения работ по распределению централизованной части фонда оплаты труда (далее - ­ФОТ), все университеты должны представлять информацию по следующему индикатору
http://www.kpmo.ru/kpmo/info/nsotdocs.html


Слайд 4Вятка, октябрь 2009
Зачем? Чтобы делить деньги. Бегущая строка на сайте...

Внимание!!! Всем

федеральным учреждениям
необходимо заполнить данные, необходимые для
распределения Рособразованием централизованной части
ФОТ до 1 декабря 2008 г


Слайд 5Вятка, октябрь 2009
Письмо 2008 г. о распределении ЦЧ ФОТ

Данные о количестве

публикаций в Российских изданиях учитывают только публикации в ваковских изданиях.

Индикатор - количество цитирований сотрудников вуза в двух международно признанных индексах цитирования Science Citation Index Expanded и Social Sciences Citation Index, входящие в состав базы данных Web of Science (WoS).

Слайд 6Вятка, октябрь 2009
А дальше определение забыто. Кроме того появляется упоминание о

рейтингах…

«При расчёте индексов цитирования необходимо брать данные о международных индексах цитирования (Шанхайский, Таймс). При их наличии.»


Слайд 7Вятка, октябрь 2009

Что же такое индикаторы, индексы цитирования, и рейтинги ?
Под

индексом цитирования понимается база данных…

Полнейшая абракадабра. Поэтому начнем еще раз…


Слайд 8Вятка, октябрь 2009
Какие бывают базы....
Продовольственная Военная база


база – там лежит там военные
продовольствие






Индексы цитирования: там лежат статьи и цитаты на них. Российская база– РИНЦ, международные: Web of Science, Scopus, Google Scholar

Слайд 9Вятка, октябрь 2009
Какую информацию можно получить из этих баз, то есть,

индексов цитирования ?


Данные по публикационной активности


Данные по цитированию публикаций


Слайд 10Вятка, октябрь 2009
На основании этих данных расчитываются индикаторы
Индикаторы – это цифры.

Они бывают разные
и используются, например, в:

Системе распределения ЦТ ФОТ

Национальных системах аттестации
университетов и НИИ

а также для

Определения рейтингов


Слайд 11Вятка, октябрь 2009
Определение. Что такое рейтинг?

Рейтинги университетов в ВО –

это перечень университетов в порядке, определенном некоторой комбинацией факторов. Рейтинг может быть основан на субъективной оценке «качества», на некоторой комбинации данных статистики, на результатов опросов преподавателей, ученых, студентов, будущих студентов и пр.
Рейтинг – это упорядоченный список, построенный по определенным принципам



Слайд 12Вятка, октябрь 2009
Итак, мы знаем, что такое рейтинги. А зачем они?
«Равнение

на рейтинг». Иван Стерлигов,
«Наука и технологии России — STRF.ru»
http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=20373

с рейтингами во всем мире связывается понятие университета «мирового уровня»
университеты все чаще не только действуют с оглядкой на рейтинги, но и открыто заявляют о своем желании попасть в различные top-50, top-10.
на рейтинги ориентируется все больше абитуриентов и инвесторов


американский независимый центр IHEP (www.ihep.org) выпустил
краткий отчет о влиянии рейтингов на управление университетами.



Слайд 13Вятка, октябрь 2009
Краткие выводы из отчета IHEP
на рейтинги ориентируется вузовское начальство

при комплектовании штата (число нобелевских лауреатов, число full profs)
создаются специальные подразделения для улучшения места в иерархии
в университетах США и Канады для топ-менеджеров предусмотрены бонусы в $10—20 тыс. за движение вверх по списку.



Слайд 14Вятка, октябрь 2009
Краткие выводы из отчета IHEP
приветствуется сотрудничество только с университетами

равного или более высокого статуса
ученых просят публиковаться в высокоцитируемых журналах. Причина все та же - рейтинги
профессоров просят четко и единообразно указывать аффилиацию.
авторов наиболее цитируемых статей регулярно премируют.
рейтинги - одна из причин курса на интернационализацию образования в Германии и Японии. Увеличение доли англоязычных программ и иностранных студентов.



Слайд 15Вятка, октябрь 2009
Рейтингов очень много… И не только университетских
Если говорить только

об университетских
рейтингах. Возьмем данные из
Википедии. http://en.wikipedia.org/wiki/
Международные
Национальные
Региональные



Слайд 16Вятка, октябрь 2009
Наиболее престижные рейтинги

UK: Times, Guardian и The Independent

,
В США огромное значение имеет перечень US News and World Report
КНР «Шанхайский рейтинг»
Во Франции «Профессиональный рейтинг университетов» формирует Ecole des Mines
Германия, Бельгия, Австралия…



Слайд 17Вятка, октябрь 2009
Европа
Евросоюз
Еврокомиссия сформировала список из 22 университетов Евросоюза в наибольшим

влиянием на науку (scientific impact), ранжируя университеты с зависимости от их научного выхода. Этот рейтинг вошел в Третий европейский отчет по индикаторам науки и техники (Third European Report on Science & Technology Indicators) подготовленный Директоратом по науке и научным исследованиям еврокомиссии (Directorate General for Science and Research of the European Commission), 2003 (обновлен в 2004).



Слайд 18Вятка, октябрь 2009
Национальные рейтинги
Europe
European Union
France
Germany
Ireland
Italy
Switzerland
UK
Ukraine

Asia
China
Pakistan
India
Philippines

North America
Canada
USA



Слайд 19Вятка, октябрь 2009
Wikipedia: College and University Rankings


http://en.wikipedia.org/wiki/College_and_university_rankings




Слайд 20Вятка, октябрь 2009
Вернемся к тексту первоисточника

При расчёте индексов цитирования необходимо брать

данные о международных индексах цитирования (Шанхайский, Таймс). При их наличии.


Слайд 21Вятка, октябрь 2009
Международные рейтинги университетов. 1. Таймс
Times Higher Education Supplement (THES)

QS World University Rankings (QS-Quacquarelli Symonds),



Слайд 22Вятка, октябрь 2009
Рейтинг Times Higher Education Supplement (THES) – 6 показателей
число

упоминаний вуза академическим сообществом (Peer Review, 40%);
число упоминаний вуза профессиональными рекрутерами (Recruitment Review, 10%);
процент иностранных студентов вуза (International Students, 5%);
процент иностранных преподавателей вуза (International Faculty, 5%);
соотношение штата ППС и студентов вуза (Faculty / Student, 20%);
соотношение количества цитат и штата ППС (Citation/Faculty, 20%).



Слайд 23Вятка, октябрь 2009
Top 300 Universities in (в пяти предметных областях):
Arts and

Humanities
Life Sciences & Biomedicine
Natural Sciences
Social Sciences
Technologies


Слайд 24Вятка, октябрь 2009
Top 100 2007 THES
37 – США
19 – Великобритания
8 –

Австралия
6 – Канада
4 – Нидерланды
По 3 – Германия, Китай, Гонг Конг
По 2 – Франция, Сингапур
По 1 – Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Ирландия, Ю.Корея, Новая Зеландия, Швеция, Швейцария
Россия – 0!!!!!!!

Слайд 25Вятка, октябрь 2009
Moscow State University
World University Rankings 2008/2007 THES

Area Rank Overall

– 183/231(96 – 2006; 79 – 2005)
Natural Sciences – 29
Technology - 104
Social Science - 207
Life Sciences & Biomedicine -132
Arts and Humanities - 166


Слайд 26Вятка, октябрь 2009
St. Petersburg State University
World University Rankings 2008/2007

RankOverall – 224/239

(2006 -164; 2005 -218)
Natural Sciences – 81
Arts and Humanities - 191
Life Sciences & Biomedicine -237


Слайд 27Вятка, октябрь 2009
Moscow State University
World University Rankings 2008/2007 THES
Area Rank Overall

– 183/231(96 – 2006; 79 – 2005)
Natural Sciences – 29
Technology - 104
Social Science - 207
Life Sciences & Biomedicine -132
Arts and Humanities - 166


Слайд 28Вятка, октябрь 2009
St. Petersburg State University
World University Rankings 2008/2007

RankOverall – 224/239

(2006 -164; 2005 -218)
Natural Sciences – 81
Arts and Humanities - 191
Life Sciences & Biomedicine -237


Слайд 29Вятка, октябрь 2009
Российские университеты в THES 2008
МГУ – входит в

Top 200
СПбГУ – входит в Top 300
Новосибирский государственный университет и Томский государственный университет входят в Top 500
Новосибирский государственный университет также имеет места : 256 по Technology и 172 по Natural Science)
В предыдущие годы в THES также входил Казанский государственный университет

Слайд 30THES 2009
http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2009/results


Слайд 31Вятка, октябрь 2009


Слайд 32Вятка, октябрь 2009


Слайд 33Вятка, октябрь 2009


Слайд 34Вятка, октябрь 2009
Критика
Субьективизм (Peer Review, 40%; Recruitment Review, 10%);
Не определено

кто эксперты и какие вопросы им задают.
Эксперты должны просто назвать 30 университетов. Но каких?
Университетские власти поощряют участие в опросе вплоть до финансовых рычагов. Что порождает необъективность.
Уровень отклика очень низкий, в 2006 году – менее 1% от разосланных анкет (1600 из 190 000). Отклик преимущественно из стран, читающих Times (?)
Много количественных ошибок в соотношении числа студентов и преподавателей.
Результаты неустойчивы, особенно в нижней части таблицы. Примеры среди первых 200:
Fudan (China): 72 - 195
RIFT (Australia): 55 - 146,
Emory (USA): 173 - 56,
Perdue (USA): 59 - 127



Слайд 35Вятка, октябрь 2009
Международные рейтинги университетов. 2. «Шанхайский»

Academic Ranking of World

Universities, ARWU,

Shanghai Jiao Tong University, 2003.

www.arwu.org



Слайд 36Вятка, октябрь 2009
Шанхайский рейтинг университетов – ARWU

Число дипломированных выпускников ВУЗа, получивших

Нобелевскую премию (физика, химия, медицина и экономика ) или медаль Филдса (математика) (Alumni,10 %)
общее число сотрудников, получивших Нобелевскую премию (физика, химия, медицина и экономика ) или медаль Филдса (математика) (Award, 20%);
число исследователей, попавших в число часто цитируемых авторов по 21 области наук (HiCi, 20%);
Все данные берутся за все годы с разным весом



Слайд 37Вятка, октябрь 2009
Шанхайский рейтинг университетов – ARWU

Число статей, опубликованных авторами университета

в журналах Nature и Science за последние пять лет (N&S, 20%);
Общее число статей, опубликованных в журналах Web of Science (SCIE, SSCI и AHCI) в предыдущем году (SCI, 20%);
результат деления суммы баллов по предыдущим пяти показателям на число эквивалентов полной ставки (FTE) академического персонала (Size, 10%).



Слайд 38Вятка, октябрь 2009
Откуда берутся данные

Nobel Prize winners. http://nobelprize.org/

Fields Medals. http://www.mathunion.org/medals/

Highly cited

researchers. http://www.isihighlycited.com

Articles published in Nature and Science. http://www.isiknowledge.com

Articles indexed in Science Citation Index-Expanded and Social Science Citation Index. http://www.isiknowledge.com.

FTE. Данные национальных агентств: National Ministry of Education, National Bureau of Statistics, National Association of Universities and Colleges, National Rector's Conference.



Слайд 39Вятка, октябрь 2009
Top 500 World Universities 2007/2008 – ARWU


Слайд 40Вятка, октябрь 2009


Слайд 41Вятка, октябрь 2009
Критика и обвинения
Перекос в сторону СТМ наук – Nature,

Science
Перекос в сторону СТМ наук – Nobel Prize Winners, Fields Medalists
Статья 2007 в авторитетном журнале Scientometric обвиняет ARWU в невоспроизводимости результатов. То есть, из изначальных данных невозможно получить итоговые цифры, пользуясь заявленной методологией.
«Irreproducability of the results of the Shanghai academic ranking of world universities», Razvan V. Florian. Scientometrics, 2007, V. 72, #1



Слайд 42Вятка, октябрь 2009
Newsweek: 100 Global Universities
50% данные ARWU:
число исследователей, попавших

в число часто цитируемых авторов по 21 области наук (HiCi);
Число статей, опубликованных авторами университета в журналах Nature и Science за последние пять лет (N&S);
Общее число статей, опубликованных в журналах Web of Science (SCIE, SSCI и AHCI) в предыдущем году (SCI);
В равных долях: по 50/3 %



Слайд 43Вятка, октябрь 2009
Newsweek: 100 Global Universities
40 % данные THES
В равных

долях по 10 %:
доля иностранных студентов вуза (International Students);
доля иностранных преподавателей вуза (International Faculty);
соотношение штата ППС и студентов вуза (Faculty / Student);
соотношение количества цитат и штата ППС (Citation/Faculty).
10% фонды библиотеки – число томов



Слайд 44Вятка, октябрь 2009



Слайд 45Вятка, октябрь 2009
Международные рейтинги университетов. 5. GUR


Наш международный рейтинг
Global University Ranking,

GUR
«про наши говорить не хочется…»



Слайд 46Вятка, октябрь 2009
Международные рейтинги университетов. 5. GUR


Но, может быть, надо?
Тогда еще

10 слайдов в конце презентации



Слайд 47Вятка, октябрь 2009
Новый Глобальный Рейтинг Мировых Университетов 2009
Создатель Независимое рейтинговое агентство

РейтОР
Вошло 430 университетов мира
http://www.globaluniversitiesranking.org/
В Top 100 лучших университетов мира вошло 3 российских вуза (МГУ – 5 место, МГТУ им. Баумана – 55 место, СПбГУ – 84 место)

Слайд 48Вятка, октябрь 2009
Критика
Данные собираются не независимым образом из имеющихся международных источников,

а на основании вопросника.
Решение о значимости того или иного раздела и о распределении мест в нем принимается экспертами .
Данных о весомости каждого разделе не приводится.
Не конкретизировано, что входит в др. – другие награды мирового уровня.
Членство в международных академиях вообще представляется сомнительной вещью.
Не конкретизировано, какие (где) публикации учитываются.
Почему не учитываются ссылки российских авторов, а если статья совместная? Кто считает эти ссылки и как? Да еще за истекший учебный год.
Пункт о числе выезжающих студентов и преподавателей я бы вообще поставила со знаком «минус». Кто поедет куда-то из Гарварда или Оксфорда?



Слайд 49Вятка, октябрь 2009
Рейтинги, индексы цитирования и национальные системы аттестации ВУЗов

Рейтинги составляются

как правительственными так, что чаще и неправительственными структурами.
Они учитывают многие показатели: иногда количественные иногда качественные.
Они бывают объективными и субъективными.
Они бывают авторитетными и неавторитетными.
С ошибками и без.



Слайд 50Вятка, октябрь 2009
Национальные системы аттестации НИИ и ВУЗов -в НЭИКОНе мы

этими вопросами занимались (интересовались)


Многие рейтинги используют данные индексов цитирования (WoS, Scopus, м.б., РИНЦ?) при подсчете одного или нескольких параметров, использующихся при составлении рейтинга.
Практически все национальные системы аттестации (Evaluation) используют данные о результативности научной работы (Scientific Output): число публикаций, в WoS и не в WoS, число докладов, число монографий. При этом используются разные нормировки.
Потом все эти данные пересчитываются в бальную систему и в конце-концов в материальные блага.



Слайд 51Вятка, октябрь 2009
РЕЗЮМЕ
Влияние рейтингов велико и будет только возрастать
Рейтинг не может

заменить индекс цитирования, так как использует данные из индексов цитирования.

Спасибо за внимание!

Слайд 52Вятка, октябрь 2009
Уровень организации учебной работы Университета
Число образовательных программ по

каждому из трех уровней обучения
Общая численность профессорско-преподавательского состава
Численность студентов, по уровням обучения, чел.
Победы студентов в международных студенческих олимпиадах, начиная с 2001 года 



Слайд 53Вятка, октябрь 2009
Уровень организации исследовательской работы
Число свидетельств об открытиях и патентов

на изобретения, начиная с 2001 года
Число почетных профессоров (докторов) Университета, являющихся нобелевскими лауреатами, лауреатами медали Филдса, других наград мирового уровня, начиная с 2001 года
Число наград мирового уровня (Нобелевская премия, медаль Филдса и др.), полученных сотрудниками Университета, начиная с 2001 года



Слайд 54Вятка, октябрь 2009
Профессиональный уровень проф.-преп. состава (ППС)
Общее число публикаций ППС (статьи,

учебники, монографии и т.п.) в 2007/2008 учебном году ?
Доля ППС, имеющего ученые степени, на прошедший учебный год, %
Общее число профессоров Университета – членов международных и национальных научных академий в прошедшем учебном году, чел.
Средний индекс цитируемости публикаций одного преподавателя Университета зарубежными авторами в прошедшем учебном году (без учета ссылок отечественных авторов)



Слайд 55Вятка, октябрь 2009
Уровень обеспеченности ресурсами Университета
Общий бюджет Университета в истекшем финансовом

году, включая государственные и региональные ассигнования, пожертвования, гранты, средства, заработанные от предоставления образовательных услуг и НИОКР, млн долл. США
Общая стоимость учебно-лабораторной базы Университета в истекшем финансовом году, млн долл. США
Мощность вычислительного центра Университета, Tflops



Слайд 56Вятка, октябрь 2009
Уровень социально значимой деятельности выпускников
Общее число ныне живущих выпускников

Университета, добившихся общественного признания: выдающиеся деятели науки, культуры, бизнеса, политики, государственные чиновники, администраторы территорий и крупных городов (с населением более 100 тыс. чел.), крупные руководители международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.), чел.
?
 



Слайд 57Вятка, октябрь 2009
Уровень организации международной деятельности
Международные академические сообщества, в которых Университет

состоял в прошедшем учебном году
Общее число иностранных университетов – партнеров двусторонних соглашений с Университетом в прошедшем учебном году
Общее число сотрудников Университета, являющихся почетными профессорами (докторами) иностранных университетов
Общее число иностранных студентов, обучавшихся в Университете в прошедшем учебном году



Слайд 58Вятка, октябрь 2009
Уровень организации международной деятельности
Общее число студентов Университета, выезжавших/прибывших на

включенное обучение в университеты других стран; общее число профессоров Университета, выезжавших в зарубежные университеты для ведения преподавательской и исследовательской работы
(За какой срок? Кто их считает и как?)



Слайд 59Вятка, октябрь 2009


Слайд 60Вятка, октябрь 2009


Слайд 61Вятка, октябрь 2009


Слайд 62Вятка, октябрь 2009
Украина


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика