Слайд 1Современные подходы к управлению качеством
медицинской помощи в условиях
модернизации системы здравоохранения
Министерство здравоохранения
и социального
развития Российской Федерации
Начальник отдела нормативно-правового регулирования специализированной медицинской помощи
А.А.Мартынов
Слайд 2Особенности здоровья населения в современных условиях
Низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи,
не обеспечивающей воспроизводства населения.
Высокая смертность, особенно смертность мужчин в трудоспособном возрасте в результате несчастных случаев, отравлений и травм.
Ухудшение здоровья населения, низкая ожидаемая продолжительность жизни.
Устойчивая тенденция старения населения.
Уменьшение миграционного прироста.
Слайд 4Своевременное получение медицинской помощи (по данным социологических опросов населения,
май 2006
г., n =5973)
Слайд 5Оценка качества оказываемой медицинской помощи
(по данным социологических опросов населения,
май
2006 г., n =5973)
Плохое
46,2%
Слайд 6Отраслевая программа
«Управление качеством в здравоохранении»
Разработать и внедрить единую стратегию непрерывного
улучшения качества продукции и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, гармонизированной с международными стандартами в области обеспечения качества.
Создать службу управления качеством в здравоохранении.
Обеспечит эффективное взаимодействие между органами управления здравоохранением на всех уровнях, фондами обязательного медицинского страхования, организациями здравоохранения, страховыми медицинскими организациями, общественными и другими организациями в целях непрерывного повышения качества продукции и услуг в здравоохранении.
Перейти к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения.
Сформировать мотивацию, а также разработать и внедрить экономические механизмы стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества продукции и услуг в здравоохранении
Слайд 7Основные характеристики качества
Соответствие медицинской помощи современному уровню развития науки, установленным
требованиям, стандартам;
Удовлетворение потребностей пациентов;
Оптимальное (эффективное) использование ресурсов.
Слайд 8Принципы управления качеством в здравоохранении
В центре системы здравоохранения стоят потребности гражданина
в сохранении и укреплении здоровья.
Принятие клинических и управленческих решений основывается на научном подходе.
Система управления качеством изменяет стереотипы от контроля индивидуального выполнения работ, к совершенствованию технологических процессов и их ресурсного обеспечения.
Соответствие законодательству, нормативно-правовым актам Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки.
Обеспечение возможности контроля установленных требований объективными методами.
Слайд 9Методология управления качеством
Обеспечение медицинского работника адекватными условиями, научно-обоснованными технологиями и ресурсами;
Стимулирование
выполнения помощи качественно;
Личная ответственность за результаты.
Слайд 10Стандартизация в здравоохранении
Стандартизация медицинской помощи – основа финансового обеспечения, ориентированного на
конечный результат.
Слайд 11Стандартизация в здравоохранении
Единообразие, упорядочивание, устранение неоправданных вариаций.
Гарантии безопасности.
Обеспечение адекватного качества медицинских
услуг.
Достижение совместимости (касается множества объектов – организационные технологии; медицинские услуги; квалификация персонала; экономические аспекты, лекарственные средства и медицинская техника; документация, информационные технологии)
Слайд 12Проект Федерального закона «О внесении дополнений в статью 1 Федерального закона
«О техническом регулировании»
Статья 1. Дополнить пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52 (часть I), ст. 5140) после слов «на государственные образовательные стандарты» словами «государственные медицинские стандарты».
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Слайд 13Новые формы документов
Стандарты медицинской помощи.
Протоколы ведения больных.
Клинико-экономические протоколы.
Клинические протоколы.
Слайд 14Стандарты медицинской помощи
Стандарты оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (80 стандартов).
Стандарты оказания санаторно-курортной
помощи (26 стандартов).
Стандарты оказания скорой медицинской помощи (41 стандарт).
Стандарты оказания высокотехнологичной медицинской помощи (298 стандартов).
Стандарты оказания специализированной медицинской помощи (4 стандарта).
Слайд 15Лицензирование медицинской деятельности
В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по вопросам разграничения
полномочий Министерством был издан приказ об организации медицинской помощи:
Первичная медико-санитарная помощь;
Специализированная медицинская помощь;
Высокотехнологичная медицинская помощь.
Слайд 16Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004
г.
Стратегическая цель развития отечественного здравоохранения – повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации.
В.В. Путин
Москва, 26 мая 2004 г.
Слайд 17Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения
«В начале 2006 г. заработная плата
участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестер — как минимум на 5 тысяч рублей. При этом ее конкретный размер должен прямо зависеть от объема и качества оказываемой медицинской помощи. Хочу подчеркнуть: не до 10 и до 5 тысяч, а на 10 и на 5 тысяч, то есть плюсом к тому, что есть»
В.В.Путин
5 сентября 2005 г.
Слайд 18Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения
Основные приоритеты для принятия дополнительных мер
в 2006 – 2007 годах:
Развитие первичной медицинской помощи;
Развитие профилактического направления медицинской помощи;
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Слайд 19Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения
Повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи
Переход на
новые формы оплаты труда врачей;
Укрепление диагностической службы первичной медико-санитарной помощи;
Укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи.
Слайд 20Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения
Усиление профилактической направленности
здравоохранения
Формирование у населения культуры
здоровья;
Повышение мотивации к сохранению своего здоровья;
Проведение дополнительной диспансеризации работающего населения;
Формирование Паспорта здоровья для каждого жителя страны.
Слайд 21Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения
Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах
медицинской помощи, перевод федеральных специализированных медицинских учреждений на работу в условиях государственного заказа;
Создание медицинских центров, способных с учетом достижений медицинской науки совершить прорыв отечественного здравоохранения в области высоких технологий.
Слайд 22Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения
Финансовое обеспечение на 2006 год
Дополнительный
объем необходимых средств федерального бюджета составляет 5,9 млрд. руб. и связан:
- с ростом расходов на осуществление дополнительных денежных выплат медицинским работникам, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в связи с увеличением прогнозируемой численности данной категории медицинских работников и включения в нее мед. работников ведомственных учреждений здравоохранения (например, ФМБА) (5,4 млрд.руб.);
- с ростом расходов на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу ФАПов и скорой медицинской помощи, связанный с уточнением численности и применением соответствующих коэффициентов (0,5 млрд.руб.)
Ожидаемый объем финансовых затрат на реализацию проекта в 2006 году составит 100,1 млрд.руб.
Слайд 23Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения
Финансовое обеспечение на 2008-2009 годы
Ожидаемый объем
финансовых затр
Запланированный объем финансирования
из федерального бюджета – 157,1 млрд.руб.:
2008 год – 75,3 млрд. руб.
2009 год – 81,8 млрд. руб.
Необходимый объем финансирования за счет средств государственных внебюджетных фондов – 37,6 млрд.руб.
2008 год – 18,6 млрд. руб.
2009 год – 19,0 млрд. руб.
Общая сумма финансовых затрат – 194,7 млрд.руб.
2008 год – 93,9 млрд. руб.
2009 год – 100,8 млрд. руб.
Слайд 24Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения
Общая сумма расходов в 2008 –
2009 годах составит
254,0 млрд. рублей, в том числе:
2008 год – 120,8 млрд. рублей
2009 год – 133,2 млрд. рублей.
Слайд 25Расширение Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на 2008-2009 годы