Санкт-Петербург, Шестая ежегодная конференция из цикла Леонтьевские чтения, сентябрь 2006 презентация

Содержание

Как преодолеть дефицит демографической информации? Обследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ) часть международной программы «Поколения и

Слайд 1
Санкт-Петербург,
Шестая ежегодная конференция из цикла «Леонтьевские чтения»,
сентябрь 2006

Татьяна Малева


Можно

ли повысить рождаемость в России? 

Эмпирические измерения и 
вызовы социальной политике

Слайд 2 Как преодолеть дефицит демографической информации?
Обследование
«Родители и дети,
мужчины и

женщины
в семье и обществе» (РиДМиЖ)
часть международной программы
«Поколения и Гендер»
(Generations & Gender)
Первая волна обследования в России
Середина 2004 года
Выборка – 11261 чел. в возрасте 18-79 лет
1 респондент = 1 домохозяйство
Свыше 2000 переменных о респонденте, его/ее партнере, родителях, детях, членах домохозяйства
Репрезентативно на уровне РФ



Слайд 3 Международная программа Generations & Gender Programme (GGP) Координатор – Отдел народонаселения Европейской

экономической комиссии ООН

Провели обследования, близкие к тематике GGP:
Венгрия (2001 и 2005), Италия (2003), Япония (2004)

Обследования по программе GGP проведены:
Российская Федерация (пилотное обследование – осень 2002, основное обследование - лето 2004), Болгария (осень 2004), Австралия (2005), Германия (2005), Франция (2005), Чехия (2005), Эстония (2004-2005),Грузия (2006), Литва (2006)

Планируют проведение обследования GGP:
2006 г.: Австрия, Польша, Румыния, Словения, Турция
2007 г.: Бельгия, Норвегия

Дата обследования еще не определена:
Греция, Португалия


Слайд 4 Какие факторы определяют рождаемость? Рождения за последние 3 года в зависимости

от числа уже имеющихся детей Женщины в возрасте 18-44 гг.

Слайд 5Рождаемость в течение последних трех лет по типу поселений, %


Слайд 6Рождаемость в течение последних трех лет в разрезе пятилетних возрастных групп

женщин, %



Слайд 7
Уровень образования женщин, родивших ребенка в течение последних 3 лет, %



Отклонения

в рождаемости различных образовательных групп женщин в возрастном разрезе, раз





Слайд 8 Относительная вариация числа детей

по возрасту и уровню образования матери, отклонение от средней Фактические рождения Потенциальные рождения

Слайд 9Рождаемость в течение последних трех лет в зависимости от трудового статуса

партнеров, %



Слайд 10 Жилищная обеспеченность до рождения, число комнат в расчете на одного члена

домохозяйства * * Дети до 3 лет вычтены из числа членов семьи



Слайд 11Жилье Жилищная обеспеченность, %

Удовлетворенность жильем, %

Слайд 12Фактическое число детей и намерения относительно будущих рождений в разрезе децильных

групп

Слайд 13Структура децильных групп в зависимости от числа детей в домохозяйстве, %


Слайд 14 Недоходные характеристики материального положения домохозяйств в зависимости от числа детей Самооценка уровня

доходов, % Возможность сберегать, %

Слайд 15Фактическое и потенциальное число детей у женщин в различных религиозных группах


Слайд 16Социально-демографическая структура бедных НОБУС, 2003


Слайд 17Риск и глубина бедности


Слайд 18Уровень имущественного потенциала российских семей


Слайд 19Доступность медицинской помощи, % от численности группы


Слайд 20 Депривации и исключения: концентрация лишений у домохозяйств (%) Обследование населения в Ленинградской

области, НИСП, 2005



Слайд 21Факторы бедности, обладающие статистической значимостью

Высокая детская нагрузка (соотношение числа детей и

трудоспособных): свыше 0,5

Отсутствие у взрослых членов домохозяйства высшего образования

Отсутствие у взрослых членов домохозяйства работы

В домохозяйстве есть занятые с заработной платой ниже прожиточного минимума

В домохозяйстве есть пенсионеры с пенсией ниже прожиточного минимума

Тип поселения (малые города, поселки городского типа, сельская местность)

Слайд 22Что из этого следует? Выводы для социальной политики
Семьи с детьми составляют самую

большую группу среди бедных и отличаются повышенным риском и глубиной бедности. Экстремальные уровни риска и глубины бедности характерны для многодетных семей. Появление второго ребенка в полной семье существенно повышает риск бедности.

Нет однозначно тесной связи между бедностью, определенной на основе доступа к денежным и неденежным активам: многие небедные по доходам семьи имеют плохие жилищные условия, и наоборот. Если оценивать бедность на основе доступа к неденежным материальным активам, то семьи детьми уже не так однозначно лидируют среди бедных. Вместе с тем, неполные и многодетные семьи попадают в число уязвимых групп и в том, и в другом случае.

На общем фоне существования барьеров в доступе к медицинским услугам дети не выглядят как уязвимая группа.

Почти в половине бедных семей с детьми родители или не имеют работы, или получают заработную плату ниже прожиточного минимума.

Помимо денежного дохода существенным барьером на пути к росту рождаемости является крайне низкая жилищная обеспеченность.

Семьи с детьми составляют больше половины от общего числа бедных практически во всех регионах. Исключением являются столичные агломерации.

Слайд 23 Желаемое и действительное. В чем различия? Факторы, влияющие на репродуктивное поведение и

репродуктивные намерения

Обозначения: «+» – фактор статистически значим (независимо от направления влияния);
«–» – фактор статистически незначим;
«?» - отсутствует релевантная информация


Слайд 24Обозначения: «+» – фактор статистически значим (независимо от направления влияния);

«–» – фактор статистически незначим;
«?» - отсутствует релевантная информация

Желаемое и действительное. В чем различия? Факторы, влияющие на репродуктивное поведение и репродуктивные намерения


Слайд 25Что из этого следует? Выводы для демографической политики

Потенциал для повышения рождаемости в

современной России есть. Даже при предположении, что все женщины, которые хотят в будущем иметь детей, смогут родить лишь по одному ребенку, рождаемость в ближайшие три года может возрасти с 1,2 до 1,5 ребенка на одну женщину.

В политике нельзя уповать лишь на материальные меры стимулирования роста рождаемости. Среди факторов, реально влияющих на процессы в этой сфере, не менее важную роль играют социальные факторы, иногда никак не связанные с ростом экономического благополучия населения.

Если семейная политика будет ориентироваться лишь на официально зарегистрированные браки, то из сферы политического воздействия будут выпадать значительные группы населения, обладающие определенным потенциалом роста рождаемости.

Если рост рождаемости не будет сопровождаться изменениями в трудовых отношениях, внедрением гибких форм занятости для женщин, развитием рынка социальных услуг по воспитанию и образованию детей, то либо потенциал рождаемости у этих групп не будет реализован, либо женщины значительно сократят свое участие в рабочей силе.

Слайд 26Что из этого следует? Выводы для демографической политики
Общество должно быть готовым

к тому, что первыми на меры социальной политики в области демографии отреагируют национальные группы, исповедующие ислам.

Чтобы знать, что делать, нужно знать, что происходит. Необходимы социологические исследования, позволяющие ответить на вопросы:

Реализуются или нет намерения респондентов в отношении будущих рождений?

Какие факторы будут способствовать повышению рождаемости, а какие – тормозить?

Какие из них приносят быстрый и ощутимый эффект, а какие являются факторами «отложенного действия»?

Повлияют ли на эту динамику меры, предложенные правительственной программой в 2006 г.?

Наконец, почему социально-экономические факторы по-разному влияют на реальное поведение сегодня и репродуктивные намерения людей в будущем?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика