11 С.В.Шишкин Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Юбилейная конференция, посвященная 20-летию начала экономических реформ. презентация

Содержание

Реформирование здравоохранения: основные вехи Введение обязательного медицинского страхования – 1991-1993 Децентрализация управления и бюджетного финансирования – 1992 Программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников – с 2005 Приоритетный национальный проект «Здоровье» - с

Слайд 1
С.В.Шишкин
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики

Юбилейная конференция, посвященная

20-летию начала экономических реформ и перспективам дальнейшего развития России
Санкт-Петербург, 10 сентября 2011

Реформирование здравоохранения: достижения и неудачи двух десятилетий


Слайд 2Реформирование здравоохранения: основные вехи
Введение обязательного медицинского страхования – 1991-1993
Децентрализация управления и бюджетного

финансирования – 1992
Программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников – с 2005
Приоритетный национальный проект «Здоровье» - с 2006
Новая система оплаты труда
Региональные программы модернизации здравоохранения 2011-2012
Новая модель обязательного медицинского страхования 2011
Закон «Об основах охраны здоровья населения» - 2011?



Слайд 3Основные достижения и неудачи введения системы ОМС
Достижения:
Более стабильное финансирование медицинских учреждений
Переход

от сметного финансирования к оплате за результаты
Усиление контроля качества медицинской помощи и защиты прав пациентов
Рост эффективности использования ресурсов в отдельных регионах

Неудачи:
ОМС не заместило, а дополнило бюджетную систему финансирования
Провал конкурентной модели ОМС
Региональная чересполосица моделей ОМС




Слайд 4Введение ОМС: не замена, а дополнение бюджетной системы финансирования здравоохранения
Источник: расчеты

по данным Росстата и Минздравсоцразвития России.

Соотношение бюджетной и страховой систем финансирования здравоохранения в России, 1991-2009 гг.


Слайд 5Провал конкурентной модели ОМС
Число страховых компаний в системе ОМС
Множественность страховщиков, но

нет конкуренции в интересах застрахованных
Страховщики – излишние посредники

Слайд 6Введение ОМС: многообразие региональных моделей
Распространенность методов оплаты стационарной помощи в системе

ОМС в субъектах РФ в 2004-2006 гг., в %



Слайд 7Уровень централизации в государственном финансировании здравоохранения
Источник: расчеты по данным Росстата и

Минздравсоцразвития России.

Слайд 8Последствия децентрализации финансирования здравоохранения
Соотношения размеров расходов бюджетов субъектов РФ на здравоохранение

и физическую культуру в 1996 г. и 2009 г., в расчете на одного жителя*, Москва = 100%

* с учетом коэффициентов удорожания условной единицы бюджетной услуги.
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства и Министерства финансов России.

Индекс Джини:
1996 г. - 0,195
2009 г. - 0,252


Слайд 9Дифференциация государственного финансирования здравоохранения в субъектах РФ
Источник: расчеты по данным

Федерального казначейства и Министерства финансов России

Уровень подушевого государственного финансирования здравоохранения по субъектам РФ (с учетом территориальных коэффициентов) в 2009 году, руб. на чел


Слайд 10Программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников
Достижения:

Повышение доступности лекарственных средств для льготников

Неудачи:
Эскалация

затрат
Бегство льготников из программы






Слайд 11Приоритетный национальный проект «Здоровье»
Достижения:

Улучшение ресурсного обеспечения медицинских учреждений
Повышение доступности высокотехнологичной медпомощи


Временное решение проблемы нехватки участковых врачей
Программа родовых сертификатов





Неудачи:

Неэффективный инвестиционный компонент
Минимальные институциональные преобразования
Минимум затрат на развитие здорового образа жизни
Минимум вложений в человеческий капитал медработников




Слайд 12Условия реализации реформ в российском здравоохранении

Возможность получить дополнительные деньги

Возможность

использовать новые каналы движения этих денег

Полная контролируемость процесса из центра

Источник: http://www.polit.ru/lectures/2006/06/29/shishkin.html


Слайд 13Новый закон об ОМС: движение к доминированию страховой системы
Источник: расчеты по

данным Росстата и Минздравсоцразвития России.

Соотношение бюджетной и страховой систем финансирования здравоохранения в России, 1991-2009 гг. и 2013 гг.


Слайд 14Новый закон об ОМС: централизация и унификация
Полная централизация взносов на ОМС

работающего и неработающего населения

Выравнивание финансового обеспечения территориальных программ ОМС на уровне единого подушевого норматива затрат

Унификация методов оплаты медицинской помощи

Источник: расчеты по данным Росстата, Минздравсоцразвития России, финансово-экономического обоснования проекта закона «Об обязательном медицинском страховании»


Слайд 15Новый закон об ОМС: от неконкурентной модели ОМС к развитию конкуренции
Сохранение

частных страховых медицинских организаций

Расширение права выбора пациентами страховой организации, врача, медицинской организации

Усиление экономической заинтересованности страховых медицинских организаций в эффективном использовании ресурсов



Распространенность ситуаций выбора врача или медицинской организации пациентами


Слайд 16Проект закона «Об основах охраны здоровья населения»
Усиление централизации в управлении

здравоохранением
Конкретизация государственных гарантий
Уточнение права на выбор врача и медорганизации


Слайд 17Результаты проведения реформ в здравоохранении

Влияние на показатели здоровья

Влияние на доступность

медицинской помощи и уровень финансовой защиты пациентов

Влияние на распределение бремени финансирования здравоохранения

Слайд 18Динамика показателей состояния здоровья населения
Смертность населения России на 1000 чел. в

1990-2010 гг.

Источник: Росстат

Заболеваемость населения России на 1000 чел. в 1990-2008 гг.

Смертность на 1000 населения

Члены ЕС с 2004 или 2007 гг.


Слайд 19Результаты проведения реформ в здравоохранении

Влияние на показатели здоровья

Влияние на доступность

медицинской помощи и уровень финансовой защиты пациентов

Влияние на распределение бремени финансирования здравоохранения

Слайд 20Декларативность гарантий бесплатной медицинской помощи и низкий уровень финансовой защиты пациентов
Источник:

расчеты ГУ-ВШЭ по данным Росстата и Федерального фонда ОМС

Динамика расходов государства на здравоохра-нение в реальном выражении (1991 г. = 100%)

Динамика расходов населения на лекарства и медицинские услуги (млрд. руб., в ценах 1994 г.)

Рост расходов государства на здравоохранение

Улучшение доступности лекарств в стационарах

Рост распространенности практик оплаты медицинских услуг

Источник: расчеты ГУ-ВШЭ по данным РМЭЗ, 1994-2009 гг.


Но:

Доля пациентов, плативших за различные виды медицинских услуг (деньгами или подарками), среди обращавшихся за данным видом услуг, %


Слайд 21Платежи за стационарную помощь перемещаются в тень, за амбулаторную – выходят

из тени

Доля пациентов, оплачивающих необходимую медицинскую помощь неофициально, в общем числе плативших


Источник: расчеты ГУ-ВШЭ по данным РМЭЗ, 1994-2009 гг.




Слайд 22Обеспеченные постепенно выходят из общественной системы здравоохранения
Обращаемость в частные медучреждения среди

обращавшихся за амбулаторно-поликлинической помощью по доходным группам

Источник: расчеты Е.В.Селезневой по данным РМЭЗ, 1994-2009 гг.


Слайд 23Результаты проведения реформ в здравоохранении

Влияние на показатели здоровья

Влияние на доступность

медицинской помощи и уровень финансовой защиты пациентов

Влияние на распределение бремени финансирования здравоохранения

Слайд 24Распределение бремени расходов на лечение среди разных доходных групп населения
Средние

доли расходов на лечение* в доходах домохозяйств за вычетом расходов на питание, в месяц, по группам домохозяйств с разным уровнем подушевых доходов в 1994 г. и 2004 г., в %


* - расходы домохозяйств на амбулаторную и стационарную медицинскую помощь и на лекарства, выписываемые врачом.

Источник: расчеты по данным РЭМЗ 1994 и 2004 гг.


Слайд 25Стратегии решения задачи улучшения здоровья населения

1. Стратегия догоняющего развития
Государственные подушевые

расходы на здравоохранение в 2008 г. в России и странах ОЭСР (долларов ППС)

Источники: базы данных ОЭСР и ВОЗ

Сокращение разрыва с западноевропейскими странами в качестве и доступности медицинской помощи главным образом за счет наращивания финансирования здравоохранения

Но: для достижения в 2020 г. сегодняшнего уровня финансирования здравоохранения в странах Запада потребуется, как минимум, пятнадцатипроцентный ежегодный прирост государственных расходов на здравоохранение

2. Стратегия асимметричного ответа: приоритет обеспечению комплексности и росту эффективности

Формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний

Повышение эффективности использования ресурсов системы здравоохранения


Слайд 26Сценарии реализации предлагаемой стратегии


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика