1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ Член-корр.РАМН, проф. презентация

Содержание

Л.С.Выгодский Создание условий – основа для воспитания»

Слайд 1





НИИ гигиены и охраны здоровья
детей и подростков НЦЗД РАМН

СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ

ЗДОРОВЬЯ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ

Член-корр.РАМН, проф. Кучма В.Р.
Д.м.н., проф. Степанова М.И.


Слайд 2

Л.С.Выгодский


Создание условий –
основа для воспитания»


Слайд 3







Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных

программ

Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов


Слайд 4Образовательная среда
- это совокупность
программ, методов,
технологий и технических


средств обучения, учебников и учебных пособий, особенностей организации обучения и условий, в которых оно реализуется, включая организацию питания, двигательной активности и досуга.

Слайд 5Формирование здоровья детей зависит от состояния образовательной среды


Слайд 6Вклад факторов школьной среды (Сухарев А.Г.,2009)

Непосредственное влияние факторов внутришкольной среды

на формирование здоровья учащихся достигает
40%

Слайд 7Особенно высокими темпами увеличивается распространенность
школьно-обусловленных нарушений здоровья:
нервно-психических

и вегетативных расстройств, нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения,
функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Слайд 8Факторы риска школьной среды
Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки
Нерациональные педагогические технологии

и расписание занятий

Авторитарная педагогика

Снижение возраста начала школьного обучения

Гиподинамичный характер обучения

Нерациональное чередование учебы и каникул

Плохая организация школьного питания

Несоблюдение гиг. треб. к освещенности, микроклимату, мебели, ТСО, ЭМП


Слайд 9УРОВЕНЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
55,8% учреждений по ряду критериев не соответствуют

санитарно-эпидемиологическим требованиям
В 2,9% учреждений - регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима
В 18,6% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся
В 16,5% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы
В 17,1% учреждений – низкие уровни освещения.
Микроклимат в 10,5% учреждениях не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям


Слайд 10Распределение классов начальной школы по уровню оборудованных рабочих мест в соответствии

с длиной тела учащихся

Слайд 11ПАРТА И КОМПЛЕКТ СТОЛ-СТУЛ


Слайд 12
Современные виды ученической мебели


Слайд 13РАЗНЫЕ ВИДЫ КОНТОРОК (для обучения в позе стоя)


Слайд 14Элементы средового пространства для работы в режиме сидя-стоя



Слайд 15 Варианты средового пространства


Слайд 16Показатели ФСО и острой заболеваемости младших школьников

3,0
0,65


Слайд 17Сравнение реального объема школьного образования


Слайд 18Причины школьного стресса по мнению родителей (Рубцов В.В., 2007)


Слайд 19Состояние здоровья старшеклассников в зависимости от объема образовательной нагрузки


Слайд 20Инновационный – модульный принцип составления расписания учебных занятий
заключается

в использовании единого временного модуля продолжительностью 30 минут

сдваивание уроков по одному предмету и последующего их разделения на равноценные по времени модули, позволяет изучать учебный материал укрупненными блоками.
сохраняется общепринятая продолжительность
учебного дня и перерывов между модульными блоками.


В средней школе: каждый блок включает три 30-минутных занятия (30мин х 3) с обязательной переменой после каждой 30-минутки.

В начальной школе: (начиная со 2 класса) два 30-минутных занятия (30мин х 2).




Слайд 22Возможности модульного расписания уроков в снижении утомительного влияния уроков


Слайд 23 При модульной методике составления расписания
Уменьшение числа
ежедневно изучаемых
предметов позволило
снизить вес

комплекта учебников учащихся:
до 3,5 кг у 5-классников
до 4,0 кг у 6-классников

Вес ежедневного учебного комплекта
учащихся 5-6 классов



Модульное расписание

Традиционное расписание


Слайд 24Динамика уровня функциональной неготовности к обучению детей 7-го года жизни


мальчики 48,6%
девочки

28,6%

Слайд 25Адаптация к учебной нагрузке в зависимости от степени «школьной зрелости»
частота случаев

сильного и выраженного утомления

зрелые условно зрелые



28,7% 46,3%


Слайд 26Различия психомоторики и когнитивных функций у детей, поступивших в школу

до и после 7 лет («младшие» и «старшие») Надеждин Д.С. с соавтр., 2008

Латентный компонент простой сенсомоторной реакции на световые раздражители (мс)

Скорость извлечения информации
из памяти
(число верных ответов в секунду)


Слайд 27Индекс положительного социометрического статуса (доля лиц, давших положительную
оценку данному субъекту,

%)

Результаты социометрических исследований для детей, поступивших в школу до и после 7 лет
(«младшие» и «старшие») (Надеждин Д.С. с соавтр., 2008)

Индекс отрицательной эмоциональной экспансивности (доля группы, которая выбрана субъектом со знаком «минус», %)

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р<0,05


Слайд 28Распространенность функциональных отклонений у младших школьников в динамике обучения в зависимости

от возраста поступления в школу


%

Костно-мышечная система

Часто болеющие дети


Слайд 29Патологическая пораженность 11-классников в зависимости от возраста (хронические болезни) (‰)


Слайд 30Влияние разной наполняемости классов на функциональное состояние учащихся
%
усл. ед.


наполняемость класса 12-15

чел-к

наполняемость класса > 25 чел-к


Слайд 31 Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового

(ЭГ) и традиционного (КГ) календаря школьных каникул


Слайд 32Здоровьесберегающий эффект нового календаря каникул определяется:
снижением острой заболеваемости учащихся на

протяжении учебного года;

меньшей частоте выраженного утомления;

меньшей частотой повышенной и высокой степени невротизации;

более устойчивым психоэмоциональным состоянием;
повышением учебной успеваемости

Слайд 33
По данным социологических исследований последних лет
в России насчитывается порядка 10

млн. пользователей компьютера в возрасте
до 14 лет

Современный период развития общества
характеризуется глобальной компьютеризацией всех сфер человеческой деятельности


Слайд 34Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем

28 часов в неделю смотрит на экран.

Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран.


Слайд 35
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЦЕЛЕНЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В

ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) УЖЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Слайд 36классы
Компьютерная занятость 2 и более часа учащихся 1-9-х классов, %


Слайд 379 класс
Компьютерная занятость учащихся 1-5-9-х классов в выходные дни, %
1 класс
5

класс

Слайд 389 класс
Компьютерная занятость учащихся 1-5-9-х классов в каникулы, %
1 класс
5 класс


Слайд 39Мама: «Прекрасный день. Я хочу, чтобы ты вышел на улицу и

поиграл».

Слайд 40Работают за компьютером в ночное время, %


Слайд 41Дискомфортные состояния,
связанные с работой за компьютером, %


Слайд 42 * - р‹0,05
Дискомфортные состояния, связанные с работой за компьютером, %


Слайд 43
Лидирующее место в глазной патологии у детей и подростков занимают аномалии

рефракции (до 75% всех выявленных случаев).
Среди них доминирует миопия – 80% случаев.
(Сидоренко Е.И., 2006)

Слайд 44Результаты лонгитудинального наблюдения состояния зрения
У учащихся с первого по седьмой

класс выявлено стремительное увеличение распространенности у школьников миопии слабой степени, при этом более чем у половины из них происходило ежегодное ухудшение зрения на 0,5 диоптрии и более.(!!!!)

Слайд 45
За годы школьного обучения количество детей с нарушениями зрениями увеличивается в

2-3 раза.
В школах с повышенными нагрузками потеря зрения
более существенна,
чем в традиционных
(50 против 35%).

Слайд 46 Жесткое совмещение монитора и клавиатуры ноутбука затрудняет соблюдение безопасной зрительной дистанции


Слайд 47Результаты фотохронометражных наблюдений на уроках с использованием ноутбука (динамика зрительной дистанции,

см)

Начало урока

5 мин работы

10 мин работы

15 мин работы




ученик
1

ученик
2


Слайд 48
Полученные данные (а также результаты многочисленных
исследований, поведенных медиками, педагогами, психологами)


свидетельствуют, что высокая компьютерная занятость является
одним из факторов риска нарушения здоровья современных школьников.
Бесконтрольное использование компьютера школьниками способствует увеличению и без того значительных статических и зрительных нагрузок, что является предпосылкой к развитию патологии костно-мышечной системы, патологии зрения.

Активное внедрение компьютерной техники в жизнь подрастающего поколения диктует необходимость постоянного мониторинга степени и характера её влияния на состояние физического и психического здоровья детей и подростков.


Слайд 49 Авторитарная педагогика и самочувствие


- авторитарный педагог
-доброжелательный


Слайд 50БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Степанова Марина Исааковна Д.м.н., проф., зав. лабораторией гигиены обучения

и воспитания
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН
р.т.917-10-60 mi_stepanova@mail.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика