Слайд 1 П.Б. Бондарев
«Проектирование программ
развития одаренности
детей и подростков
в образовательной
среде
учреждений разного типа»
Слайд 2Понятие «одаренность»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 3Проявления одаренности
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
высокий уровень познавательной активности,
способность к обнаружению, постановке и решению проблем,
способность к формулированию гипотез и нахождению результата,
самостоятельность в постановке задач,
множественность и оригинальность предлагаемых решений,
способность преобразовывать знания с участием воображения, фантазии.
Слайд 4Противоречие современного образования
Между необходимостью организации педагогических условий, способствующих развитию одаренных детей
и
ориентацией современной практики на модель образования, формирующую у учащихся репродуктивную деятельность, привычку усваивать знания, умения и навыки в готовом виде.
Слайд 5Методологические характеристики проекта
Проблема: какая образовательная среда способствует развитию одаренности детей
и подростков?
Предмет исследования: образовательная среда как средство развития одаренности детей и подростков
Гипотеза: можно предположить, что организация специально-ориентированной образовательной среды будет способствовать развитию одаренности детей и подростков.
Слайд 6Суть инициативы
состоит в создании инновационной модели образовательной среды, направленной
на развитие одаренности детей и подростков.
образовательная среда это специально организованная система деятельностей, взаимодействий и предметов в окружении воспитанника, которая побуждает его к творчеству, развитию одаренности.
Слайд 7Принципы обучения
1. Индивидуализация обучения (с помощью выделения групп учащихся в зависимости
от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, образовательного маршрута, обучения по индивидуальным программам).
2. Принцип единства репродуктивного и продуктивного. Речь идет о двух направлениях в работе педагога: первое связано с усвоением ребенком определенных норм; второе направление ведет к творчеству посредством преодоления и разрушения шаблонов.
3. Активная роль ребенка как творца на занятиях. Побуждение детей к активному и самостоятельному самоопределению и удовлетворению образовательных потребностей. Реализуется в процессе применения активных форм организации педагогического процесса (ролевых игр, творческих мастерских и т.д.).
4. Принцип активности неразрывно связан с принципом проблемности, так как подразумевает вовлечение ребенка в решение проблемной ситуации
5. Высокая степень мотивированности ребенка на каждом этапе деятельности.
Слайд 8Принципы обучения
6. Принцип эмоциональности и мажорности всего процесса обучения.
7. Принцип
соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, что предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.
8. Принцип рационального сочетания групповых и индивидуальных форм учебной работы. Согласно этому принципу, в процессе обучения используются самые разнообразные формы обучения: индивидуальная работа, в парах, а также малых группах.
9. Принцип систематичности и последовательности, что предполагает выстраивание процесса обучения в определенном порядке: материал делится на логические разделы – темы, устанавливается порядок его прохождения; помимо этого, выделяются главные понятия.
10. Включенность школьников в продуктивную, социально и личностно значимую деятельность как средство их обучения и развития.
11. Получение школьниками опыта жизнедеятельности в условиях выбора (вариативности образовательной среды).
Слайд 9Модель специально ориентированной на развитие одаренности детей и подростков образовательной среды:
высокая степень неопределённости;
многовариативность;
низкая степень регламентации деятельности и поведения;
предметно-информационная насыщенность;
представленность образцов креативного поведения;
гибкость, адаптивность;
диалогичность педагогического процесса.
Слайд 10Типология образовательных целей учащихся А.В. Хуторского
личные цели – осмысление образования как
самореализации;
креативные цели – осмысление образования как творческой деятельности, ориентация на выполнение нестандартных задач, самостоятельных форм работы;
когнитивные цели – осмысление образования как исследования окружающего мира;
методологические цели – осмысление образования как овладения навыками разных видов деятельности и общения;
предметные цели – осмысление образования как приобретения знаний по изучаемым направлениям.
Слайд 11Содержание образования:
обучение детей и подростков исследовательской и проектно-творческой деятельности, осуществляемое на
всех видах занятий
включенность детей и подростков в продуктивную, личностно значимую деятельность как средство их обучения и развития
получение детьми и подростками опыта жизнедеятельности в условиях вариативности образовательной среды
получение детьми и подростками опыта проектирования в совместной деятельности
Слайд 12Методы обучения
Проблемное обучение
Эвристическое обучение
ТРИЗ – педагогика
Все они ориентированы не на
передачу воспитанникам ЗУНов в готовом виде, а на их самостоятельный поиск, открытие закономерностей, творческое применение ЗУНов в деятельности.
Слайд 13Мониторинг одаренности детей и подростков.
Опросник для выявления (экспертной
оценки) одаренных школьников А.А. Лосевой [5].
Шкала рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли (1977 г.)
Опросник для выявления одаренных учащихся Е.Н. Задориной [8, с. 25-27].
Опросник креативности Джонсона [15] и опросник креативности Дж. Рензулли, в адаптации Е.Е. Туник [16], анкета «Определение уровня познавательной потребности»
Слайд 14Барьеры реализации модели специально ориентированной на развитие одаренности детей и подростков
образовательной среды
1. Приверженность педагогов к шаблонам и стереотипам в профессиональной деятельности.
2. Недостаточное владение вновь приходящими в учреждение педагогами психолого-педагогическими знаниями и современными образовательными технологиями
3. Большая загруженность педагогов на работе не оставляет педагогам времени на профессиональное самосовершенствование.
Слайд 15Структура педагогического проектирования
Выявление проблемы, обоснование ее актуальности.
2. Определение объекта и
предмета проектирования.
Выдвижение гипотезы, постановка цели и задач проекта.
Определение методов и методик сбора необходимой для исследования и решения проблемы информации.
Планирование действий, распределение обязанностей и полномочий.
Проведение комплекса мероприятий по реализации проекта.
Оформление результатов.
Слайд 161-ый этап – выбор проблемы
Что меня волнует?
Вопрос, вызвавший
затруднение в практике
педагогической деятельности
Отношение
к состоянию
педагогической
реальности
Противоречие между
желаемым, реальным
и должным
Субъекты проектирования
Какой имеющийся
педагогический опыт
можно использовать?
Слайд 172-ой этап –
Определение объекта и предмета проектирования
Проект
О, я это умею!
Проектировщик
Соотношение
между проблемой, объектом и преметом проекта наглядно можно представить следующим образом (по В.А. Ядову):
проблема предмет объект
Слайд 183-ий этап- Выдвижение гипотезы, постановка цели и задач проекта.
Основной замысел
Как этого
достичь
Цели
Задачи
Средства
Я действующее?!
Я творческое?!
Разработчик
Результаты-продукты
Слайд 194-ый этап – Определение методов и методик сбора необходимой для исследования
и решения проблемы информации.
Методы и методики
сбора данных
Педагогический
результат
проектировщик
Новое в учащихся
Слайд 205-ый этап - Планирование действий, распределение обязанностей и полномочий.
Плановик
Как добиться реализации
идеи на практике?
Задачи, сроки,
мероприятия, исполнители
Компетентность,
взаимодействие,
команда
Ожидаемые
результаты
Слайд 216-ой этап – Проведение комплекса мероприятий по реализации проекта.
Ослик превращается,
превращается ослик…
Конкурс,
фестиваль,
конференция, семинар,
практикум
Практическая значимость
проекта
Обоснованность программы
действий
Начинаю понимать своих учеников…
Эффективность и
результативность
Слайд 227-ой этап– Оформление результатов.
Все достижимо для тех, кто трудится!
Обсуждение результатов
проекта
Анализ
Зачем нам это было
надо?
Кому мы помогли?
Что будем делать дальше?
Эффективность