Значение, задачи и место изучения лексики и фразеологии в курсе русского языка презентация

Содержание

Тема 2.8. Значение, задачи и место изучения лексики и фразеологии в курсе русского языка.

Слайд 1
Тест 1



Слайд 2
Тема 2.8.
Значение, задачи и место изучения лексики и фразеологии в

курсе русского языка.

Слайд 3Дополните ответ
последние 20 лет
около 50 лет
Лексика и фразеология изучаются в школе


более 100 лет


Слайд 4Дайте определение понятиям
Лексикология –
раздел науки о языке, который изучает семантическую

сторону языка (лексику - словарный состав языка, лексическое значение слов).

Лексическое значение слова –

то, что обозначает отдельное слово.

Лексика –

совокупность слов, входящих в состав языка (словарный состав языка).


Слайд 5
Лексикография –
раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей.
Фразеология -
раздел

науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Многозначное слово -

слово, имеющееся несколько лексических значений.


Слайд 6
Синонимы –
это разные слова одной части речи, одинаковые или близкие

по значению.

Антонимы –

это слова одной и той же части речи, противоположные по
значению.

Синонимы составляют ряд слов – …

синонимический ряд.

Антонимы составляют …

антонимические пары.


Слайд 7
Переносное значение –
Прямое значение -
Словарная статья –
значение, которое имеют

слова (предмет, признак, действие, количество).

новое значение, которое образуется при переносе признаков, действий одного предмета на другой.

основная структурная единица словаря, в которой описываются свойства слова. Словарные статьи представлены в словаре в алфавитном порядке.


Слайд 8Сгруппируйте понятия
лексические
понятия
лексикографические
понятия
фразеологические
понятия
«слово» «поговорка» «значение слова»

«словарь»

«прямое и переносное значение слова» «многозначные слова»

«словарная статья» «крылатое выражение» «синоним»

«фразеологизм» «антоним»


Слайд 9Проверьте
лексические
понятия
лексикографические
понятия
фразеологические
понятия
«слово»
«значение слова»
«прямое и переносное значение слова» «многозначные

слова»
«синоним» «антоним»

«словарь» «словарная статья»

«поговорка»
«крылатое выражение» «фразеологизм»


Слайд 10Соотнесите понятие и его толкование
содержит антонимические пары слов
содержит список всех известных

фразеологизмов и даёт им толкование

объясняет правильное произношение слов, постановку ударения

даётся толкование того или иного слова, описывается его значение

объясняет происхождение слов

показывает правильное написание слов


Слайд 11В чем значимость изучения лексики?
Лексика пронизывает язык во всех направлениях. В

основе каждого раздела языка лежит слово.

звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не существуют;
морфологические категории рассматриваются только в слове;
предложения наполнены словами.

Слайд 121. Обогащение словаря
2. Уточнение словаря
3.Активизация словаря
4. Устранение нелитературных слов

Основные направления

лексической работы

Слайд 13Обогащение словаря

2. Уточнение словаря

3.Активизация словаря

4. Устранение нелитературных слов -

Соотнесите

направления лексической работы и их характеристику

усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.

уточнение значений слов;
усвоение лексической сочетаемости слов;
усвоение переносных значений, многозначности;
усвоение оттенков смысловых значений синонимов.

перенесение слов из пассивного словаря в активный.

диалектов, просторечий, жаргонов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.


Слайд 14На практической основе, в основном без теоретических сведений.
Через введение терминологии, правил,

определений и применение их на практике.

Как реализуется работа по данным направлениям?


Слайд 15Задачи урока, включающего лексический материал:

Обучение

Развитие

Воспитание

уместному употреблению слов в речи.
языкового

чутья.

внимания к слову.


Слайд 16Умения, формируемые у учащихся при изучении лексики и фразеологии
– объяснять
– отличать

обнаруживать в тексте

– подбирать

– группировать

значения слов, прямые и переносные;

лексическое значение от грамматического;

синонимы, антонимы, фразеологизмы;
объяснять их значения;

синонимы, антонимы, фразеологизмы в несложных случаях;

лексические и фразеологические явления (слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, многозначные и однозначные слова, фразеологизмы);


Слайд 17
– составлять

– понимать
– обнаруживать в тексте

– пользоваться
словосочетания и предложения с данными

лексическими или фразеологическими явлениями;

значение новых слов из контекста;

старинные слова, объяснять
их значения;

словарями для начальной школы.


Слайд 18
Текущая проверка знаний и лексических умений реализуется при …
опросе и при

выполнении лексических упражнений.

Слайд 19Лексические упражнения объединяются в несколько типов: (назовите их)
1) нахождение

2) подбор

примеров,

3) группировка

4) нахождение

изучаемого явления среди слов (в словосочетании, в предложении, в связном тексте) по образцу и без него;

иллюстрирующих изучаемое явление (по памяти или по каким-либо печатным источникам);

изучаемых лексических явлений;

и исправление лексических ошибок (в контексте, в тексте под рисунком, в группировке лексических явлений);


Слайд 20Лексические упражнения объединяются в несколько типов: (назовите их)
6) определение

7) составление

8) определение

9)

использование

роли изучаемого явления в тексте;

словосочетаний и предложений с данными лексическими или фразеологическими явлениями;

значения слова с помощью толкового словаря;

в своей речи изучаемого явления для определенной цели.


Слайд 21Приведите примеры лексических ошибок
употребление слова

неправильная

употребление

употребление

лексическое
в несвойственном ему значении
в тексте

слова не того стиля

нелитературных слов

сочетаемость слова с другими словами

однообразие (неоправданные повторы)


Слайд 22Приведите примеры лексических ошибок

много…

повторение
словие (употребление в речи близких по смыслу и

потому логически излишних слов

однокоренных слов или одинаковых морфем –
тавтология


Слайд 23Приведите примеры упражнений с фразеологизмами


Слайд 24
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика