Слайд 2Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса
является исключением из
правила.
Ответ: ___________________________.
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень
дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –
(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку
и передайте её мне.
деревянную
Слайд 3
Из предложений выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «в
прилагательных , образованных с помощью суффиксов -Н от существительных с основой на -Н, пишется НН»
1. Тишина кроткого весеннего вечера стояла в поле, на деревьях кричали сонные грачи.
2. Мимо нас проходили многочисленные машины с техникой.
3. Плещет рдяный мак заката на озерное стекло.
4. Я шаг за шагом обследовал песчаную отмель.
весеннего
Слайд 4
Из предложений 20-21 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом:
«В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН»
(20) Лишь иногда просеменит меж хлебов к такому месту старушка из окрестной деревни, постоит склоненно в немом раздумье и, одолев скорбь, примется выпалывать с едва приметного взгорка жесткое чернобылье, оставляя травку поласковей, понежнее: белый вьюнок, ромашку, синие цветы цикория, а уходя – перекрестит эту траву иссохшей щепотью. (21) Случалось, дядя Саша и сам нечаянно набредал на такой островок, где в жухлой осенней траве среди пашни охотно ютились перепелки, и подолгу задерживался перед ржавой каской, венчавшей могильное изголовье.
осенней
Слайд 5
Из предложений 7 – 9 выпишите слово, в котором правописание
НН определяется правилом: «В наречиях на –о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».
(7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.(8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну.(9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
постепенно
Слайд 6
Из предложений 1 – 5 выпишите слово, в котором правописание НН
определяется правилом: «В суффиксах полных причастий пишутся две буквы н, если к ним относятся зависимые слова».
(1)Зима. (2) Из канализационного колодца валит пар. (3) Вокруг оттаявшая земля. (4) Подхожу ближе: земля шевелится. (5) Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх.
Брошенные
Слайд 7
Из предложений 24-30 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом:
«Если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс».
-(24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит ее на тысячи лет. (26)Но знаете,— добавил он с тревогой,— что-то человек начал уж затаптывать и разорять землю. (27)А ведь красота земная — вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей.
затаптывать
Слайд 8
Из предложений 31-35 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
«Если при склонении существительного гласная выпадает, то пишется суффикс -ЕК-»
(31)— Ой, у меня почти все готово...— застрекотала девчушка. (32)Маме я еще осенью купила домашние тапочки на войлоке. (33)У мамочки ноги болят от резины... (34)А там — войлок. (35)Они, конечно, немножко грубоватые, но я их облагородила: обшила голубенькой каймой, а тесьмой сделала цветочек.
цветочЕк
Слайд 9
Из предложения 9 выпишите слова с орфограммой: «Гласные в суффиксах действительных
причастий настоящего времени».
(9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками — все это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.
волнуЮЩей, проплываЮЩими
Слайд 10
Из предложений 36—46 выпишите слово, в котором правописание буквы О определяется
правилом «После шипящих и Ц под ударением в суффиксах существительных, прилагательных и наречий пишется буква О».
(Зб)Жаль, но остатки будут жечь, спалят.
(37)А тут девчонки песни заорали. (ЗВ)Дымище кругом. (39)Посмотрели, берёзка стоит. (40)Развели огни подальше. (41)Посидели. (42) Посмотрел и. (43)Дым да грязный снег за спиной. (44)0тогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45)Даже песню петь захотелось. (46)Вот и вся история.
девчОНКи
Слайд 11
Из предложений 22—30 выпишите слова, в которых правописание Н определяется
правилом «В суффиксе -ИН- прилагательного пишется одна буква Н».
(22)И тогда я начал бить лошадь. (23)Уже ничего не соображая, из последних сил я стучал кулаками по глазеющей звериной морде, по горячим ноздрям и губам, ставшим вдруг мягкими, кисельными. (24)Я молотил и молотил нечувствующими деревянными кулаками по этой жидкой каше. (25)Я бил и бил.
(26)Лошадь шагнула и перешла речку. (27)Потом мы. добрели до места и, не поужинав, бросились спать.
(28)А ночью я тихо пробрался к Серому и, лихорадочно сотрясаясь, горячий и больной от перенесённого позора, я гладил его. (29)Я смотрел в большой, тускло поблёскивающий в темноте добрый лошадиный глаз, и трясся, и плакал.
ЗверИНой, лошадИНой