Метафора и метонимия презентация

Определения метафоры В ней [метафоре — прим. СП] заключено имплицитное противопоставление обыденного видения мира … необычному, вскрывающему индивидную сущность предмета. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он на

Слайд 1Метафора и метонимия


Слайд 2Определения метафоры
В ней [метафоре — прим. СП] заключено имплицитное противопоставление обыденного

видения мира … необычному, вскрывающему индивидную сущность предмета. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он на самом деле входит, и утверждает включенность его в категорию, к которой он не может быть отнесен на рациональном основании. Метафора — это вызов природе. Источник метафоры — сознательная ошибка в таксономии объектов.
Н.Д. Арутюнова.

Сущность метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода. <…> Тем самым понятие упорядочивается метафорически, соответствующая деятельность упорядочивается метафорически, и, следовательно, язык также упорядочивается метафорически.
Д. Лакофф, М. Джонсон.

От наших представлений о сознании зависит наша концепция мира, а от нее в свою очередь зависит наша мораль, наша политика, наше искусство. Получается, что все огромное здание Вселенной, преисполненной жизни, покоится на крохотном и воздушном тельце метафоры.
Х. Ортега-и-Гассет.

Слайд 3
- метафора как осмысление одного предмета в категориях другого;
- метафора как часть не

только художественного языка, но и человеческого языка вообще;
- метафора как структурирующее наши представления о мире;
- метафора как выражение, возникающее и осмысляемое творчески.

Слайд 4Возможное определение метафоры
«Метафора — это некий языковой концепт, осмысляющий один предмет

в категориях другого, существующий в человеческом языке объективно и повсеместно, а также творчески истолковывающий для человека все явления и события мира».



Как Вы считаете, достаточно ли этого определения для метафоры? Проясняет ли оно для Вас все признаки и функции этого явления? Не хотели бы Вы что-то добавить в это определение?

Слайд 5Определения метонимии
Р. Якобсон о метонимии:
«Смысловое подобие связывает символы метаязыка с

символами соответствующего языка-объекта. Сходство связывает метафорическое обозначение с заменяемым обозначением. Поэтому, строя метаязык для интерпретации тропов, исследователь располагает большим числом однородных средств для описания метафоры, тогда как метонимия, основанная на другом принципе, с трудом поддается интерпретации. Вследствие этого мы не можем указать для теории метонимии ничего сравнимого с богатой литературой по метафоре. <…> Преимущественное внимание в гуманитарных науках к метафоре по сравнению с метонимией объясняется не только научным арсеналом исследователей, но и самим объектом наблюдения. Поскольку в поэзии внимание сосредоточено на знаке, а в прозе (в большей степени ориентированной на практику) — главным образом на референте, тропы и фигуры изучались в основном как поэтические приемы выразительности».

Слайд 6
Метонимия обращает внимание на индивидуализирующую черту, позволяя адресату речи идентифицировать объект,

выделить его из области наблюдаемого, отличить от других соприсутствующих с ним предметов, метафора же дает сущностную характеристику объекта.
Н.Д. Арутюнова.

Метонимия — замена одного имени другим — остается процессом семиотическим, быть может даже, феноменом субституции par excellence в области знаков. Метафора — предицирование необычного признака — это процесс семантический (как понимал его Бенвенист), возможно даже, феномен генетический par excellence в области речи.
П. Рикер.

Слайд 7
- метонимия, в отличие от метафоры, не создает новое значение на базе

двух разных, но — сближает последние;
- метонимия, как и метафора, также является частью не только художественного, но и человеческого языка вообще;
- метонимия, как и метафора, обладает выраженным творческим началом.

Возможное определение метонимии на основе имеющихся данных —невозможно. А значит: и то определение метафоры, которое мы дали (однозначно: недостаточное), — неверно.

Вывод: была допущена методологическая ошибка, и теперь нужно вернуться к самому началу пути.

Слайд 8Языковые примеры
Метафоры:

- «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» (Пушкин).

- «Закатилось солнце

русской поэзии» (Жуковский).

- «Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту» (Маяковский).

Метонимии:

- «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головой» (Пушкин).

- «А в двери — бушлаты, шинели, тулупы…» (Маяковский).

- «Только слышно, на улице где то одинокая бродит гармонь» (Исаковский).


Слайд 9Главный функциональный признак
«Главный функциональный признак метафоры и метонимии состоит в производстве

нового значения или в «усложнении» семантики, уже существующей. Метафора и метонимия порождают уникальные единицы смысла, универсальные почти для любого контекста».

И следовательно: сказать что-либо о метафоре или метонимии — значит сказать нечто об их значении, а не об орфографии, фонетике, интонации или грамматике. Метафора и метонимия — суть явления семантические.

Слайд 10Принципы построения
«Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту»

(Маяковский).

Метафора: новая семантика (семантема) = A + B.

«А в двери — бушлаты, шинели, тулупы…» (Маяковский).



Метонимия: новая семантика (семантема) ≈ A ≈ В.

А — сравниваемое (главный); В — то, с чем сравнивается (вспомогательный).


Слайд 11Новые определения
«Метафора — это выражение, состоящее из двух семантических объектов (главного

и вспомогательного), которые связываются своими значениями жесткой логической связью, и потому производят новое, абсолютно уникальное значение, отдельную единицу смысла».


«Метонимия — это выражение, также состоящее из двух семантических объектов (главного и вспомогательного), которые связаны между собой ослабленными логическими связями, и потому производящие лишь сближение значений, а не новую отдельную единицу смысла».


Слайд 12
«Сложа весла»

Лодка колотится в сонной груди,
Ивы навязали, целуют в ключицы,


В локти, в уключины — о погоди,
Это ведь может со всяким случиться!

Этим ведь в песне тешатся все.
Это ведь значит — пепел сиреневый,
Роскошь крошеной ромашки в росе,
Губы и губы на звезды выменивать!

Это ведь значит — обнять небосвод,
Руки сплести вкруг Геракла громадного,
Это ведь значит — века напролет
Ночи на щелканье славок проматывать!

«Гамлет»

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.


Слайд 13
«Сложа весла»

Лодка колотится в сонной груди,
Ивы навязали, целуют в ключицы,


В локти, в уключины — о погоди,
Это ведь может со всяким случиться!

Этим ведь в песне тешатся все.
Это ведь значит — пепел сиреневый,
Роскошь крошеной ромашки в росе,
Губы и губы на звезды выменивать!

Это ведь значит — обнять небосвод,
Руки сплести вкруг Геракла громадного,
Это ведь значит — века напролет
Ночи на щелканье славок проматывать!

«Гамлет»

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.


Слайд 14
«Духовные скрепы» = объект А («духовные») и объект В («скрепы).
Значение

метафоры: «некоторые духовные ценности, которые скрепляют общество так же крепко, как скрепы скрепляют части механизмов».
Побочные смыслы: «общество как механизм», «общество как объединение духовно близких людей», «общество как дух» и т.д.
Вопросы о производители метафоры: облик субъекта (власти), который произвел подобную метафору — ? Как этот субъект видит общество? Почему он описывает общество через метафору?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика