Лекция 7. Научный стиль в системе функциональных разновидностей современного русского литературного языка презентация

Содержание

План лекции 1. Проблема стиля и понятие о функциональных разновидностях литературного языка. 2. История формирования научного стиля. 3. Специфика научного исследования и экстралингвистические

Слайд 1
ЛЕКЦИЯ № 7

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО

ЯЗЫКА

Корнилова Елена Владимировна
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка и литературы

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 2
План лекции
1. Проблема стиля и понятие о функциональных
разновидностях литературного

языка.

2. История формирования научного стиля.

3. Специфика научного исследования и
экстралингвистические особенности
научного стиля.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 3
Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая, образцовая форма национального языка,

обработанная и нормированная мастерами слова.

Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ

Свойства (признаки) литературного языка:

нормированность (наличие системы норм);
полифункциональность;
стилистическое богатство;
стандартность и устойчивость;
наличие письменной и устной форм речи.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 4
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Понятие о стиле как особом

качестве речи сложно и многомерно (лат. stilus, греч. stylos – «палочка для письма»).

Проблема стиля – одна из центральных, осново-полагающих проблем лингвистической науки.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 5
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
«Теория трех штилей» М.В. Ломоносова


в основе классификации – экспрессивно-жанровый принцип

высокий (книжный) – героические поэмы, оды;
средний (нейтральный) – научные сочинения, стихотворения, сатиры;
низкий (простой) – комедии, песни, басни, эпиграммы.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 6
«Российская грамматика» (1757 г.), «Предисловие о пользе книг церковных в российском

языке» (1758 г.) М.В. Ломоносова – новаторские научные труды.

провозгласил связь грамматики и стилистики (нормативно-стилистический принцип);
заложил основы русского литературного языка (синтез книжного церковнославянского языка и обиходного русского языка).

Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 7
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Александр Христофорович
Востоков (1781 –

1864)

Три типа речи общенародного языка:

важная, благородная речь (книжный язык);
обыкновенная речь, занимающая срединное положение (разговорный язык);
простонародная речь (просторечие).

«Русская грамматика»
(СПб., 1831)

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 8
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Стили общенародного языка
(в современной

традиции):

высокий (книжный) – связан с интеллектуальными сферами деятельности, его носители – образованная часть общества;

средний (нейтральный) – составляет общий стилистический фон городского населения;

сниженный (простой, разговорный) – обслуживает бытовое неформальное общение.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»


Слайд 9
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Материалом для выделения стилей может

быть:

общенародный язык в целом;

только литературный язык как обработанная форма общенародного языка.

Исследования по функциональной стилистике В.В. Виноградова, М.Н. Кожиной, О.Б. Сиротининой
(60-80-е гг. XX в.)

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 10
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Экстралингвистические факторы,

лежащие в основе классификации стилей:

специфика сферы человеческой деятельности
(наука, право, политика, искусство и др.);
тематика и содержание высказывания (научное познание мира, бытовые вопросы и др.);
функции и цели общения (общение, сообщение, воздействие).

Сфера деятельности → основная функция стиля → стилевые черты → языковые особенности.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 11
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Стили языка – это особые

исторически сложившиеся структурно-функциональные подсистемы (варианты) языка, характеризующиеся особенностями организации языковых средств в той или иной сфере общения.



Разговорная
речь

Язык художественной литературы


Функциональные стили

Официально-деловой



Научный


Публицисти-ческий

Типология функциональных разновидностей языка Д.Н. Шмелева

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 12
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Классификация стилей:
1) книжные (функциональные) стили:
а) научный

(учебно-научная сфера);
б) официально-деловой (административно-правовая сфера);
в) публицистический (общественно-политическая сфера);
2) разговорная речь (бытовое общение);
3) церковно-религиозный стиль (сфера религии);
4) язык художественной литературы (сфера искусства).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»


Слайд 13
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Ведущая функция стилей:
общение – разговорная

речь;
сообщение – научный и официально-деловой стили;
воздействие – публицистический стиль и
язык художественной литературы.

разговорная речь – устный диалог (полилог);
публицистический стиль – устный/письменный монолог;
научный и официально-деловой стили – письменный монолог;
язык художественной литературы – письменный монолог и диалог (полилог).

Преимущественная форма и вид речи:

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 14
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Стилеобразующие черты (доминанты):
разговорная речь –

непринужденность, неподготовленность, эмоциональность общения;
научный стиль – обобщенность, логичность, терминологичность изложения;
официально-деловой стиль – долженствующий характер изложения, официальность, предельная точность;
публицистический стиль – социальная оценочность и выразительность, сочетание стандарта и экспрессии;
язык художественной литературы – образность и эстетическая значимость каждого элемента общенародного языка.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 15
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Функциональные стили не образуют замкнутых

систем. Каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей (например, заявление, доверенность, расписка, справка, инструкция и др. – в официально-деловом стиле).

Основная тенденция в развитии русского литературного языка – дифференциация языковых средств внутри отдельных функциональных стилей, что даёт возможность выделять подстили литературных стилей.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 16
История формирования научного стиля
Особая функциональная разновидность языка
язык науки

специальный
(профессиональный) язык
научный стиль речи
научная речь
язык научного общения
язык (стиль) научно-
технической литературы

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 17
История формирования научного стиля
Почему ученые исследуют язык науки?
возрастание роли,

значения науки в социальной жизни;

быстрое развитие научной литературы и необходимость
её перевода на разные языки;

сильное влияние научной речи на литературный язык;

высокие темпы развития научно-технической мысли;

решающее значение научной информации для прогресса
человечества.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 18
История формирования научного стиля
Возникновение и развитие научного стиля речи связано

с эволюцией научного знания, различных сфер деятельности человека.

Античность – близость научного изложения к художест-
венному повествованию (Пифагор, Платон, Лукреций).

Греция, III в. до н.э. – отделение научного стиля
от художественного, начало создания терминологии.

Средневековье – пополнение языка науки терминами
из латыни.

Возрождение – стремление к сжатости и точности
научного описания (Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 19
История формирования научного стиля
Формирование научного стиля в России
Первая треть XVIII

века – оформление языка науки в трудах ученых и переводчиков;
издание первых научных журналов и учебников;
функционирование «петровских школ».

Вторая половина XVIII века – создание русской научной терминологии в работах М.В. Ломоносова и его учеников.

1755 г. – основание Московского университета.

Конец XIX – нач. XX вв. – формирование научного стиля с собственной системой языковых средств.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 20
История формирования научного стиля
Научная терминология в трудах М.В. Ломоносова
частица, кислота,

окружность, движение, градус,
электричество, преломление лучей, равновесие тел,
удельный вес, земная ось, магнитная стрелка и др.

диаметр, квадрат, пропорция, горизонт, формула,
атмосфера, оптика, барометр, микроскоп и др.


«Физические размышления о причинах теплоты и холода»
«Введение в истинную физическую химию»
«Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих»
«Слово о рождении металлов от трясения Земли»
«О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном»

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 21
История формирования научного стиля
Ломоносовский принцип формирования
русской терминологии
абрис → чертеж,

бергверк → рудник,
перпендикул → маятник,
антлии пневматические → воздушные насосы

количества веществ – масса
градус теплоты – температура
эластическая масса – упругость
исхождение паров – испарение
скважность тел – пористость
тягость к Солнцу – тяготение

Первые физические термины XVIII в.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 22
История формирования научного стиля
акустика – звонознание
вентилятор – ветрильник
телескоп – далёкозор
автомат

– самодвиг
монополия – единопродавство
редакция – правúльная палата
библиотека – книгохранилище

Соотношение иностранных и русских терминов:

изобретатель – инвентор
соотечественник – компатриот
крепость – фортеция
отвар – декокт
пароход – пироскаф, стимбот

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 23
Специфика научного исследования
Научный стиль речи – это речевая система, специально

приспособленная для оптимального общения людей в научной, производственной и учебно-преподавательской сферах деятельности.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 24
Специфика научного исследования
«Науку часто смешивают со знанием. Это глубокое недоразумение.

Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием» (В.О. Ключевский).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 25
Специфика научного исследования
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на

получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний
о природе, обществе
и мышлении, а также система этих знаний.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 26
Специфика научного исследования
Наука представляет собой систему организованного и сознательного добывания

знания.

Наука расчленяет отраженный в сознании человека мир, представляя его как систему объектов специального исследования.

Наука моделирует знание, благодаря чему оно существует в сжатой форме (понятий, законов) и распространяется на огромное количество фактов в прошлом, настоящем и будущем.

Наука как вид познавательной деятельности:

Аксиома – доказанная истина, чистый экстракт знания.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 27
Специфика научного исследования
направленность на поиск нового, открытие неизвестного, новое освещение

вопросов;

наличие осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

систематичность (приведены в систему и процесс исследования, и его результаты);

строгая доказательность, последовательное обоснование обобщений и выводов.

Отличительные признаки научного исследования:

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 28
Специфика научного исследования
Стиль научных работ отражает специфику научного мышления и

определяется содержанием и целями научного сообщения:

собрать научные факты, точно и полно объяснить и систематизировать их;

показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности;

критически оценивать полученные знания, обновлять их и прогнозировать.

Каждая наука обладает своим метаязыком («язык физики», «язык лингвистики» и т.д.).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 29
Экстралингвистические особенности научного стиля
Специфика системы научного стиля:
доминирующая функция – информативная;
основная

форма речи – письменная;
типичный вид речи – монолог;
способ передачи информации – естественный (вербальный) язык в сочетании с искусственными (невербальными) средствами;
адресат – специалисты-профессионалы;
условия функционирования – официальная обстановка.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 30
Экстралингвистические особенности научного стиля
информативная – передача специальной информации;
эпистемическая – отражение

действительности и хранение знания;
когнитивная – получение нового знания.


Функции научного стиля речи:

Главная задача научной речи – сообщение объективной информации и доказательство её истинности, а также новизны и ценности.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 31
Экстралингвистические особенности научного стиля
Научный диалог – вид речевой деятельности,

в котором реализуется не только процесс научного общения, но и процесс коллективного научного творчества в его динамике.

Научно-профессиональная сфера всегда предполагает обсуждение проблемы, поэтому для ученого диалог является не только формой речи, но и формой мысли.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 32
Экстралингвистические особенности научного стиля
Принцип официальности
научно-речевого общения:
официальная обстановка, специальные условия

для обмена научной информацией;
участники научного общения – специалисты-профессионалы;
одинаковая серьезная заинтересованность всех участников научного общения;
объективное отношение к актуальному предмету познания;
смена языкового регистра – общение на специальном языке.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 33
Экстралингвистические особенности научного стиля
Экстралингвистические особенности НСР :
объективность – беспристрастность в

изложении разных точек зрения на проблему (этика ученого);
отвлечённо-обобщённость (абстрактность) – установление закономерностей природы и общества на основе обобщения фактов после наблюдений;
логичность – наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста;
точность – однозначность, недвусмысленность в передаче информации, использование проверенных данных, точное определение терминов;
сжатость (лаконичность) –краткость изложения, насыщенность фактической информацией.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 34
Система языковых средств научного стиля
Лексический состав научной речи
межстилевая общеупотребительная лексика

(вода, опыт)
абстрактные существительные (фактор, развитие)
слова-организаторы научной и технической мысли (следовательно, однако, утверждать, считать)
научная фразеология – терминологические словосочетания (прямой угол, точка кипения) и речевые клише (на основании полученных данных)
интеллектуально-оценочная лексика (актуальность, уникальный, углублять, кардинально)
термины (блефаропласт, гидроксид, теплоёмкость )

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 35
Система языковых средств научного стиля
Термин – слово или словосочетание, обозначающее

понятие специальной области знания или деятельности.

Специфические особенности терминов:

систематичность (место термина в данной терминосистеме: пропан, метан, этан, бутан);
фиксированное содержание и наличие дефиниции;
однозначность, отсутствие синонимов (дублетность: офтальмолог – окулист, лингвистика – языкознание);
стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии;
общепринятость и современность, стремление к унификации и интернациональности (полиморфизм, сублимация, трансмиссия, ультразвук, геология).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 36
Система языковых средств научного стиля
Виды терминов:
общенаучные – универсальные логико-философские

категории (система, элемент, функция, парадигма, структура, модель, метод, фактор, анализ, синтез);
межнаучные – единицы, употребляемые в терминосистемах нескольких областей знания (атом, вакуум, валентность, вектор, генератор, абсцисса);
специальные (номенклатурные) – единицы, именующие специфические для каждой научной отрасли реалии и категории (резонатор, лазер, радиолокация, косинус, конвекция, кибернетика).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 37
Экстралингвистические особенности научного стиля
Невербальные средства в научном стиле
(для номинации специального

понятия
и его дефиниции):

цифровые (математические символы)
буквенные (названия химических элементов и др.)
графические (графики, чертежи, схемы, рисунки)

β-излучение, n-й член, ∆АВС, кривая L1, Н2О

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 38Морфологические особенности научной речи
Система языковых средств научного стиля
Именной тип речи

– преобладание имён сущест-вительных и прилагательных над глаголами.

глагольно-именные сочетания (вступать в реакцию, совершать колебания);
формы родительного падежа в определительном значении (закон Ньютона, сила трения);
цепочки родит. падежей существительных (Жила – это форма залегания руд благородных и редких металлов);
субстантивированные прилагательные (касательная, кривая, прямая, шипящие);
сочетания существительных с прилагательными (термоядерный синтез, десятичная дробь).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 39
Система языковых средств научного стиля
Главная морфологическая особенность научного стиля речи

– избирательность в использовании частей речи, их форм и значений.

Форма единств. числа конкретных существительных – в значении множественного (Сверху и снизу лист защищён покровной тканью – кожицей).
Вещественные существительные – во множ. числе (смазочные масла, красные и белые глины).
Краткие формы прилагательных обозначают постоянный признак (белковые вещества сложны).
Сложная форма сравнит. и превосх. степени имен прилагательных (более устойчив, наиболее сложный).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 40
Система языковых средств научного стиля
Морфологические особенности научной речи
Глаголы совершенного вида

– в устойчивых оборотах: рассмотрим…; докажем, что…; покажем на примерах.
Глаголы в форме 3-го лица множ. числа выражают значение общего знания (выделяют, различают).
Настоящее вневременное глаголов (существует, происходит, наблюдается, обнаруживается).
Возвратные глаголы в страдательном значении (характеризуется, рассматриваются).
Краткие страдательные причастия (связан, получена, выделены).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 41
Система языковых средств научного стиля
Морфологические особенности научной речи
Авторское «мы» (Мы

можем заключить…).
Указательные местоимения (тот, этот, такой) для связи соседних предложений.
Сложные слова, составленные из числительного и прилагательного в цифровом обозначении (3%-ная концентрация, 12-метровый).
Сложные производные предлоги (в течение, по мере, по сравнению с, в соответствии с, в отличие от) и союзы (ввиду того что, в связи с тем что, между тем как, в случае если).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 42
Система языковых средств научного стиля
Синтаксические особенности научной речи
Преобладание деагентивных конструкций,

в которых субъект действия не назван, и внимание сосредоточено на самом действии (áгенс – деятель).

неопределённо-личные предложения (Данную величину обозначают …; Различают несколько видов…);
обобщённо-личные предложения (Докажем теорему…; Вычислим площадь …);
безличные конструкции (Требуется определить …; Указывается на сходство …).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 43
Система языковых средств научного стиля
Синтаксические особенности научной речи
Полипропозитивность – семантико-синтаксическая

усложнённость простого предложения в научной прозе, способность выражать сразу несколько элементарных смыслов.

Детерминантные конструкции – предложно-именные распространители: в присутствии катализатора, в результате проведенных экспериментов, на основе полученных данных и т.п.

Напр.: При повышении температуры скорость химической реакции возрастает.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 44
Система языковых средств научного стиля
Синтаксические особенности научной речи
Глагольно-именные обороты в

роли сказуемого: Воздух оказывает сопротивление движущемуся телу.
Составное именное сказуемое со связочными глаголами: называться, являться, считаться, представлять собой, делаться, служить, есть и др.
Наиболее десемантизированный связочный глагол – являться: Базальт является наиболее распространенной излившейся горной породой.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 45
Система языковых средств научного стиля
Синтаксические особенности научной речи
Предикативные слова –

краткие причастия и прилагательные: равен, пропорционален, эквивалентен, симметричен, тождествен и т.п.
Деепричастные и причастные обороты, в особенности со страдательными причастиями (Большинство движений, наблюдаемых в природе и технике, являются движениями переменными).
Союзные средства и вводные элементы – для выражения логических связей между частями научного текста: очевидно, по нашему мнению.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 46
Система языковых средств научного стиля
Синтаксические особенности научной речи
Уточняюще-пояснительные конструкции с

союзами то есть, или.
Присоединительно-распространительные конструкции с союзными скрепами причём, что, где, и поэтому, откуда.
Тенденция к употреблению сложных предложений – с союзами что, если, чтобы; двойными союзами чем … тем, настолько … насколько, если … то: Чем больше молекулярный вес газа, тем быстрее его давление убывает с высотой.
Цитаты со сложными ссылками на источник.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 47
Система языковых средств научного стиля
В целом организация всех языковых средств

в научном стиле речи подчинена:

характеристике действия
(а не деятеля),

различных обстоятельств, при
которых протекает действие,

выражению отношений между
явлениями.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Слайд 48
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика