Корнилова Елена Владимировна
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка и литературы
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Корнилова Елена Владимировна
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка и литературы
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Свойства (признаки) литературного языка:
нормированность (наличие системы норм);
полифункциональность;
стилистическое богатство;
стандартность и устойчивость;
наличие письменной и устной форм речи.
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Проблема стиля – одна из центральных, осново-полагающих проблем лингвистической науки.
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
в основе классификации – экспрессивно-жанровый принцип
высокий (книжный) – героические поэмы, оды;
средний (нейтральный) – научные сочинения, стихотворения, сатиры;
низкий (простой) – комедии, песни, басни, эпиграммы.
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
провозгласил связь грамматики и стилистики (нормативно-стилистический принцип);
заложил основы русского литературного языка (синтез книжного церковнославянского языка и обиходного русского языка).
Проблема стиля и понятие о ФРЛЯ
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Три типа речи общенародного языка:
важная, благородная речь (книжный язык);
обыкновенная речь, занимающая срединное положение (разговорный язык);
простонародная речь (просторечие).
«Русская грамматика»
(СПб., 1831)
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
высокий (книжный) – связан с интеллектуальными сферами деятельности, его носители – образованная часть общества;
средний (нейтральный) – составляет общий стилистический фон городского населения;
сниженный (простой, разговорный) – обслуживает бытовое неформальное общение.
Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Исследования по функциональной стилистике В.В. Виноградова, М.Н. Кожиной, О.Б. Сиротининой
(60-80-е гг. XX в.)
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Сфера деятельности → основная функция стиля → стилевые черты → языковые особенности.
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Разговорная
речь
Язык художественной литературы
Функциональные стили
Официально-деловой
Научный
Публицисти-ческий
Типология функциональных разновидностей языка Д.Н. Шмелева
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
разговорная речь – устный диалог (полилог);
публицистический стиль – устный/письменный монолог;
научный и официально-деловой стили – письменный монолог;
язык художественной литературы – письменный монолог и диалог (полилог).
Преимущественная форма и вид речи:
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Основная тенденция в развитии русского литературного языка – дифференциация языковых средств внутри отдельных функциональных стилей, что даёт возможность выделять подстили литературных стилей.
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Античность – близость научного изложения к художест-
венному повествованию (Пифагор, Платон, Лукреций).
Греция, III в. до н.э. – отделение научного стиля
от художественного, начало создания терминологии.
Средневековье – пополнение языка науки терминами
из латыни.
Возрождение – стремление к сжатости и точности
научного описания (Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон).
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
количества веществ – масса
градус теплоты – температура
эластическая масса – упругость
исхождение паров – испарение
скважность тел – пористость
тягость к Солнцу – тяготение
Первые физические термины XVIII в.
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Соотношение иностранных и русских терминов:
изобретатель – инвентор
соотечественник – компатриот
крепость – фортеция
отвар – декокт
пароход – пироскаф, стимбот
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Наука как вид познавательной деятельности:
Аксиома – доказанная истина, чистый экстракт знания.
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Отличительные признаки научного исследования:
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
собрать научные факты, точно и полно объяснить и систематизировать их;
показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности;
критически оценивать полученные знания, обновлять их и прогнозировать.
Каждая наука обладает своим метаязыком («язык физики», «язык лингвистики» и т.д.).
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Функции научного стиля речи:
Главная задача научной речи – сообщение объективной информации и доказательство её истинности, а также новизны и ценности.
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Научно-профессиональная сфера всегда предполагает обсуждение проблемы, поэтому для ученого диалог является не только формой речи, но и формой мысли.
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Специфические особенности терминов:
систематичность (место термина в данной терминосистеме: пропан, метан, этан, бутан);
фиксированное содержание и наличие дефиниции;
однозначность, отсутствие синонимов (дублетность: офтальмолог – окулист, лингвистика – языкознание);
стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии;
общепринятость и современность, стремление к унификации и интернациональности (полиморфизм, сублимация, трансмиссия, ультразвук, геология).
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
цифровые (математические символы)
буквенные (названия химических элементов и др.)
графические (графики, чертежи, схемы, рисунки)
β-излучение, n-й член, ∆АВС, кривая L1, Н2О
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
глагольно-именные сочетания (вступать в реакцию, совершать колебания);
формы родительного падежа в определительном значении (закон Ньютона, сила трения);
цепочки родит. падежей существительных (Жила – это форма залегания руд благородных и редких металлов);
субстантивированные прилагательные (касательная, кривая, прямая, шипящие);
сочетания существительных с прилагательными (термоядерный синтез, десятичная дробь).
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Форма единств. числа конкретных существительных – в значении множественного (Сверху и снизу лист защищён покровной тканью – кожицей).
Вещественные существительные – во множ. числе (смазочные масла, красные и белые глины).
Краткие формы прилагательных обозначают постоянный признак (белковые вещества сложны).
Сложная форма сравнит. и превосх. степени имен прилагательных (более устойчив, наиболее сложный).
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
неопределённо-личные предложения (Данную величину обозначают …; Различают несколько видов…);
обобщённо-личные предложения (Докажем теорему…; Вычислим площадь …);
безличные конструкции (Требуется определить …; Указывается на сходство …).
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Первое высшее техническое учебное заведение России
Санкт-Петербургский горный университет
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть